Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ «Путешествие в мир народной куклы». | Гуйванская Ольга Борисовна. Работа №239028

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гуйванская Ольга Борисовна
Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям русского народа

Утверждаю: Директор

КГКУ «Красноярский детский дом

«Родничок»

________________В.Г. Славкина

 

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию с использованием ИКТ

«Путешествие в мир народной куклы».

Подготовительная группа

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Гуйванская Ольга Борисовна

 

2018 год

 

Тема: «Путешествие в мир народной куклы» для детей подготовительной группы.

“Кто в куклы не играет – тот счастья не знает” (пословица)

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель:

Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям русского народа.

Задачи:

Область «Познание»

1. Дать понятие «оберег».

2. Расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения.

Область «Речевое развитие»

1.Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, рванка, развивать связную, грамматически правильную речь.

2. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные.

 

Область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Учить работать с тканью: скручивать, завязывать.

2. Развивать воображение, эстетический вкус (гармоничное сочетание цветов в поделке).

3. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку

Область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям, уважение к труду народных умельцев

2. Воспитывать аккуратность, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Область «Физическое развитие»

1.Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости )

Методы и приёмы:

- практические: изготовление куклы, подвижная игра «Калина», « Коляда», «Игрушки»

- наглядные: просмотр презентации «Народные тряпичные куклы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.

- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, ответы, игра - песня.

 

 

Оборудование:

Изображения русских народных костюмов, ноутбук, сундук, куклы тряпичные, фоновая русская народная музыка, технологические карты.

Раздаточный материал:

Белый квадратный отрезок ткани, белый прямоугольный отрезок ткани, цветной прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, по кусочку ваты, нитки, ленточки.

Предварительная работа:

Беседа «Откуда берутся игрушки?»,

Чтение сказки “Василиса Премудрая”

Освоение технологии скручивания ткани, формирование корпуса куклы из лоскутов, завязывания узлов, знакомство с видами тканей, свойствами ткани, подбор ткани по цветовому сочетанию. Разучивание фольклорных песен и танцев, пословиц, стихов, разминок.

Мотивационный момент: создание куклы-оберега, куклы-подружки своими руками для себя или своих друзей, близких.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход непосредственной образовательной деятельности

Организационный момент

Звучит песня «Уж как шла Коляда»

Дети заходят в зал под музыку и водят хоровод.

Воспитатель:

Две весёлые сестрички

Две синички – невелички

Мне в окошко постучали

К нам гостей сегодня они позвали,

Слышали, что наша группа «Журавлик»

Гостям всегда рада!

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей!

Дети: Доброе утро, гости дорогие!

2.Рассказ с элементами беседы

Мотивационный настрой: тренинг «Подари улыбку»

Воспитатель: Какое сегодня замечательное утро! Ребята, давайте с вами улыбнемся друг другу, поделимся хорошим настроением и скажем что-то ласковое и хорошее друг другу. А волшебный клубочек, наш дружочек нам поможет! (Передаем клубочек и говорим ласковое слово). Сколько хороших слов вы сказали друг другу!

А клубочек мы унесем в группу и у нас будет Мир и лад!

А теперь, улыбнемся нашим гостями и поделимся хорошим настроением! Спасибо, за эти чудесные улыбки!

Ребята, а как еще можно поприветствовать гостей или когда приходишь в гости сам? Давайте вспомним, как раньше здоровались на Руси?

Ответы детей:


Воспитатель: Какие вы молодцы! Я рада, что вы помните о секретах русского приветствия!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто еще сегодня пришел к нам в гости – это кукла!

И пришла она не одна, а со своими подружками! А еще, она принесла с собой волшебный сундучок!

Давайте знакомиться:

Кукла: -Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Меня зовут Марья Искусница. А вас? Дети называют свои имена.

Посмотрите на мой наряд. (Кружится)

Нравиться?

-А сейчас носят такие наряды?

-А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду!

Длинную рубаху в пол (их надевали две или три), расклешенный сарафан-украшенный вышивкой и расшитый бисером, душегрею (она могла быть теплой, сшитой из меха и легкой -сшитой из хлопчатобумажной ткани, а так же нарядной, сшитой из парчи).

Пояс-оберег был обязательным атрибутом костюма, как женского , так и мужского. На нем вышивали узоры, которые всегда были направлены на помощь в хозяйстве. Мужчина без него не мог появиться в обществе, так как это считалось весьма неприлично.

Марья Искусница: Ребята, а вы знаете, что такое оберег?

- (Ответы детей).

Марья Искусница: Оберег - это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом.

Марья Искусница: - Ребята, а что это у вас там стоит? (обращает внимание на стол с современными игрушками)

-Вот диво дивное! Что это за игрушки такие, из какого же материала они сделаны?

Воспитатель: Давайте сядем на стульчики, и вы Марье Искуснице расскажите о современных игрушках.

Воспитатель: -Паша, скажи, пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках? (Машинка)

-А из какого материала сделана машинка?

(Машинка сделана из пластмассы)

-Значит машинка какая?

(Машинка пластмассовая)

(спросить 4-5ребенка)

Воспитатель: -Где же делают такие игрушки?

Ответы детей: На фабриках, заводах, в мастерских.

Марья Искусница: А вот раньше, игрушки делали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке. О какой, узнаете, отгадав загадку. А загадка в сундучке! Но его так просто не открыть. Нужно ласково его попросить.

«Сундучок мой сундучок

Приоткрой нам свой бочек»

(Открыть сундук)

Загадка:

Вот возьму я палочку,

Замотаю в тряпочку,

В лоскуточки наряжу,

Сверху платочек повяжу.

Получилась не игрушка,

А любимая подружка. (Тряпичная кукла).

Воспитатель достает тряпичную куклу из сундука.

Воспитатель: -Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу Марья Искусница сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.

Сегодня Марья Искусница пришла к нам, чтобы познакомить вас с самыми первыми куклами, с которыми играли наши прабабушки и научит делать такую куклу.

Хотите узнать больше об этих удивительных куклах?

Тогда, я хочу пригласить вас в мастерскую.

3. Знакомство с куклами.

Воспитатель: Марья Искусница соскучилась по подружкам и хочет поговорить с ними. Она будет за нами наблюдать и подсказывать мне. (ставит куклу на выставку)

Воспитатель: -Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома!

Давайте познакомимся с подружками Марьи Искусницы, рассмотрим какие они красивые. А вы знаете, что куклы бывают разные (обращается к куклам на выставке) с ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я вам сейчас все о них расскажу и покажу.

Пусть наши глазки все видят.

Ушки все слышат.

Голова запоминает,

а ротик ей не мешает.

4. Рассказ воспитателя.

(Просмотр презентации) (10 минут)

«Народные тряпичные куклы»

(история кукол, виды кукол)

Воспитатель: -А сегодня мы с вами сделаем куклу «ЖЕЛАННИЦУ».

Посмотрите, какая она нарядная и яркая!

Прежде чем приступить к изготовлению куклы мы немного разомнем наши ручки и ножки.

5. Физкультминутка «Игрушки»: (2 минуты)

Ходит кукла: топ-топ-топ-топ (Марш на месте)

А лягушка: шлёп-шлёп-шлёп-шлеп (4 хлопка по перед собой по ногам)

Вперевалочку медведь (Топчутся как медведь)

Громко может он реветь (Рычат:«РРРРР)

У машины руль большой

Покатаемся с тобой (Крутят руль и делают присед)

Мячик прыгает, как зайка (Прыжки)

Ты подбрось его, (Поднимают руки вверх в прыжке, ноги разведены)

Поймай-ка! (Хлопок, ноги вместе)

Вы игрушки не ленитесь: (Поворот на месте)

В ребятишек превратитесь!

6. Воспитатель: Давайте посмотрим, что Марья Искусница положила в сундучок.

(Открыть сундук)

-Посмотрите, как много всего хранит сундучок? Здесь много разной яркой материи, ленточки, кружева, нитки, цветная бумага, фольга, картон, вата, синтепон, ножницы. Ребята, а как вы думаете, для изготовления тряпичной куклы что нам нужно взять из сундучка? Ответы детей. (лоскутки ткани, нитки, вата, ножницы), а зачем же здесь бумага, картон, фольга?

Ответы детей:

7. Продуктивная деятельность. ( 35 минут)

Воспитатель: -Когда мы будем делать куклу, нужно думать только о хорошем. И все у нас получится. И не забывайте помогать друг другу! Русский народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь», значит, для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать!

1. Сначала сделаем нашей куколке тело. Для этого берем белый ситец в полосочку. Какой формы лоскуток? (Прямоугольник). Скатываем валик.

2. Теперь сделаем нашей куколке голову. Для этого берем белый кусочек ткани. Какой формы лоскуток? (Квадрат)

Теперь берем ватку и формируем в шарик, кладем его в центр нашего квадрата.

3. Далее складываем квадрат углом, зажимаем пальцами «в пучок» и начинаем обматывать нитками. Помним золотое правило «Три витка, три узелка». Получилась головка у куколки!

4. Берем цветную ткань, из неё мы будем делать юбочку! Какой формы лоскуток? (Прямоугольник).

Кладем лоскуток лицевой стороной внутрь, а изнаночной наружу и ровно по центру кладем нашу куколку. Накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой. Закрепляем юбочку ниткой, делаем три витка и завязываем на три узелка.

5. У вас две ленточки одного цвета, но разной длины, возьмите короткую ленточку. Завяжите ленточку на голову куколке.

5. Осталось повязать косыночку на голову Желанницы. Какой формы косынка?

(Треугольник).

Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одной стороны и с другой. Возьмите длинную ленточку и завяжите её впереди.

Ах. Какие красивые куколки у вас получились. Но посмотрите, чего не хватает? (Нет ленточек на руках)

Давайте привяжем ленточку!

Но прежде чем загадать желание, мы должны куколке сказать какая она получилась красивая!

8. Описательный рассказ «Моя кукла!»

Воспитатель показывает схему описательного рассказа «Моя кукла» и предлагает желающим рассказать о своей кукле.

Воспитатель: А теперь можно загадать желание! И оно обязательно сбудется!

Наша куколка готова! Теперь они ваши!

9 . Итог занятия

Хоровод с куколками

В стародавние времена на Руси любую работу заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно поработали, а теперь весело потанцуем.

-Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!

Дети выходят в круг со своими куколками, поют и ведут хоровод. (кукол кладут в центр круга)

Игра -хоровод « Калина»

На горе-то калина,

Под горою малина.

Ну что ж, кому дело, калина!

Ну кому какое дело, малина!

 

Там девицы гуляли,

Там красные гуляли.

Ну что ж, кому дело, гуляли!

Ну кому какое дело, гуляли!

 

Калинушку ломали,

Калинушку ломали,

Ну что ж, кому дело, ломали!

Ну кому какое дело, ломали!

 

Во пучочки вязали,

Во пучочки вязали.

Ну что ж, кому дело, вязали!

Ну кому какое дело, вязали!

 

а дорожку бросали,

На дорожку бросали,

Ну что ж, кому дело, бросали!

Ну кому какое дело, бросали!

10. Рефлексия

-Посмотрите ребята, каких замечательных и чудесных куколок вы сделали сегодня!

- Ребята вам понравилось знакомство с народной куклой?

- А что вам понравилось больше всего? Что нового вы узнали?

- Какую народную куклу вы изготовили сегодня?

Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой! Спасибо за работу вашу, за старание!

А теперь пойдем и покажем Марье Искуснице наши куколки! И скажем спасибо, за то, что она пришла к нам в гости! И позовем ее еще в гости к нам!

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×