Комфортность самочувствия ребенка на занятиях дополнительного образования – основа здоровьесберегающей деятельности.

Автор: Фролова Наталья Владимировна

 

Есть такая очень хорошая притча, многим она уже известна:  «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать на наших занятиях такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

Сейчас особенно остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья школьников. В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в образовательном процессе  атмосферы психологического комфорта. Это декларируется в законе «Об образовании в Российской Федирации».

Вопросы создания комфортной образовательной среды становятся сегодня все более остро востребованными. Образовательная среда – это совокупность разнообразных (духовных и материальных) средств, способствующих развитию индивидуальности обучающихся в процессе решения образовательных задач.

         Комфортное самочувствие ребенка, один из основных показателей качества не только  школьного, но и дополнительного образования.

Под комфортностью образовательной среды понимается, прежде всего, атмосфера спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать на занятиях каждый  ребенок.

Комфорт можно рассматривать с двух точек зрения:

   С психологической точки зрения комфорт обучающегося – психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутренней образовательной средой.

    С педагогической точки зрения комфорт выступает как качественная характеристика организации внутриобразовательной среды и образовательной деятельности ребенка, в результате которой он реализует свои способности и возможности, получает удовлетворение от учебной деятельности, от общения с педагогами и сверстниками.

  Комфортная  среда – внутреннее пространство школы-интерната, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.

Комфортное самочувствие ребенка характеризуется определенными признаками:

- ребенок охотно взаимодействует со сверстниками в процессе  деятельности;

- жизнерадостен;

- легко общается с взрослыми;

- с удовольствием и интересом занимается;

- с желанием посещает занятия и т.д.

Существуют признаки и дискомфортного самочувствия, это когда ребенок не желает общаться со сверстниками, мало активен, испытывает робость, смущение в процессе общения со взрослыми, ходит на занятия дополнительного образования без особого желания, не может высказать свое мнение по предложенной теме педагога, не решителен в отстаивании своей точки зрения в процессе общения с детьми и т.д.

Каждый ребенок нуждается во внимательном, понимающем отношении к нему, в признании его личности, особенно среди сверстников.

Окружающим ребенка взрослым необходимо, прежде всего, обращаться к его внутреннему миру, психологическому самочувствию, что позволит целенаправленно выстроить работу по социализации ребенка, повышению его успешности.

Основные условия:

1.      Создание психологически комфортной обстановки в группе.

2.      Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

3.      Введение ребенка в сложны мир человеческих эмоций (ориентировка в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают).

Вне зависимости от заявленных притязаний на уровень образования дополнительное образование оценивают не столько по качеству обучения, как по таким критериям, как культура общения; ощущение внутренней свободы каждым пребывающим в ее стенах; атмосфера взаимного благорасположения; стремление каждого «быть лучше»; его личная защищенность и уверенность в справедливости и поддержке со стороны окружающих; положительное эмоциональное самочувствие.

Основные показатели психологического комфорта детей на занятии:

- Устойчивое бодрое состояние;

- доминирование  положительных эмоций, радостное настроение;

- высокий физический тонус;

- отсутствие тревожности;

- высокие показатели адаптивности;

- хороший сон, аппетит;

- высокая познавательная и творческая активность;

- дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми;

- отсутствие агрессии;

- низкая заболеваемость.

На занятиях, сопряженных с малоподвижной деятельностью, педагогам необходимо  использовать  физкультминутки и релаксационные упражнения.

Релаксационные упражнения создают условия для нормального функционирования организма, помогают ребенку сосредоточиться на определенном состоянии, которое впоследствии может быть вызвано им произвольно. В результате выполнения таких упражнений улучшается обмен веществ, мозговое кровообращение, снижается напряжение и утомление, увеличивается время, в течение которого ребенок может заниматься одним видом деятельности. В ходе этих упражнений у ребенка появляется ощущение покоя и сосредоточенности, исчезают отрицательные эмоции, улучшается поведение.

Физкультминутки способствуют быстрой переключаемости, отвлечение от предыдущей деятельности.

Для того чтобы педагогу выполнить основную задачу – создание комфортной ситуации для раскрепощения детей необходимо:

1. Умение завоевать авторитет. В педагогическом процессе именно на взаимоотношения с детьми накладывается вся многоступенчатая структура учебно-воспитательных усилий педагога. Порой из-за несложившихся отношений рушатся самые лучшие приемы, замечательные методики не срабатывают. Не состоялось «вхождение» личности в личность.

2. В совершенстве владеть педагогическим общением. Педагогическое общение – особый вид творчества. Он проявляется в умении понять состояние обучающегося – взглянуть в мир ребенка и сразу понять, что с ним происходит. Творчество проявляется и в искусстве воздействия на партнера по общению, в умении взаимодействовать с ним. Общение с людьми – это всегда творчество, и, как любым творчеством, овладеть им сложно.

Для создания психологического комфорта на занятии педагогу нужно, чтобы процесс общения протекал более эффективно и соответствовал тем постоянным изменениям, которые происходят в психических состояниях детей, можно рекомендовать следующее:

- будьте внимательны к партнерам по общению,

-развивайте коммуникативную память (помните о тональности общения с группой или отдельным учеником, к которой они привыкают),

-развивайте собственную наблюдательность в общении с детьми,

-стремитесь предвосхитить реакцию собеседника,

-умейте анализировать поведение учащихся: позу, жест, мимику, экспрессию,

-в процессе общения думайте о тех, с кем общаетесь.

Надо постоянно уметь ставить себя на позицию ребенка, с которым вы общаетесь. Стремитесь искать в детях хорошее, и вы его обязательно найдете.

Для создания психологического комфорта на занятии нужно уметь:

а) Наблюдать за детьми - обращать внимание на их настроение - быть пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение детей.

б) Учиться видеть себя со стороны, глазами детей.

Для этого:

- чаще анализировать собственную деятельность,

- стремиться поставить себя на место ученика,

- выявить какие наши личностные недостатки влияют на работу с детьми,

- честно признавать свои ошибки, не стесняться сказать, что вы чего-то в данный момент не знаете.

3. Уметь слушать детей. Надо выслушать до конца, даже если обучающийся говорит неверно и у вас мало времени. Это важнейший показатель вашего внимания к личности ребенка. Проанализируйте себя:

- всегда ли вы готовы выслушать до конца,

- не возникает ли желание перебить, - не предъявляете ли вы к ребятам «взрослые» требования,

- можете ли вы почувствовать, что ученик мыслит верно, но затрудняется высказать свои мысли точно и кратко.

4. В процессе работы могут возникать конфликты. Необходимо помнить:

- конфликт может быть следствием вашей педагогической ошибки, его надо нейтрализовать.

- конфликт может быть результатом столкновения требований и привычек, и навыков, нужно проанализировать причины.

- ПОМНИТЕ, что мы не имеем профессионального права обижаться на детей – в этом своеобразие педагогического общения.

5. Во время дискуссий, убеждая в неправильности мнения, старайтесь не обидеть оппонентов, не задеть недостатков характера. «Ты неверно считаешь, потом что…», но не «Какой ты упрямый, нудный». Вы можете сказать: «Я глубоко разочарован в твоем поведении», но не «Ты ведешь себя безобразно». В этом случае вы говорите о своем отношении к поведению, а не просто оцениваете поступки.

6. При общении с неконтактными обучающимися, которые отвечают односложно, начинайте свои вопросы со слов «почему?», «как?», «для чего?» и т.п. В разговоре с ними губительны провалы, паузы, когда теряется нить живого взаимодействия общение должно быть постоянным и непрерывным.

7. Чаще улыбайтесь детям. Улыбка располагает к общению, вызывает стремление к работе. Понаблюдайте за собой: - как часто вы улыбаетесь, - способны ли вы смеяться с детьми, - не лежит ли на вашем лице печать озабоченности и усталости.

8. Создавая психологический комфорт на занятии стремитесь, чтобы чаще звучали одобрение, похвала и поощрение. Это ведет к тому, что обучающийся начинает связывать с вашей личностью собственные положительные эмоции. Внушайте детям уверенность в их силах. Помните, что одобрение, поддержка, доброжелательность – важнейшее условие совместной творческой работы.

9. Помните, что людей всегда волнует их личность – ваше отношение к ней, понимание, уважение. Ребята, особенно подростки, хотят, чтобы их воспринимали как личность. В нашем общении всегда должны присутствовать неподдельный интерес к личности ребенка и дети должны это ощущать.

10. Следите за собственной речью, помните, что она отражение вашей личности; не употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевых ошибок обучающихся. Исключите их своей речи окрик и резкие интонации, которые негативно влияют на обучающихся, вызывают у них эмоциональный дискомфорт.

Вот те основные психолого-педагогические требования к созданию психологического комфорта на занятии. Но все эти требования не принесут успеха, если не будет главного: любви к ребенку.

 

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель, если учитель имеет только любовь к ученику, как отец или мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель», Л. Н. Толстой.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x