Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как строили русскую избу» | Насретденова Вария Рухелбаяновна. Работа №240479
Автор: Насретденова Вария Рухелбаяновна
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Как строили русскую избу»
Воспитатель: Насретденова Вария Рухелбаяновна
Задачи: поддерживать интерес к добрым русским традициям; познакомить с жилищем русского человека – «избой рубленой»; уточнить представления о природных богатствах своего края, о продуктах питания, предметах быта; упражнять в использовании основных приемов лепки: раскатывание прямое и круговое, вдавливание, оттягивание, прищипывание, сглаживание; стимулировать положительные эмоции, желание и умение общаться со сверстниками и взрослыми; воспитывать желание помогать ближнему
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №31 Медвежонок г. Нижневартовска
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Как строили русскую избу»
Воспитатель: Насретденова Вария Рухелбаяновна
Задачи: поддерживать интерес к добрым русским традициям; познакомить с жилищем русского человека – «избой рубленой»; уточнить представления о природных богатствах своего края, о продуктах питания, предметах быта; упражнять в использовании основных приемов лепки: раскатывание прямое и круговое, вдавливание, оттягивание, прищипывание, сглаживание; стимулировать положительные эмоции, желание и умение общаться со сверстниками и взрослыми; воспитывать желание помогать ближнему.
Материал: макет «Русская изба», иллюстрации к экспозиции «Русь», видеоматериал «Рубленая изба», пластилин, глина, стеки, подставки, салфетки.
Словарь: изба рубленая.
Методические приемы:
Беседа с рассуждениями детей.
Рассматривание иллюстраций.
Знакомство с пословицей.
Рассказы детей о богатствах природы России.
Проблемный вопрос, рассуждения детей.
Просмотр видеосюжета про строительство рубленой избы.
Игра «Хозяин и хозяюшка» (дифференцированный подход в игре).
Коллективная работа (интегрированный подход).
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня мы продолжим разговор о том, как жили люди в старину на Руси (Уточнить понятие Русь). О том, что в старину люди жили в домах, которые называли избами, знают даже маленькие дети. А уж вы – то, конечно, знаете. А откуда вы это узнали? (Рассуждения детей) Вот они – эти избы (Рассматривание иллюстраций, краткая беседа).
- А сегодня мы с вами вспомним, как русская изба строилась, давайте войдем в горницу, сядем поудобней, «посидим рядком, да поговорим ладком».
Когда–то давным-давно, когда на Руси и городов не было, нашего города – тоже. Шумели на земле русские дремучие леса.
А как вы думаете, какие деревья в тех лесах росли? Водилось в тех лесах много зверей. Каких? Росло грибов видимо-невидимо, может и про грибы что-нибудь расскажете? А ягод?...И земляника, и черника, и брусника, и малина. В полноводных реках водилось много рыбы, люди старались строить свои жилища по берегам реки. Интересно, почему? А из чего они строили свои избы? Почему? (По ходу беседы дети дают ответы на вопросы воспитателю).
Изба была нужна прочная, такая, чтобы долго стояла, чтобы и дети и внуки в ней жить могли. Поэтому деревья выбирали очень тщательно. Никогда для постройки избы не выбирали березы, потому что она очень непрочная, быстро гниет. Липа – очень мягкая. Из нее игрушки хорошо вырезать или посуду деревянную. Строили избы из сосны и ели. Из этих деревьев бревна очень прочные. Да, их тоже отбирали. Старое дерево, почему-то не брали. Как вы думаете, почему? (Рассуждения, предположения детей).
Вывод: Старость на Руси всегда уважали, оберегали, считали, что все, что состарилось, должно доживать свой век спокойно.
Да и непрочно старое дерево, и молодые деревья тоже не трогали. Чем они не подходили? (Рассуждения, предположения детей: силы еще не успели набраться, непрочные)
- А рубят деревья зимой, в сильные морозы, потому что дерево в это время самое сухое. Интересно, почему? Вы что-нибудь о сокостоянии слышали? Кто может об этом рассказать?
- На Руси, в старину говорили, не строить, а рубить избу. Кто нам объяснит, почему так говорили? (Потому что топор был единственным орудием труда для мастеров. Топором деревья рубили, сучья обрубали, кору стесывали и даже когда избу складывали, только топор и помогал)
- А рубить избу – дело не легкое. Одному не справится. Как же выходили из положения? Давайте посмотрим (просмотр видеосюжета: «Надумает мужик избу рубить, пойдет накануне по соседям, зайдет в их избу, поклонится хозяевам и скажет «Люди добрые, соседи любезные! Сделайте одолжение, приходите завтра ко мне на помощь, избу рубить. А уж я вас и хлебом, и солью, и квасом угощу» На следующий день, чуть солнышко засветит, со всей деревни спешит народ на помощь к своему соседу, мужики брались за топоры, а женщины – за приготовление угощений. И не случайно на Руси помнят поговорку: «Кончил дело – гуляй смело». Закончит избу рубить – хозяйка всех к столу приглашает, а там уже множество угощений».
- Как вы думаете, ребята, чем в старину гостей угощали? (Ответы детей)
- Правильно, и все это готовили добрые и умелые руки хозяюшек. А уж как покушают работнички, так и веселье начинается, тут уж и гармонь, и песни, и пляски.
Вот так на Руси складывалась добрая традиция – помогать друг другу, а получило оно название – помочь. Помогали еще и поле пахать, и сено косить, и урожай собирать. И эта традиция сохранилась. И сейчас люди приходят друг другу на помощь.
- Смотрю я на вас и вижу: поиграть вам очень хочется, угадала? Давайте поиграем сегодня в тех русских людей, что жили много-много лет назад, трудились и веселились. Только избы будем рубить пластилиновые угощения, готовить глиняную посуду, кто у нас сегодня хозяином будет? Избу себе новую будет строить? Зазывайте соседей на помощь (обыгрывание смоделированной ситуации). Дети распределяются на 2 подгруппы: мальчики – «мужики - работники», девочки – «хозяюшки». Девочки лепят овощи, фрукты, грибы, посуду, угощения. Мальчики строят избу. Коллективная работа «Устройство русской избы» (лепка).
Итог: воспитатель еще раз уточняет, в какую добрую русскую традицию дети сегодня играли. Что вы узнали нового? Что запомнилось больше всего?
- Славно помогали друг другу, поэтому и работы получились интересные!