КЛУБ «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ» КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ ☼
Автор: Баранова Валентина Макаровна
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника.
Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка.
Однако в формировании здорового образа жизни ребенка-дошкольника огромную роль играет семья, потому что именно в семье закладываются элементарные навыки гигиены и самообслуживания, которые влияют на образ жизни детей.
С целью привлечения родителей дошкольников к воспитательной работе, направленной на здоровьесбережение малышей и формирования у них здорового образа жизни в детском саду «Сказка» (д. Ямник Демянского района) два года назад был организован клуб для родителей «Здоровая семья».
Согласно разработанному Положению, работа клуба «Здоровая семья» осуществляется в соответствии с приоритетным направлением детского сада, которым является здоровьесбережение детей. Работа клуба является нетрадиционной формой педагогического просвещения родителей.
Цель клуба «Здоровая семья» определяется важным направлением в развитии ребенка — становление ценностей здорового образа жизни.
Задачи клуба таковы:
1. Привлечь внимание родителей к проблемам, связанным со здоровьем детей, их современному и полноценному психическому развитию и подготовки к школе.
2. Продолжать работу по вовлечению родителей в педагогический процесс с целью приобретения родителями педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.
Клуб «Здоровая семья» имеет свою структуру. Так, руководитель клуба назначается из числа педагогов по результатам педагогической работы, работы с родителями в конце учебного года. В состав клуба «Здоровая семья» входят педагоги, узкие специалисты (медицинский работник, психолог, социальный педагог, логопед-дефектолог), профессиональный уровень которых соответствует I, II квалификационным категориям.
В работе клуба могут принимать участие педагоги, заинтересованные в повышении своего мастерства по работе с родителями, родители-спортсмены, специалисты из других дошкольных образовательных учреждений района.
Основными участниками клуба «Здоровая семья» являются родители, чьи дети посещают детский сад.
Основные требования к содержанию клуба «Здоровая семья» заключаются в следующем:
1. При планировании работы клуба учитывать приоритетное направление работы ДОУ «Сказка».
2. Вовлекать в работу клуба родителей, учитывая виды семей и типы семейного воспитания.
3. Информация должна быть интересной, понятной и необходимой родителям сегодня, чтобы они могли применить ее.
Работа клуба «Здоровая семья» четко планируется. В качестве примера представим план работы клуба на 2011 – 2012 учебный год.
План работы Клуба здоровой семьи
на 2011 – 2012 учебный год
/с учетом всех категорий семей/
№ п/п | Наименование мероприятия | Дата проведения | Участники | Примечание |
1. | Создание банка данных обо всех категориях семей, ведущих здоровый образ жизни. | сентябрь, октябрь | Педагоги ДОУ «Сказка» | Сбор информации осуществляется в период составления социального паспорта группы, ДОУ. |
2. | «Критерии здоровья» | октябрь | - руководитель клуба; - медсестра; - воспитатель; - родители. | Форма проведения – «круглый стол». |
3. | «Роль отца и матери в общении с ребенком» | ноябрь | - психолог; - воспитатель группы; - родители | Консультация |
4. | «Основные правила здорового образа жизни» | январь | - руководитель клуба | Консультация |
5. | «Нетрадиционные методы оздоровления» | февраль | - руководитель клуба - родители | Форма проведения - «круглый стол». |
6. | «Молодая семья» | март | - руководитель клуба; - родители | Форма проведения - «круглый стол». |
7. | «Критерии здоровья. Особенности личности, индивидуальные особенности» | апрель | - воспитатель, - психолог; - медсестра; - руководитель клуба | Консультация |
Отдельно был составлен и успешно реализуется на практике план работы с молодыми семьями. В основном это родители в возрасте от 18 до 25 лет, дети которых посещают младшую группу детского сада «Сказка».
План работы с молодой семьей в рамках клуба «Здоровая семья»
на 2011 – 2012 учебный год
№ п/п | Наименование мероприятия | Дата проведения | Участники | Примечание |
1. | Адаптация детей раннего возраста | октябрь | - психолог; - Педагоги группы раннего возраста; - Родители детей от 1,5 до 3 лет. | Форма проведения - «Круглый стол». |
2. | Особенности развития детей раннего возраста | ноябрь, декабрь | - психолог; - ст. воспитатель; - медсестра; - родители. | Форма проведения - «Вечер вопросов и ответов» |
3. | Физическое воспитание и уход (соблюдение режима дня, закаливание, сон, питание и т.д.), | январь | - медсестра; - инструктор по физической культуре; - родители. | Консультация |
4. | Умственное развитие в раннем возрасте. Основные показатели | февраль | - психолог; - Педагоги группы раннего возраста; - родители | Консультация |
5. | Игра в жизни ребенка | март | - педагоги группы детей раннего возраста; - родители. | Семинар-практикум |
6. | Воспитание самостоятельности. Кризис 3 лет. | апрель, май | - психолог; - родители. | Семинар-практикум |
Работа клуба «Здоровая семья» находится на контроле и заведующей ДОУ и родительского комитета. На основании аналитической справки о работе клуба определяется уровень проведения запланированных мероприятий, активность включения родителей в работу ДОУ по формированию здорового образа жизни у детей.
Итоги работы клуба «Здоровая семья» заслушиваются на итоговом педсовете один раз в году. Самые активные участники клуба поощряются специальными призами.
Сейчас клуб «Здоровая семья» посещают более пятидесяти родителей, семеро из которых постоянно занимаются спортом. Специальные занятия посещают около двадцати молодых родителей.
Таким образом, объединены стремления педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни у детей и потребности в здоровом образе жизни.
Кроме этого, привлечено внимание родителей к проблемам, связанным со здоровьем детей, к вопросам их современного и полноценного психического развития и подготовки к школе.
В настоящее время работа по вовлечению родителей в педагогический процесс с целью приобретения ими опыта педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.
Валентина БАРАНОВА