Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Весенняя сказка" | Дронова Елена Васильевна. Работа №206063
Автор: Дронова Елена Васильевна
Данный конспект занятия можно использовать для обобщения знаний детей об окружающем мире, о природе.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе: «Весенняя сказка».
Цель: Уточнять и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, птиц. Развивать умение использовать свои знания в предметно-практической и игровой деятельности. Формировать умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определённую тему.
Задачи:
1. Образовательные:
Учить детей находить признаки весны в окружающей природе, развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.
Расширять знания об окружающем мире, перелётных птицах, явлениях природы.
2.Развивающие:
Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы;
Развивать творчество детей, воображение.
Развивать связную речь, мелкую моторику, выразительность движений;
3.Воспитательные:
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Оборудование: Ноутбук, красивая коробка ,карточки для проведения дидактических игр и для составления коллективного рассказа, отражающие изменения, происходящие в природном окружении весной; плоскостное изображение березы; музыкальная игрушка-птичка; аудиозапись «Голоса птиц», Весенняя мелодия, круг с лентами , камушки маленькие цветные, прищепки, мелкие палочки ,листы цветные квадратной формы по количеству детей; ножницы, фломастер каждому ребёнку ,плоскостная картина-берёза ,макет лужицы.
Формы организации деятельности:
Фронтальное занятие с элементами игровой деятельности
Структура занятия:
Психологическая гимнастика
Получение сообщения на ноутбук
Сочинение продолжения сказки
Игра: Хорошо-плохо
Игра «Сравни и назови».
Игра: Разложи картинки.
Пальчиковая игра: Снег уже теперь не тот!
Творческая работа детей
Игра с прищепками
Итоговое коллективное составление рассказа по опорным картинкам
Словесная игра «За что я люблю весну»
Стихи детей
Сюрпризный момент: Приход Весны в гости, загадывание желаний камушку.
Характеристика группы: Дети 6-7 лет.
Предполагаемый результат: Выявить у детей умение участвовать в составлении коллективного рассказа с опорой на картинки.
Ход занятия: дети заходят в группу. Проводится психологическая гимнастика
Слышится звук сообщения на ноутбук.
Дети с воспитателем садятся на стульчики и читают сообщение: Здравствуйте, ребята. Пишет вам Добрый волшебник. Закончите мою сказку и получите награду .Подсказку найдёте в группе. Сказка: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца — Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!...»
Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Текст оборван. А как вы думаете, что будет, если Весна не наступит? Хорошо это или плохо?
Д/И Хорошо-плохо (ТРИЗ)
Дети: Солнышко не будет греть и не растает снег, не проснутся деревья, не проснутся насекомые, не прилетят перелётные птицы. Не расцветут прекрасные цветы. Люди устанут топить печи, чтоб согреться и не смогут посеять поля .
Воспитатель: Тогда нам нужно срочно сочинить хороший конец сказке.
Что за подсказка, чтобы закончить сказку? Где она? Давайте посмотрим вокруг, поищем. (Обнаруживают в группе красивую коробку.)
Воспитатель достаёт из коробки карточку, где нарисованы лампочка, костёр, солнце.
Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).
Воспитатель: «Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Проводится игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает фразу, а дети должны ее закончить.
Солнце желтое, как… (одуванчик).
Солнце круглое, как… (мячик).
Солнце ласковое, как… (бабушка, мама).
Солнце румяное, как… (блинчик).
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей). Конечно, нет!
Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в коробочке есть еще карточки.
Воспитатель: Я, думаю, что эти карточки помогут нам с вами придумать продолжение сказки. Только они тут перепутаны, давайте их разберём по временам года и выберем то , что нам нужно.
(Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по карточке и просит сделать 4 круга по временам года .
Дети объясняют свой выбор, присаживаются на стулья .Воспитатель по очереди достаёт карточки и прикрепляет к доске.)
Ответы детей:
Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.
Начал таять снег.
Потекли ручьи.
Зазвенела капель.
Воспитатель: «А что же было дальше?»
Воспитатель выставляет карточки с изображением веток, с набухшим и лопнувшими почками.
Ответы детей:
Вода напоила землю.
На деревьях набухли почки, стали появляться листочки.
Воспитатель выставляет карточки с изображением первых цветов.
Воспитатель: «Но еще раньше, чем появились листочки, появились из-под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать-и-мачеха. А потом уже зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях. У нас под березой тоже появились первые цветы на проталине».
Воспитатель выставляет изображение березы весной и с помощью детей закрепляет карточки с изображением цветов под изображением березы.
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас поиграть.
Проводится пальчиковая игра: Весна
Снег уже теперь не тот, потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд, будто раскололи,
Облака бегут быстрей, небо стало выше
Зачирикал воробей веселей на крыше
Всё чернее с каждым днём стёжки и дорожки
И на вербах серебром светятся серёжки!
Воспитатель: «А что же еще произошло весной? Появились насекомые. Какие?
Ответы детей: Гусеницы, жуки, муравьи , мухи.
Воспитатель: «А как вы думаете, кто этому обрадовался?».
Ответы детей: «Птицы».
Воспитатель: Ребята ,а давайте сделаем птичек и поселим на нашу берёзу.
Творческая работа детей с бумагой(техника оригами). Дети рассаживаются за столы, воспитатель напоминает технику безопасности при работе с ножницами.
Звучит аудиозапись «Голоса птиц». По окончании работы расселяем птичек на дерево, оживили берёзу.
Воспитатель: «А вы знаете, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (« Перелетные») Скажите, а почему птицы осенью улетают от нас?»
Ответы детей:
Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло.
Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в теплых странах бодрствуют круглый год.
Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.
Воспитатель прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц на доску.
Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?»
Ответы детей: Ласточка, скворец , грач ,соловей, дикие утки ,гуси, журавли..
Воспитатель: «А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? («Строят гнезда») Давайте поможем птичке построить гнездо.
Проводится пальчиковая гимнастика с прищепками.
Воспитатель ставит под березу музыкальную игрушку-птичку. Под веселую музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки несут их в гнездо. Птичка своим пением благодарит детей за построенное гнездо.
Воспитатель выставляет под березой карточку с изображением зайца после линьки.
Воспитатель: «Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны?
Ответы детей:
Животные линяют: меняют теплый, пушистый мех на более легкий и редкий
Некоторые животные меняют окраску: лиса, заяц и белка стали серыми.
Воспитатель выставляет карточки с изображением цветущих кустарников и деревьев: абрикос, черемуха, яблоня, вишня, сирень.
Воспитатель: «А что происходит с деревьями и кустарниками к концу весны?» («Зацветают деревья и кустарники»).
Ну, вот мы и разложили все карточки по порядку. И сейчас все вместе продолжим сказку «Как солнце весне помогало».
Каждый ребенок говорит по одному предложению, используя опорные картинки.
Ответы детей:
Солнце греет ярче, чем зимой. Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит капель. Бегут веселые ручейки. Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки. На проталинах распускаются первые весенние цветы. Появляются насекомые. С юга возвращаются перелетные птицы. Они проверяют старые гнезда, строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы вывести птенцов. Звери линяют – меняют густой, пушистый мех на более легкий, редкий. Меняется и цвет меха. Зацветают деревья.
Воспитатель: «Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?» («Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее»). Вот мы с вами и закончили сказку Доброго Волшебника.
1.реб.читает стих: Ожила вокруг природа,
Пробудилась ото сна!
К нам спустилась с небосвода
Вместе с солнышком весна!
Звучит весенняя музыка появляется Весна, благодарит детей за хорошую сказку, приглашает детей пройти на лужайку , поиграть.
Логоритмическая игра:
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: Воспитатель: «Скажите ребята,, вы любите весну?» (Ответы детей) Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.
Дети произносят по предложению (Например: «Я люблю весну за веселую, звонкую капель» и т.д.) и вытягивают ленту.
Воспитатель: «Посмотрите, что у нас получилось? («Солнце») А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно.
Дети рассказывают стихи:
1реб. У весны работы много, помогают ей лучи.
Дружно гонят по дорогам говорливые ручьи;
2реб. Топят снег. Ломают льдинки, согревают всё вокруг,
Из-под хвои и травинок выполз первый сонный жук;
3реб. На проталине цветочки золотые расцвели,
Налились, набухли почки. Из гнезда летят шмели;
4реб. У весны забот немало, но дела идут на лад,
Изумрудным поле стало, и сады в цвету стоят!
Весна: Ребята, а мне пора за работу приниматься, не везде ещё снега сошли, цветы расцвели, птицы поют .Весной вместе с природой пробуждается и наша душа. Мы мечтаем о любви, о счастье. Загадываем желания. А, ведь, я - Весна Волшебница и могу исполнить по одному вашему желанию. Вам дам волшебные камушки, вы прошепчите своё желание и бросьте камушек в весеннюю лужицу .Ваша мечта обязательно сбудется!
Дети загадывают желания! прощаются с Весной!