Название статьи:
Комплексно-тематическое планирование. | Белорус Оксана Алексеевна. Работа №209648
Дата публикации:
08.04.2019
Автор:
Белорус Оксана Алексеевна
Описание:
Автор: Белорус Оксана Алексеевна
Проектирование образовательного процесса осуществляется, как правило, в соответствии с выбранной моделью организации образовательной деятельности учреждения. Среди существующих, в наибольшей степени отвечает положениям ФГОС (принципам, задачам, условиям создания социальной ситуации развития) комплексно-тематическая модель.
Комплексно-тематическое планирование.
Проектирование образовательного процесса осуществляется, как правило, в соответствии с выбранной моделью организации образовательной деятельности учреждения. Среди существующих, в наибольшей степени отвечает положениям ФГОС (принципам, задачам, условиям создания социальной ситуации развития) комплексно-тематическая модель.
Комплекс- связь, сочетание. Тематический- посвященный какой-нибудь одной теме. Таким образом, комплексно-тематическая модель построения образовательного процесса предполагает объединение содержания образовательных областей вокруг определенной темы.
Преимущества комплексно-тематической модели проектирования образовательного процесса.
1.Позволяет организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются новые возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления в процессе проживания содержания программы во всех видах деятельности.
2.Обеспечивает удобство включения в часть ООП, формируемую участниками образовательного процесса, региональных и культурных компонентов, позволяет полнее отразить специфику учреждения.
3.Посредством введения похожих тем в различные возрастные группы (Зимние забавы, Народное творчество) обеспечивается единство образовательных целей и преемственности в развитии детей на протяжении всего дошкольного детства.
4.Позволяет добиться главного эффекта образования, говоря словами Давыдова, эффекта неожиданности, который состоит в разрыве шаблонов повседневного опыта. В качестве средства, помогающего уйти от шаблонов повседневности и обыденности жизни детского сада, выступает событийный механизм, когда в личности откладываются переживания по поводу событий. Событие – это всегда источник личностного опыта, обновление его, встреча с другой личностью, с иной культурой, которая затрагивает, деформирует стереотипы мышления и поведения. [5]
К вариантам таких событий относятся:
1.Реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей: приход нового времени года, природное явление (листопад); общественные события (Олимпиада), праздники (народные, общественные, православные).
2.Воображаемые события, взятые из художественных произведений (литературных, музыкальных, кинематографических), с которыми знакомы дети. Но, следует учитывать, что ключевым моментом выбора темы из событий художественного произведения является искренний интерес воспитанников к произведению. Это должно быть любимое произведение, имеющее наибольший эмоциональный отклик у дошколят.
3.События, специально смоделированные взрослым. Например, появление в группе некого необычного предмета (песочных часов, какого-либо механизма) или демонстрация вещей, являющихся образцами творческой деятельности (я тоже хочу такой, а как его сделать?). В качестве отправной точки увлекательной совместной деятельности может быть опыт или фокус, а также спектакль (сценка) с открытым концом, незавершенное кем-то значимым для детей дело.
4.Субкультурные события, происходящие с детьми группы и заражающие детей. Например, просмотр мультфильма, коллекционирование, дни рождения, появление в группе нового воспитанника, поездки детей, экскурсии, новые игрушки.
Формулировка тем.
При формулировке тем педагог должен задуматься, насколько близко и понятно детям выбранное звучание темы. Зачастую то, что для взрослых является понятным, для дошкольника отвлеченное, еще не подтвержденное его жизненным и познавательным опытом, понятие. Например, распространенная тема Зима пришла связана с каждодневным открытием чего-то нового в природе зимой. Представляется целесообразным в формулировании темы обратиться к вопросам детей, которые и подталкивают ребенка к деятельности по поиску на них ответов, например: Лед на луже, Почему снег белый? То же самое обстоит и с явлениями общественной жизни. Обозначенная для детей тема праздника 1 сентября День знаний для дошкольников пока не ясна, слишком метафорична, а потому не связана с возможностью развить деятельность, адекватную обозначенной теме. Было бы уместнее сформулировать тему как День радостных открытий, Хочу все знать, Мы снова вместе.
Варианты реализации комплексно-тематической модели проектирования образовательного процесса.
В практике дошкольного образования можно выделить следующие варианты:
комплексные занятия;
тематические дни;
тематические периоды;
тематические проекты.
Тематический день. Практика тематических дней обеспечивает рассмотрение определенного вопроса средствами разных образовательных областей и разнообразных форм работы. Дети проживают день в атмосфере определенного события, праздника, проникают в суть явления. В младшем дошкольном возрасте круг тем ограничен и связан с игрой, предметами быта, животными, персонажами сказок. В старшем дошкольном возрасте тематический день может быть связан с региональными, всероссийскими, православными, народными праздниками; местными праздниками, с приобщением к знаменательным датам (Международный день пожилых людей; Всемирный день детей; Всемирный день информации; День города).
Тематический период. Педагогические коллективы вправе сами выбирать темы, содержание работы, временной период ее реализации. Но существуют общие рекомендации. В младшем дошкольном возрасте тематические периоды кратковременны: два-три дня. В старшем возрасте продолжительность тематических периодов растет и может достигать нескольких недель. Структура образовательного года представляет собой последовательность тематических периодов разной продолжительности в зависимости от возраста детей и масштаба темы. Вместе с этим, стоит отметить, что слишком длительное обращение даже к самой интересной для детей теме в дошкольном возрасте неэффективно.
В завершении каждого тематического периода целесообразно предусмотреть итоговые мероприятия: комплексные занятия, развлечения, экскурсии, выставки, театрализованные представления, в рамках которых осуществляется систематизация полученных детьми знаний, опыта, впечатлений, организуется применение освоенных умении и навыков.
ФГОС задает стратегию развития российского дошкольного образования в качестве системы вариативного развивающего образования. Стандарт ориентирован на поддержку не только разнообразия, принципиальной нестандартности самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки. Хочется привести слова доктора психологических наук, профессора института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ Владимира Кудрявцева о том, что …дошкольное образование может развиваться, лишь развивая. К сожалению, используемые сегодня в массовой практике ДОУ методы и формы организации образовательного процесса не соответствуют обозначенным в ФГОС психолого-педагогическим условиям, обеспечивающим ориентированность на интересы ребенка, учитывающим социальную ситуацию его развития, поддерживающим инициативу и самостоятельность детей в специфических для них видах деятельности. Наблюдается несоответствие между активно-деятельностной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его воспитания и обучения. Таким образом, существующее противоречие заставляет педагога уходить от традиционных методов и форм образования дошкольника к развивающим технологиям.
Еще одним неотъемлемым условием современного образовательного процесса является развивающая предметно-пространственная среда. В рамках комплексно-тематической модели ее организация становится менее жесткой, чтобы обеспечить реализацию темы в разных центрах детской активности
Подводя общий итог сказанному, можно выделить следующие слагаемые успешного построения образовательного процесса в соответствии с ФГОС:
комплексно-тематический подход;
развивающие технологии;
предметно-пространственная развивающая среда.
Таблица 1
Вариант плана тематического дня,
посвященного Всемирному дню детей- 20 ноября
(старший дошкольный возраст)
Утро. Работа в группе
Средства
Ситуация-отношение Порадуй друга
Цель: учить ценить дружеские отношения, вызвать желание доставить другу радость; развитие осознанных взаимно доброжелательных отношений между сверстниками и обучение возможным и доступным формам выражения дружеского отношения; закреплять навыки диалогической речи в общении со взрослыми и сверстниками
Вопросы: что делать, если друг грустит, чему ты будешь рад сам?- порадуй этим и друга
Чтение и разучивание стихов про детей А.Власова: Я большой, Я не озорной, Света растет, Портниха, Скульптор, Я стираю, Сам, На мотоцикле, Художница
Цель: узнавание знакомых стихов и их автора; расширение представлений о мире детей, их характерах, поступках на основе прочитанного содержания, учить понимать юмор; тренировка памяти, развитие интонационной выразительности речи, темпа, дикции, речевого дыхания
Книга А.Власова Почемучки
НОД Познание с использованием технологии путешествие по карте, Тема: Дружат дети всей Земли. Американские дети
Цель: формирование познавательных действий, простейших представлений о жизни детей, живущих в Америке (на каком языке говорят, ходят ли в детский сад, во что любят играть, какие книги американских писателей читают?) ознакомление с американскими детскими играми; обогащение и накопление словаря
Физическая карта полушарий, иллюстрации, фотоиллюстрации многоразового использования с изображением жизни американских детей, карточки-метки
Комплексная НОД (познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие) Для чего нужны конфеты?
Цель: проявление познавательной активности, любознательности (для чего нужны фантики, как придумывают названия конфет?); способность смотреть на привычный предмет (фантики от конфет) с новой точки зрения; выражение стремления фантазировать, придумывать (названия конфет, узоры для фантиков); учить образовывать относительные прилагательные (музыкальные, школьные); совершенствовать навык словообразования; развитие композиционных умений при составлении узоров для фантиков; умение связно и грамматически правильно передавать свои мысли; заинтересованность совместной деятельностью, проявление эмоционального отклика
Две конфеты (завернутую в красивый фантик и в обычную белую бумагу); коллекция фантиков, образцы узоров, предметные картинки с обобщающими понятиями, цветная бумага, карандаши, клей
Беседа Очень в городе родном интересно мы живем
Цель: систематизация знаний о родном городе, его учреждениях и объектах, предназначенных для детей, их отдыха, развития, обучения (ФОК, детская библиотека, школы, каток, кинотеатр, музей, ДД(ю)Т); совершенствовать навык составления развёрнутого рассказа о событии, явлении за счёт подробного, последовательного описания действий, поступков; стимулирование форм семейного отдыха
Карта г.Павлово, альбом с фотографиями
Выставка произведений живописи о детях: портретной и жанровой
Цель: учить детей понимать содержание картины, настроение изображенных на ней детей, их занятия; сравнивать их увлечения со своими; учить устанавливать отличия между занятиями мальчиков и девочек; закреплять умение отвечать на поставленный вопрос полным предложением, используя при этом сложные предложения: сложносочинённые, сложноподчинённые; совершенствовать навык составления рассказов - описаний
Репродукции картин русских и зарубежных художников с изображением детей
Дидактическая игра Права ребенка
Цель: закрепление первичных представлений о своих правах; учить детей объяснять права и на примере сюжетов художественных произведений определять их нарушение или соблюдение; учить адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия
Карточки-иллюстрации с заданиями
Режиссерская игра с использованием сюжета Не ходите дети в Африку гулять
Цель: учить детей включаться в деятельность по придумыванию продолжения историй, начатых воспитателем, строить сюжеты, соединяя реалистические и фантастические событий; побуждать детей включаться в игру, начатую другим ребенком; развитие мотивации речевой деятельности, учить адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения
Мозаичный макет-карта, набор мелкого игрового и неигрового материала
Прогулка
Подвижная игра Меняемся местами
Цель: учить внимательно слушать сигнал воспитателя, развивать слаженность коллективных действий, ориентировку в пространстве; упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость
Игровое упражнение- фантазирование на основе приема ТРИЗ Волшебник времени
Цель: побуждать детей к совместному фантазированию историй, отталкиваясь от предложенного обстоятельства; поддержка стремления сделать свою речь понятной; развитие мотивации речевой деятельности; закрепление навыка диалогической речи в общении с взрослыми и сверстниками, понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги
Волшебник Времени перепутал время, нарушил его последовательность: родители и дети поменялись местами, какие проблемы появятся, куда они пойдут утром на следующий день, как будут реагировать окружающие?
Вечер. Работа в группе
Творческая мастерская: изготовление коробочек из картона (по выбору детей- в подарок малышам или для своей сокровищницы)
Цель: закреплять умение складывать картон в разных направлениях, делать разметку с помощью шаблона; учить подбирать украшения для коробочек соответствующего цвета и стиля
Заготовки цветного картона, шаблоны, образцы коробочек, клей, ножницы, цветная бумага, картинки
Ситуация-проблема Составляем меню для детского кафе
Цель: развитие творческого воображения, выявление детских предпочтений; обогащение и накопление словаря названиями различных блюд, образование относительных прилагательных (фруктовый, шоколадный)
Взрослые окрыли детское кафе, но не знают, какие блюда предпочитаю дети, обратились за помощью в детский сад
Исследовательская деятельность с использованием технологии путешествие по реке времени Тема: История игрушки
Цель: развитие познавательной мотивации, освоение представлений об истории игрушки от прошлого к настоящему; обогащение и накопление словаря
Лист-панно река времени, наборы иллюстраций игрушек разных исторических эпох; картинки- метки, старинная игрушка, которой играла бабушка, когда была маленькой
Чтение и обсуждение глав из книги Д.Барри Питер Пэн и Венди (о мальчике, который не хотел взрослеть) или рассказа В.Драгунского Шиворот-навыворот (мечта мальчика о том, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые)
Цель: умение слушать, понимать произведение, вслушиваться в чтение текста воспитателем; способность эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям; закреплять умение отвечать на поставленные вопросы
-книга Д.Барри Питер Пэн и Венди
-рассказ В.Драгунского Шиворот-навыворот
Библиографический список
Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации: Методическое пособие.- М: ИД Цветной мир, 2014- С. 52-83
Детский сад: будни и праздники / Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Сост. Т.Н. Доронова, Н.А. Рыжова.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.- С. 201-204
Детский сад: теория и практика.- 2013. №1- С.52-64
Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. №08-249.
Кудрявцев В. О неожиданном образовании и ожиданиях образовательного стандарта //Дошкольное воспитание.- 2014. №2- С.19-25
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2003 г. №1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Слепцова И.Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие / И.Ф. Слепцова. М.: Обруч, 2015.- С. 49-92
Скачать работу
Проектирование образовательного процесса осуществляется, как правило, в соответствии с выбранной моделью организации образовательной деятельности учреждения. Среди существующих, в наибольшей степени отвечает положениям ФГОС (принципам, задачам, условиям создания социальной ситуации развития) комплексно-тематическая модель.
Комплекс- связь, сочетание. Тематический- посвященный какой-нибудь одной теме. Таким образом, комплексно-тематическая модель построения образовательного процесса предполагает объединение содержания образовательных областей вокруг определенной темы.
Преимущества комплексно-тематической модели проектирования образовательного процесса.
1.Позволяет организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются новые возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления в процессе проживания содержания программы во всех видах деятельности.
2.Обеспечивает удобство включения в часть ООП, формируемую участниками образовательного процесса, региональных и культурных компонентов, позволяет полнее отразить специфику учреждения.
3.Посредством введения похожих тем в различные возрастные группы (Зимние забавы, Народное творчество) обеспечивается единство образовательных целей и преемственности в развитии детей на протяжении всего дошкольного детства.
4.Позволяет добиться главного эффекта образования, говоря словами Давыдова, эффекта неожиданности, который состоит в разрыве шаблонов повседневного опыта. В качестве средства, помогающего уйти от шаблонов повседневности и обыденности жизни детского сада, выступает событийный механизм, когда в личности откладываются переживания по поводу событий. Событие – это всегда источник личностного опыта, обновление его, встреча с другой личностью, с иной культурой, которая затрагивает, деформирует стереотипы мышления и поведения. [5]
К вариантам таких событий относятся:
1.Реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей: приход нового времени года, природное явление (листопад); общественные события (Олимпиада), праздники (народные, общественные, православные).
2.Воображаемые события, взятые из художественных произведений (литературных, музыкальных, кинематографических), с которыми знакомы дети. Но, следует учитывать, что ключевым моментом выбора темы из событий художественного произведения является искренний интерес воспитанников к произведению. Это должно быть любимое произведение, имеющее наибольший эмоциональный отклик у дошколят.
3.События, специально смоделированные взрослым. Например, появление в группе некого необычного предмета (песочных часов, какого-либо механизма) или демонстрация вещей, являющихся образцами творческой деятельности (я тоже хочу такой, а как его сделать?). В качестве отправной точки увлекательной совместной деятельности может быть опыт или фокус, а также спектакль (сценка) с открытым концом, незавершенное кем-то значимым для детей дело.
4.Субкультурные события, происходящие с детьми группы и заражающие детей. Например, просмотр мультфильма, коллекционирование, дни рождения, появление в группе нового воспитанника, поездки детей, экскурсии, новые игрушки.
Формулировка тем.
При формулировке тем педагог должен задуматься, насколько близко и понятно детям выбранное звучание темы. Зачастую то, что для взрослых является понятным, для дошкольника отвлеченное, еще не подтвержденное его жизненным и познавательным опытом, понятие. Например, распространенная тема Зима пришла связана с каждодневным открытием чего-то нового в природе зимой. Представляется целесообразным в формулировании темы обратиться к вопросам детей, которые и подталкивают ребенка к деятельности по поиску на них ответов, например: Лед на луже, Почему снег белый? То же самое обстоит и с явлениями общественной жизни. Обозначенная для детей тема праздника 1 сентября День знаний для дошкольников пока не ясна, слишком метафорична, а потому не связана с возможностью развить деятельность, адекватную обозначенной теме. Было бы уместнее сформулировать тему как День радостных открытий, Хочу все знать, Мы снова вместе.
Варианты реализации комплексно-тематической модели проектирования образовательного процесса.
В практике дошкольного образования можно выделить следующие варианты:
комплексные занятия;
тематические дни;
тематические периоды;
тематические проекты.
Тематический день. Практика тематических дней обеспечивает рассмотрение определенного вопроса средствами разных образовательных областей и разнообразных форм работы. Дети проживают день в атмосфере определенного события, праздника, проникают в суть явления. В младшем дошкольном возрасте круг тем ограничен и связан с игрой, предметами быта, животными, персонажами сказок. В старшем дошкольном возрасте тематический день может быть связан с региональными, всероссийскими, православными, народными праздниками; местными праздниками, с приобщением к знаменательным датам (Международный день пожилых людей; Всемирный день детей; Всемирный день информации; День города).
Тематический период. Педагогические коллективы вправе сами выбирать темы, содержание работы, временной период ее реализации. Но существуют общие рекомендации. В младшем дошкольном возрасте тематические периоды кратковременны: два-три дня. В старшем возрасте продолжительность тематических периодов растет и может достигать нескольких недель. Структура образовательного года представляет собой последовательность тематических периодов разной продолжительности в зависимости от возраста детей и масштаба темы. Вместе с этим, стоит отметить, что слишком длительное обращение даже к самой интересной для детей теме в дошкольном возрасте неэффективно.
В завершении каждого тематического периода целесообразно предусмотреть итоговые мероприятия: комплексные занятия, развлечения, экскурсии, выставки, театрализованные представления, в рамках которых осуществляется систематизация полученных детьми знаний, опыта, впечатлений, организуется применение освоенных умении и навыков.
ФГОС задает стратегию развития российского дошкольного образования в качестве системы вариативного развивающего образования. Стандарт ориентирован на поддержку не только разнообразия, принципиальной нестандартности самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки. Хочется привести слова доктора психологических наук, профессора института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ Владимира Кудрявцева о том, что …дошкольное образование может развиваться, лишь развивая. К сожалению, используемые сегодня в массовой практике ДОУ методы и формы организации образовательного процесса не соответствуют обозначенным в ФГОС психолого-педагогическим условиям, обеспечивающим ориентированность на интересы ребенка, учитывающим социальную ситуацию его развития, поддерживающим инициативу и самостоятельность детей в специфических для них видах деятельности. Наблюдается несоответствие между активно-деятельностной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его воспитания и обучения. Таким образом, существующее противоречие заставляет педагога уходить от традиционных методов и форм образования дошкольника к развивающим технологиям.
Еще одним неотъемлемым условием современного образовательного процесса является развивающая предметно-пространственная среда. В рамках комплексно-тематической модели ее организация становится менее жесткой, чтобы обеспечить реализацию темы в разных центрах детской активности
Подводя общий итог сказанному, можно выделить следующие слагаемые успешного построения образовательного процесса в соответствии с ФГОС:
комплексно-тематический подход;
развивающие технологии;
предметно-пространственная развивающая среда.
Таблица 1
Вариант плана тематического дня,
посвященного Всемирному дню детей- 20 ноября
(старший дошкольный возраст)
Утро. Работа в группе
Средства
Ситуация-отношение Порадуй друга
Цель: учить ценить дружеские отношения, вызвать желание доставить другу радость; развитие осознанных взаимно доброжелательных отношений между сверстниками и обучение возможным и доступным формам выражения дружеского отношения; закреплять навыки диалогической речи в общении со взрослыми и сверстниками
Вопросы: что делать, если друг грустит, чему ты будешь рад сам?- порадуй этим и друга
Чтение и разучивание стихов про детей А.Власова: Я большой, Я не озорной, Света растет, Портниха, Скульптор, Я стираю, Сам, На мотоцикле, Художница
Цель: узнавание знакомых стихов и их автора; расширение представлений о мире детей, их характерах, поступках на основе прочитанного содержания, учить понимать юмор; тренировка памяти, развитие интонационной выразительности речи, темпа, дикции, речевого дыхания
Книга А.Власова Почемучки
НОД Познание с использованием технологии путешествие по карте, Тема: Дружат дети всей Земли. Американские дети
Цель: формирование познавательных действий, простейших представлений о жизни детей, живущих в Америке (на каком языке говорят, ходят ли в детский сад, во что любят играть, какие книги американских писателей читают?) ознакомление с американскими детскими играми; обогащение и накопление словаря
Физическая карта полушарий, иллюстрации, фотоиллюстрации многоразового использования с изображением жизни американских детей, карточки-метки
Комплексная НОД (познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие) Для чего нужны конфеты?
Цель: проявление познавательной активности, любознательности (для чего нужны фантики, как придумывают названия конфет?); способность смотреть на привычный предмет (фантики от конфет) с новой точки зрения; выражение стремления фантазировать, придумывать (названия конфет, узоры для фантиков); учить образовывать относительные прилагательные (музыкальные, школьные); совершенствовать навык словообразования; развитие композиционных умений при составлении узоров для фантиков; умение связно и грамматически правильно передавать свои мысли; заинтересованность совместной деятельностью, проявление эмоционального отклика
Две конфеты (завернутую в красивый фантик и в обычную белую бумагу); коллекция фантиков, образцы узоров, предметные картинки с обобщающими понятиями, цветная бумага, карандаши, клей
Беседа Очень в городе родном интересно мы живем
Цель: систематизация знаний о родном городе, его учреждениях и объектах, предназначенных для детей, их отдыха, развития, обучения (ФОК, детская библиотека, школы, каток, кинотеатр, музей, ДД(ю)Т); совершенствовать навык составления развёрнутого рассказа о событии, явлении за счёт подробного, последовательного описания действий, поступков; стимулирование форм семейного отдыха
Карта г.Павлово, альбом с фотографиями
Выставка произведений живописи о детях: портретной и жанровой
Цель: учить детей понимать содержание картины, настроение изображенных на ней детей, их занятия; сравнивать их увлечения со своими; учить устанавливать отличия между занятиями мальчиков и девочек; закреплять умение отвечать на поставленный вопрос полным предложением, используя при этом сложные предложения: сложносочинённые, сложноподчинённые; совершенствовать навык составления рассказов - описаний
Репродукции картин русских и зарубежных художников с изображением детей
Дидактическая игра Права ребенка
Цель: закрепление первичных представлений о своих правах; учить детей объяснять права и на примере сюжетов художественных произведений определять их нарушение или соблюдение; учить адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия
Карточки-иллюстрации с заданиями
Режиссерская игра с использованием сюжета Не ходите дети в Африку гулять
Цель: учить детей включаться в деятельность по придумыванию продолжения историй, начатых воспитателем, строить сюжеты, соединяя реалистические и фантастические событий; побуждать детей включаться в игру, начатую другим ребенком; развитие мотивации речевой деятельности, учить адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения
Мозаичный макет-карта, набор мелкого игрового и неигрового материала
Прогулка
Подвижная игра Меняемся местами
Цель: учить внимательно слушать сигнал воспитателя, развивать слаженность коллективных действий, ориентировку в пространстве; упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость
Игровое упражнение- фантазирование на основе приема ТРИЗ Волшебник времени
Цель: побуждать детей к совместному фантазированию историй, отталкиваясь от предложенного обстоятельства; поддержка стремления сделать свою речь понятной; развитие мотивации речевой деятельности; закрепление навыка диалогической речи в общении с взрослыми и сверстниками, понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги
Волшебник Времени перепутал время, нарушил его последовательность: родители и дети поменялись местами, какие проблемы появятся, куда они пойдут утром на следующий день, как будут реагировать окружающие?
Вечер. Работа в группе
Творческая мастерская: изготовление коробочек из картона (по выбору детей- в подарок малышам или для своей сокровищницы)
Цель: закреплять умение складывать картон в разных направлениях, делать разметку с помощью шаблона; учить подбирать украшения для коробочек соответствующего цвета и стиля
Заготовки цветного картона, шаблоны, образцы коробочек, клей, ножницы, цветная бумага, картинки
Ситуация-проблема Составляем меню для детского кафе
Цель: развитие творческого воображения, выявление детских предпочтений; обогащение и накопление словаря названиями различных блюд, образование относительных прилагательных (фруктовый, шоколадный)
Взрослые окрыли детское кафе, но не знают, какие блюда предпочитаю дети, обратились за помощью в детский сад
Исследовательская деятельность с использованием технологии путешествие по реке времени Тема: История игрушки
Цель: развитие познавательной мотивации, освоение представлений об истории игрушки от прошлого к настоящему; обогащение и накопление словаря
Лист-панно река времени, наборы иллюстраций игрушек разных исторических эпох; картинки- метки, старинная игрушка, которой играла бабушка, когда была маленькой
Чтение и обсуждение глав из книги Д.Барри Питер Пэн и Венди (о мальчике, который не хотел взрослеть) или рассказа В.Драгунского Шиворот-навыворот (мечта мальчика о том, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые)
Цель: умение слушать, понимать произведение, вслушиваться в чтение текста воспитателем; способность эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям; закреплять умение отвечать на поставленные вопросы
-книга Д.Барри Питер Пэн и Венди
-рассказ В.Драгунского Шиворот-навыворот
Библиографический список
Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации: Методическое пособие.- М: ИД Цветной мир, 2014- С. 52-83
Детский сад: будни и праздники / Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Сост. Т.Н. Доронова, Н.А. Рыжова.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.- С. 201-204
Детский сад: теория и практика.- 2013. №1- С.52-64
Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. №08-249.
Кудрявцев В. О неожиданном образовании и ожиданиях образовательного стандарта //Дошкольное воспитание.- 2014. №2- С.19-25
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2003 г. №1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Слепцова И.Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие / И.Ф. Слепцова. М.: Обруч, 2015.- С. 49-92