Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Комплекс упражнений направленный на развитие звуко-буквенного анализа. | Карасёва Светлана Геннадьевна. Работа №206733

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Карасёва Светлана Геннадьевна
Дети с нарушениями речи имеют трудности в звукопроизношении, фонематическом восприятии, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьёзным препятствием в усвоении программы детского сада. Необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звуко-слогового анализа.

Комплекс упражнений,

направленный на развитие звуко-буквенного анализа.

Игры и упражнения.

1. Цель методической разработки: 
овладение детьми старшего возраста навыками выполнения звукового анализа;

2. Задачи и направленность: 
- подготовка детей к усвоению чтения; 
- обучение детей умению подбирать слова с заданными звуками, делению слов на слоги; 
- развитие слухового восприятия, речевого слуха; 
- развитие и совершенствование дошкольниками фонетических знаний и умений; 
- обучение навыку звукового анализа детей старшего дошкольного возраста; 
- формирование навыков восприятия и различения звуков речи; 
- закрепление знаний об изученных звуках, их характеристиках (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой),  местоположение в словах (начало, середина, конец). 
- построение     графической     небуквенной     модели,     отражающей     количество, последовательность звуков в слове, а также характеристику звуков.

3.  Актуальность и востребованность на современном этапе:

Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями актуальна, и современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен достаточно. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По данным В.К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. А.Н. Гвоздев отмечает, что "хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится". И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно дошкольнику. И очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести в дислексии: затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. 
Обучить детей звуковому анализу с помощью занимательных и результативных игр поможет данный дидактический материал.

4. Способы взаимодействия специалистов:
Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, физ. руководителя), психолога, родителей.

5. Краткая характеристика содержания: 
Представлены:

Методы и приёмы овладения звуковым анализом;

Этапы формирования процесса звуко-слогового анализа (по ходу представления этапов предлагаются игры и упражнения, помогающие усвоить этап (с указаниями и целями);

Алгоритм действий по выполнению звукового анализа

-  Порядок анализируемых слов: далеко не все слова можно предлагать ребёнку для выполнения звукового анализа. Даётся чёткая последовательность предъявляемых слогов, затем слов;
Описание игр и упражнений для овладения необходимыми знаниями на каждом этапе.


Дети с нарушениями речи имеют трудности в звукопроизношении, фонематическом восприятии, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьёзным препятствием в усвоении программы детского сада. Необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звуко-слогового анализа.
Как указывает Спирова Л.Ф., в сложном комплексе психических процессов, на который опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим методом, решающая роль принадлежит способности ребёнка производить анализ звукового состава слова.
Когда ребёнок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется: на место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава. Дети осознают, что:

речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков речи,

обучаются выделению звуков из речи, из состава слова.

понимают, что звуки располагаются в слове в определённой последовательности,

овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов - в предложения, а также рядом понятий: "предложение", "слово", "слог", " звук", "буква".

Естественно, что у детей с нарушениями речи усвоение такого материала вызывает значительные трудности. В силу объективных причин к 6 годам у них оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению внимания ребёнка со смысла речи на её звуковой состав имеет важное значение.
Таким образом, процесс обучения звуко-слоговому анализу осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры.
Различная степень нарушения речевой функции делают необходимым использование разнообразных приёмов и методов при обучении детей звуко-слоговому анализу.
Материал для занятий по формированию звуко-слогового анализа подбирается так, чтобы не было неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался, возможно, чаще.
II. Этапы овладения звуковым анализом.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

«ПОВТОРИ СЛОВА».

ЦЕЛЬ: развивать умение различать на слух и произносить сходные по звучанию слова.

ХОД: слушай внимательно и повторяй правильно.

Галка - калька                              даль - дай

Клоп - хлоп                                                шалю - шью

Шалость - жалость                     веер - веял

Зайка - сайка                                 роль - paй

Коля - Толя                                                кошка- корка

Торт - порт                                     паста - парта

Почка-дочка                                 баран-банан

Банк - танк                                     укол-укор

Пыль - быль                                  бал – бар

 

«ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ»

ЦЕЛЬ: упражнять в умении произносить правильно подряд слова, близкие по звуковому составу.

ХОД: запомни слова, которые я скажу, и повтори их в том же порядке.

Лапа              смола           лодка           стекло          ласточка

Лама             скала            ложка           седло            лапочка

Лампа          шкала           кошка           весло            лампочка

 

«ЗАКОНЧИ СТРОЧКУ».

ЦЕЛЬ: упражнять в подборе по смыслу и звучанию   подходящих слов.

ХОД: закончи строчку двустишия подходящим по смыслу и звучанию словом.

Очень зелены, густы                             На столе лежала сайка,

В нашем садике...(кусты)                                А по лесу бегал ... ( зайка )

Зреет красная калина,                          Лиза пробовала суп.

Соберет ее... ( Галина )                         Заболел у Лизы ... ( зуб )

Самолет гудит, поет -                            Как нам хочется суметь

Собирается в ... ( полет )                      Спать спокойно, не ... ( шуметь )

Все бывает: то шалю.                            Жил да был веселый гном.

То наряды куклам ... ( шью )                          Он в лесу построил ... ( дом )

Щиплет травушку коза.                                    Зазеленели в парке ветки.

Косит травушку ... ( коза )                                И на прогулку вышли ... ( детки )


1.   Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.

Игры и упражнения:

Выделение звука из слова (есть такой звук или нет?)

Разговор двух пчёлок: Давай дружжжить! Где ты жжживёшь?

Встреча двух машин: Я ввожу овввощи, а ты? Такую игру можно продлить, используя любой звук.

"Утки и окуни".
Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и  У. 
Ход игры: 
дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а "утки" - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке. 
Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден,
облако, угол, удочка, ужин, улей, умный, уголь, узкий.

" Дружные звуки " 
Цель: научить узнавать звуки, произносимые с утрированной интонацией. 
Ход игры: 
Логопед создаёт игровую ситуацию следующим рассказом: Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве. Когда стали создаваться слова, пришлось им разойтись по своим домам- словам. И вместо одного звука А появилось много таких же звуков А. Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе. Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые. Чтобы легче вам было искать друзей, я буду их произносить протяжно, громко. Сначала нужно сказать, какой звук я называю громко в первом слове, а потом - во втором слове. После этого мы сравним звуки и обрадуемся, если они одинаковые, хлопнем в ладоши. Примерный речевой материал: ААА-ня - ААА-лла, УУУ-ля - ИИ-ра....

" Куклы заблудились " 
Цель: научить   выделять   в   слове звук, произносимый    с утрированной 
интонацией. 
Ход игры: 
У детей несколько кукол. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля. Куклы пошли в лес и заблудились. 
Какой звук попросим пойти искать Аню? Каждый ребёнок должен найти свою куклу, то 
есть назвать тот звук, который произносил ведущий с большей силой (выделяются голосом 
ударные гласные). 
« Сколько слов со звуком Ш?»

Цель: научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.
Ход игры: 
Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их. После прочтения ведущий спрашивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов. 
Речевой материал к игре:

В тишине лесной глуши,                     Вот девочка Марина,

Шёпот к шороху спешит,                   А вот её машина,

Шёпот к шороху спешит,                   На, машина, чашку,

>   Шёпот по лесу шуршит.                     Ешь, машина, кашку. 
>             Наша Маша рано встала: кукол всех пересчитала:
2 Матрёшки на окошке, 2 Танюшки на подушке,
2 Иринки на перинке, а Петрушка в колпачке,
на дубовом сундучке. 
>   Мы     в     магазин     ходили,    
и     шар     себе     купили, 
Будем    шар    мы    надувать,   
будем    шариком    играть, 
Раздувайся       наш        шар,       
раздувайся       большой, 
Оставайся такой, да не лопайся.

Так же можно поиграть и с другими звуками: примерный перечень литературы:
Т.А.Киселёва "Логопедическая зарядка в коррекционной работе с детьми, имеющими дефекты речи" 
Т.А.Ткаченко "Специальные символы" с.31 
А.И.Максаков "Учите, играя" с. 124 
Колесникова Е.В. "Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет" 
Колесникова Е.В. "Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет" 
Л.М.Козырева "Развитие речи. Дети 5-7 лет" с.27

" Слышишь ли ты звук? " 
Наглядный материал: картинки с изображением разных предметов. 
Логопед показывает детям картинку, на которой изображён РАК. Дети громко произносят: РАК.     Затем показывает чистый лист такого же размера, как картинка, и просит сказать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. (МАК)
Слова МАК и РАК неоднократно произносятся отдельными детьми и одновременно всеми. Логопед предлагает вслушаться в них и сказать, что же у них общее, - звучат похоже, а что разное? Логопед сам отчётливо произносит ММак- РРРак, как бы пропевает начальные звуки этих слов, и, если дети затрудняются, сам сообщает, что непохоже звучат слова в самом начале, в них слышатся разные звуки М и Р. Аналогично проводится упражнение со словами МЫШКА- МИШКА, КОТ-КИТ.

" Подскажи Петрушке звук " 
Наглядный материал: Петрушка, ширма. 
Петрушка сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально   недоговаривать   последний   звук.   Его   должны   подсказать   дети.   Логопед внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили всё слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию. Дети должны быстро подсказывать последний звук, чтоб прозвучало всё слово целиком. На солнышке грелся черноухий котёно... На него смотрел белоухий щено ... Охотники развели в лесу костё... Ученик держал в руке каранда... Малыш попросил маму завязать красный шар... На лесную полянку выскочил зая... В зоопарке жили ено..., бегемо..., крокоди... По стволу стучал пёстрый дяте... Белочка спрятала орешки в дупл... По двору бродили петух..., куриц..., утк...

 

" Какое слово задумала? "

Наглядный материал: предметные картинки  (ромашка,  ключ,  книга, стол, цветок, шкаф,

Логопед показывает картинку с изображением  ромашки  и  говорит:   Это...омашка. Дети улыбаются и поправляют: Ромашка. Он соглашается: я же и говорю: ...омашка. Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука Р: ррромашка. Но почему же у меня не так получается, может я что- то пропускаю?
-   Да. Вы пропускаете звук Р.
Эта же игра может проводиться иначе: может пропускаться последний звук или звук в
середине слова, главное, чтобы дети его услышали и выделили его на слух.
II вариант игры 
Дети получают от Петрушки письмо: "Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово -... орова. Что же это за слово, подскажите мне дети? - корова.
Что же прозвучало не так? Чего не хватает в моём слове? Звука К, который должен стоять в начале слова.

2. На втором этапе учимся определять место звука в слове: начало, конец, середина.

Игры и упражнения:

"Подарки гостям." Педагог представляет гостя занятия: (Матрёшку, Буратино, Карлсона, Золушку) и прочих. Детям предлагается придумать и назвать подарки и кушанья, которые можно было бы предложить гостю с учётом того, что первый звук в названии подарка должен совпадать с таковым в имени гостя.

"Пропускаем мы во двор слов особенный набор".

Педагог предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх. Далее объясняет, что во двор мы будем "пропускать" только слова со звуком, символ которого ставится на видное место. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они "пропустили во двор".

"Предмет и имя".

Логопед показывает детям кукол, изображающих мальчиков или девочек, даёт им имена в зависимости от темы занятия (Маша, Коля,  Света Вова).  Каждой кукле предлагается подобрать подарки из ряда предметов, стоящих на отдельном столике так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени куклы совпадали.

"Чудесная удочка"
На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

Лото "Назови картинку и найди первый звук"
Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Материал: карты по 4 картинки 
Описание игры: 
Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух название своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть её фишкой.

" Замкни цепочку " 
Правилок   первому   слову   подбирается   слово, начинающееся   с   того   звука,   каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекидыванием мяча, а можно выполнить
настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению. Начинаем с картинки, помеченной специальным значком.

"Поезд"
Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.
Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Это надо учитывать и не помещать картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.

" Доскажи звук " 
Цель: научить выделять в слове последний звук по представлению.

Ход игры:
игру можно проводить с перекидыванием мяча. Логопед произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч любому играющему. Тот ловит мяч и досказывает нужный звук. Какой я пропустила звук?
Ходит по лесу хорёк, хищный маленький звере... 
Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё... 
Лежебока рыжий кот, отлежал себе живо...

" Найди сбежавший звук " 
Цель: определение первого звука в словах собственной речи.
Ход игры:
Логопед читает стихи, в которых есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать "сбежавший звук" За каждый правильный звук даётся очко.
>       Смотрит ..олнышко в окошко,                           В    этой    речке    утром    рано
Светит в нашу комнатку,                                      Утонули два ..арана.
Мы захлопали в ладоши,    .                                      Кто один имеет рог?
Очень рады ..олнышку.                                                         Ну, конечно, ..осорог!

-   Какой звук пропущен?

"Нарисуй букву "
Цель: нахождение заданного звука в словах на основе проговаривания.

"Распредели картинки"
Детям раздаются картинки, где, например, (м) в разных позициях. Нужно распределить картинки по колонкам: в первую - где (м) в начале слова, во вторую - в середине, в третью конце слова.

"Закрась окошечко, где живёт звук"- игра-перфокарта.

Цель: определение места звука в слове.
Материал: папки-перфокарты, на которых помещают по 3 картинки, под каждой вырезаны 3 отверстия- окошка для звуков. В правом углу перфокарты дано изображение буквы. 
Ход игры: 
Дети, ориентируясь на букву, определяют место соответствующего звука в названии каждой картинки: находят каждому звуку его "комнату" в доме, состоящем из трёх комнат - отверстий.

3. На третьем этапе вводятся фишки для выполнения звукового анализа: 
красный обозначают гласный звук,
синий твёрдый согласный,
зелёный - мягкий согласный,
синий с изображением звоночка - твёрдый звонкий согласный,
зелёный с изображением звоночка - мягкий звонкий согласный звук.

Игры и упражнения: 
Логопед произносит звук, а ребёнок определяет: твёрдый это звук или мягкий?
Распредели игрушки между Тимом и Томом, Катей и   Кирой, Симой и Светой (в зависимости от того, с какого звука: твёрдого или мягкого начинается слово и имя).

"Звуковое дерево" 
на 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где "растет" слово. Пример: слово "машина" на дереве с синими листьями, т первый звук в слове согласный, твёрдый.

"Сигнальщики" 
У детей сигнальные карточки синего и зелёного цвета. Если в слове, названном логопедом первый звук звучит твёрдо, дети показывают синюю карточку, если мягко-зелёную.

"Орешек или подушечка" - игра проводится по аналогии с игрой "Сигнальщики".

"Чем отличаются слова?"
Логопед читает пары слов, в которых ребёнок должен определить, как изменится звук по
звонкости, глухости
Бочка-почка       зуб-суп       зайка- сайка
Жар-шар    точка-дочка        пар- бар
На данном этапе дети учатся анализировать обратные слоги типа:
ГЛАСНЫЙ+ СОГЛАСНЫЙ, прямые слоги типа: СОГЛАСНЫЙ + ГЛАСНЫЙ, а затем слов типа КОТ, МАК, КИТ.
Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов, слов. Впоследствии фишки заменяются буквами, и дети читают односложные слова и слоги. В это время дети понимают и употребляют термины "звук", "буква", "слог", "слово", "гласный и согласный", "твёрдый и мягкий", "звонкий и глухой".

4. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слова. 
Вначале дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: схему слова и фишки.
Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звуков в слове. Позже дети выполняют звуковой анализ без схем, выкладывая фишки на звуковую линейку и по представлению.
Игры и упражнения:

"Телеграфисты"

Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению, обучение звуковому синтезу слов.
Ход игры: играют двое детей, они - телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задаётся ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен "передать содержание телеграммы": произнести слова - название картинки по звукам. Второй играющий "принимает телеграмму" - называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.

"Поймай звук"
Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы" - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.
Знания детей о звуковом составе слов, полученных на предыдущих этапах, объединяются с умением членить слова на слоги. Дети узнают, что в каждом слоге 1 гласный звук, учатся делить слова на слоги различной слоговой структуры, определять последовательность слогов и их количество.

Игры и упражнения:

"Слоговая цепочка"
Цель: научить выделять в словах первый и последний слоги. 
Ход игры: Карточки для игры раздают играющим поровну, их надо положить перед каждым игроком сверху вниз. Начинается игра с карточки, на которой левая половинка пустая. Играющий выставляет эту карточку, называет слово - название картинки и выделяет последний слог в данном названии. Дети ищут на своих карточках слева такую картинку, у которой первый слог совпадает с данным слогом, и выкладывают ее рядом с первой. Затем анализируется правая картинка второй карточки, в ней выделяется последний слог. Таким образом, в названиях левых картинок выделяется первый слог, а в названиях правых картинок - последний слог. Игра должна завершиться, когда будут выложены все картинки, последняя карточка - с пустой правой половинкой.

"Разгадай ребус"

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов. Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по две картинки. На карточке "спряталось" слово. Его надо составить, выделив из каждого слова-названия первые слоги, а затем из них сложить слово, например: ромашка, самолет - роса. Выиграет тот, кто составит больше слов.

ПРИМЕРНЫЙ КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИГРЫ 
Картинки слова:

голуби, раки        -               гора; 
бутылка, рябина -               буря; 
кораблик,  жаворонок  -      кожа; 
сухари,  шары     -               суша; 
ромашка,  тазы   -               рота; 
телефон, малина -               тема; 
чулок, дома         -                        чудо; 
вагон, рябина      -               Варя; 
карандаш,   банка        -      кабан; 
банан, бабочка    -               баба; 
колобок,  марка  -               комар; 
девочка,  лопата -               дело; 
лисички, самолет          -               лиса; 
шуба,  ракета      -               Шура.

«ЗАКОНЧИ СЛОВО».

ЦЕЛЬ: упражнять в самостоятельном подборе на слух нужного слога, подходящего по смыслу.

ХОД: я произнесу начало слова, а вы добавьте тот слог, чтобы получилось понятное слово.

(вы - фы)                 (ба – па)                  (сы - зы)                  (саца)

шка...(фы)              жа…(ба)                   бу…(сы)                   мельни…(ца)

сли…(вы)                 шай…(ба)                во…(зы)                   кузни…(ца)

тык…(вы)                ре…(па)                    та…(зы)                    поло…(са)

канна…(вы)                        ли…(па)                   ту…(зы)                    колба…(са)

голь…(фы)              лу…(па)                    ча…(сы)                   актри…(са)

тра…(вы)                 ры…(ба)                   какту…(сы)             пшени…(ца)

ша…(ры)                  ла…(па)                    гро…(зы)                 терра..(са)

Чтобы читать или писать, ребёнок должен уметь одновременно держать в поле зрения определённое количества материала (и слухового, и зрительного). Причём, материал этот должен удерживаться прочно, так как если объём внимания и памяти у ребёнка будет всё время колебаться, какая-то часть материала будет всё время ускользать из поля зрения ребёнка, и в письменной речи будут возникать сбои.

* Положите перед ребенком 7 – 8 предметов. Попросите его отвернуться и уберите один предмет, ребёнок должен угадать какого предмета не стало. Игрушки можно поменять, ребёнок должен сказать, что изменилось.

* Разложите перед ребёнком 6 – 7 картинок, ребёнок должен запомнить их. После этого смешайте эти картинки с другими 8 – 10 картинками, ребёнок должен найти среди них те, которые он запомнил.

* Подобные задания можно выполнять на материале букв, или в качестве подвижной игры, где меняются сами дети.

III. Порядок анализируемых слов:
слова из двух гласных (АУ) 
из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ОХ)
из трёх звуков (РАК, КИТ) 
из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА) 
слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК)
слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ)
слова из 2 слогов (СУМКА) 
из 3 открытых слогов (СОБАКА)

IV. План анализа слова:

произнеси слово и послушай его.

Этот пункт исключительно важен для развития фонетических способностей: таким образом, предъявляется объект предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнётся вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный этап звукового анализа становится средством воспитания у дошкольников устной речи.
2.найди ударный слог и произнеси слово по слогам: выполняя второй пункт плана, ребёнок произносит слово дважды: в первый раз целиком (со звательной интонацией, которая подчёркивает ударный слог), а во второй по слогам. 
3. протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора. 
4. обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)
5. выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
6. третий звук и т.д.
7. "прочитай" слово целиком по фишкам и проверь себя:

сколько всего звуков в слове?
сколько гласных? 
сколько в слове слогов?

V. Заключение.

Итак, овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Слияние звуков, материализованных с помощью фишек - есть моделирование чтения, а выкладывание фишек - аналог письма, только то и другое проходит в игровой, занимательной форме.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×