Кокология, как средство для создания благоприятной атмосферы общения. ☼
Автор: Титкина Ольга Владимировна
«Те, кто озаряет жизнь других,
не останутся сами без света»
Джеймс Мэтью Барри
Ни для кого не секрет, что для успешного проведения семинара, тренинга, беседы, собрания и т.д. очень важно установить доброжелательный контакт, ведь именно доверительная и доброжелательная атмосфера способствует эффективному и конструктивному взаимодействию сторон. Для этого можно использовать разные методы и приемы, но мой опыт показал, что кокология может оказаться незаменимым помощником в создании непринужденной атмосферы общения как с педагогами техникума, так и с родителями и студентами.
В нашем техникуме я успешно использую приемы кокологии как при проведении различных семинаров для педагогов, так и для создания позитивной атмосферы на классных часах и тренингах.
Что же такое кокология? Термин «кокология» происходит от японского слова «кокоро», что переводится как дух, ум, сознание, а если еще шире, то «внутренний мир». Кокология занимается разработкой и интерпретацией легких и позитивных тестов, которые стимулируют воображение и заставляют человека логически или визуально дополнить ситуацию или картину. В настоящее время успешно развивается проект «Кокология», которым руководит профессор психологии Исаму Сайто (Университет Риссё) и его коллега Тадахико Нагао. Основной концепцией проекта является придумывание игр-тестов, в которых человек представляя себя в обыденных или фантастических ситуациях, не задумываясь, отвечает на простые вопросы. Ответы трактуются с точки зрения научной психологии.
Чтобы не разочароваться и получить максимально достоверные ответы, следует соблюдать простые правила кокологии - игры:
- Запомните первый образ, который придет вам в голову и сконцентрируйтесь на нем. После этого найдите из предложенных вариантов ответов тот, что наиболее приближен к Вашему образному ответу.
- Расслабьтесь и отвечайте первое, что приходит на ум.
- Не путайте кокология - тесты с тестами на логику. Здесь она совершенно не нужна.
Кокология тесты – идеальный микс науки и развлечений. Пусть данные тесты нельзя назвать ни слишком серьезными, ни научно обоснованными (впрочем, у основателей кокологии несколько иное мнение на этот счет), зато с задачей поднять настроение, создать теплую и душевную атмосферу, наладить коммуникацию между людьми, удивить, рассмешить – они вполне справляются. А некоторые из педагогов и студентов нашего техникума, игравших в эту психологическую игру утверждают даже, что кокология помогла им по-новому взглянуть на себя, переосмыслить отношения с окружающими, разобраться в причинах собственных проблем…
Работа педагога – одна из самых важных и сложных. При этом она существенна не только в процессе воспитания человека, но и в становлении его личности. К педагогу нашего учреждения предъявляются особые и очень серьезные требования. Педагог должен уметь определять индивидуальные способности студентов, развивать их и обращать внимание родителей на успехи или проблемы их детей. А тут уже требуется знание приемов успешной коммуникации с взрослым человеком, ведь родители тоже все разные.
Так, что кокология направлена еще и на решение ряда важных задач:
v развитие творческой инициативы педагогов;
v развитие эмоциональной произвольности;
v совершенствование коммуникативных навыков;
v развитие навыков саморегуляции педагога;
v снятие психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения (педагога с педагогом, педагога со студентом, педагога с родителями);
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал сновидения королевской дорогой к бессознательному. Создатели забавной психологической игры – кокологии утверждают, что их изобретение также способно помочь нам проникнуть в тайны собственного подсознания и узнать о себе много нового и неожиданного. И, в отличие от психоанализа, свой кокологический «диагноз» вы узнаете за 2-3 минуты.
В ее арсенале – ряд ситуативных тестов, предлагающих человеку, подключив воображение, ответить на определенные вопросы, дорисовать картинку, выбрать из предлагаемых вариантов тот, который больше по душе, представить и описать ту или иную ситуацию… В итоге, дав ответ на невинный, казалось бы, не имеющий к нам никакого отношения вопрос и получив интерпретацию ответа, участники игры зачастую узнают о себе немало интересного.
К примеру, представив себе птичку определенного цвета мы узнаем, … как скоро в нашей жизни произойдут долгожданные перемены. Описываем культпоход в музей и выясняем, … какое впечатление производим на людей при первой встрече.
Хотите сыграть в кокологию? Тогда запомните правила:
Y По возможности, не играйте в одиночку. Конечно, не будет ничего страшного в том, что вы ответите на вопросы тестов в одиночестве, но поверьте: гораздо большее удовольствие вы получите, делая это в коллективе. Ведь кокология – не просто игра, а инструмент общения. И, кто знает, может, именно благодаря ей вам удастся понять причины тех или иных разногласий и конфликтов, которые порой возникают между вами и окружающими? Или найти множество точек соприкосновения с человеком, который недавно пришел работать к вам в коллектив.
Y Будьте спонтанны. Не стоит долго размышлять над каждым вопросом, - отвечайте первое, что приходит в голову. Помните: правильных или не правильных ответов в данном случае не существует.
Y Не старайтесь, во что бы то ни стало предугадать интерпретацию ответов, не забегайте вперед. Что с того, что вы приобретете в глазах окружающих славу Шерлока Холмса? Цель данной игры заключается не в демонстрации способностей к дедукции, а в познании себя и окружающих. Так не лишайте себя возможности узнать о себе много нового и неожиданного.
Y Будьте честными и искренними, отвечая на вопросы. Какой прок в игре на самопознание, если мы будем давать лживые ответы?
Y Прежде чем начать игру, приготовьте все необходимое. Речь идет о бумаге и ручке, - они могут понадобиться при выполнении некоторых заданий.
Y И, наконец, последнее напутствие - Смотрите на мир шире, не стоит воспринимать все слишком буквально и чересчур серьезно.
МЕТАФОРА
Все участники стоят в кругу, желающий выходит в центр, закрывает глаза (это делать необязательно, но так проще остальным, да и ему самому тоже). Задание всем остальным: - Какой образ рождается у вас при взгляде на данного игрока? Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составляет фон картины, какие времена все это напоминает? Желательно, чтобы через "центр" прошли все желающие. Можно закончить обменом впечатлений.
Как вы понимаете, это упражнение интересно тем, что человек узнает, как его воспринимают окружающие, не просто на бытовом уровне, а на уровне ассоциативном, что разрушает стереотипы взаимоотношений, сложившиеся в группе.
ФОТОРОБОТ
Участники группы должны составить собирательный фотопортрет группы. Изображение строится из 12-15 элементов. Сюда входят голова, шея, левая, правая рука, туловище, левая, правая нога, глаза, нос, рот, уши, волосы. Каждая деталь обсуждается и "берется" у одного из игроков, причем выбор объясняется, например: "Предлагаю в наш фотопортрет взять голову Иванова, т.к. она у нас самая умная" и т.п.
Тест «Наши любимые животные»
Какие животные вам нравятся больше всего? Подумайте об этом и назовите трех из них в порядке предпочтения. При этом не забудьте как можно подробнее описать те качества, которые вам особенно симпатичны в каждом из зверей.
Например: 1) Кошка (ласковая, уютная, независимая и т.д.); 2) Собака (верная, веселая, хороший компаньон и т.д.); 3)Хомяк (милый, неприхотливый, забавный и т.д.)
Интерпретация ответов:
Суть теста: Три, названных вами животных, отражают три стороны вашей личности.
1) Животное, которое вы назвали первым, – это тот идеал, к которому вы стремитесь. Качества, которым вы наделили животное, помещенное на первое место, говорят о том, каким вы хотите быть.
2) Второе животное символизирует вашу сущность, те его характеристики, которые вы перечислили – отражают и ваши собственные черты характера.
3) Давая характеристику третьему животному, вы, вероятно, и не предполагали, что описываете то, каким вас видят со стороны окружающие вас люди. А это именно так.
Вот так непринужденно и с улыбкой можно помогать нашим педагогам познавать себя и делиться своим внутренним миром с окружающими.
Я очень часто использую кокологию и в работе с детьми, и со взрослыми. Просто палочка - выручалочка. Всем очень нравиться!
Список использованной литературы:
1. Батаршев А., Алексеева И., Майорова Е. Диагностика профессионально важных качеств. - С-Пб.: «Питер», 2007г.
2. Нагао Т., Сайто И. Кокология. Психологические игры. – Киев, Москва, С.-Петербург: «София», 2003г.