Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Доброты» | Сверкунова Виктория Николаевна. Работа №209476
Автор: Сверкунова Виктория Николаевна
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Доброты»
Задачи:
1. Упражнять детей в подборе слов со сходным значением (вежливые слова), с противоположным значением.
2. Закреплять навык подбора фраз, ритмически и интонационно продолжающих заданное предложение.
3. Знакомить с разными способами образования слов.
4. Совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
5. Развивать логическое мышление, внимание, память.
6. Воспитывать доброту, вежливость, уважение, дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
7. Расширять словарный запас.
8.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно–эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическая культура», «Музыка».
Виды детской деятельности: познавательно–исследовательская, речевая, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Методы и приёмы педагогической деятельности: словесные (загадки, вопросы, рассказ), наглядные (демонстрация картинок «Хорошие и плохие поступки»), практические (рисование).
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, и индивидуальная
Участники образовательной деятельности:
Воспитатель, воспитанники
Предварительная работа:
Словесные упражнения: «Скажи наоборот», «Доскажи словечко». Чтение стихов, сказок о доброте. Разучивание пословиц о доброте, «мирилок». Рассматривание иллюстраций о хороших и добрых поступках. Просмотр мультфильмов.
Материал к занятию: голубое покрывало (для облака), музыка Шаинского «Облака», музыка из мультфильма «Кот Леопольд», музыка для релаксации, цветы из цветного картона 5 штук, письмо, мягкие игрушки «Маша» и «Медведь», ширма, дидактическая игра «Хорошие и плохие поступки», мячик.
Ход НОД.
(Звучит минусовка песни Шаинского «Облака»)
Дети заходят в группу и встают в круг.
- Доброе утро, дорогие дети, я рада видеть вас.
Утреннее приветствие Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю- Всех я вас приветствую! Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, вся моя Земля! Мы проснулись очень рано, И приветствуем тебя!
Стоя в кругу, протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, Пытаясь почувствовать себя теплыми солнечным лучиком.
А Как можно поприветствовать друг друга словами: Продолжают дети: «Здравствуйте», «Привет», «Доброе утро» и т д. Все верно, ребята.
А как можно поприветствовать друг друга без слов? Ответы детей. Давайте попробуем.
- Протянем и пожмем друг другу руку.
- Обнимем друг друга за талию
-Кивнем головой.
Вы любите путешествовать?
-А сейчас я приглашаю вас в путешествие в Страну «Доброты».
А отправимся мы туда на волшебном облаке.
Дети садятся на облако (голубое покрывало, расположенное на ковре).
Звучит спокойная музыка.
- Сядьте поудобнее, закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы сидите на пушистом облаке. Ваше облако медленно поднимаются в небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Вы проплываете мимо ласкового лучика солнышка, которое касается вас своими лучами. Оно решило поиграть с вами. Щекочет ваши носики и ушки, погрейтесь под его лучиками. Видите вдалеке «Волшебную страну»?
(открываем глазки)
Вот мы с вами и прилетели в страну доброты.
-Ах, какие красивые волшебные цветы выросли на нашем пути.
Ребята посмотрите на цветке буквы.
Хотите узнать, что за буквы на цветке?
Ребята если мы с вами выполним задания по порядку, то отгадаем волшебное слово, которое скрывает цветок.
Ребята, посмотрите, перед нами раскинулась РЕКА. В слове РЕКА какая первая буква? (Оторвать лепесток с буквой Р)
(Р) Правильно, буква Р. гласная или согласная? Какой звук даёт эта буква? Какой это звук, звонкий или глухой?
На первом лепестке задание:
«Переправиться через речку вам поможет мостик Вежливости. За каждый правильный ответ, вы можете брать по одной дощечке.
Вопросы:
1. –Ребята, когда мы уходим из детского сада домой, что мы говорим своим друзьям и воспитателю? (До свидания, до новой встречи, всего доброго, счастливого пути)
2. — Что мы говорим, когда нечаянно друг друга обидим? (Извините пожалуйста, я нечаянно, примите мои извинения, прошу прощения)
3. Какое слово произносим, когда о чем- то просим? (Помогите пожалуйста, будьте добры, не могли бы вы помочь мне, будьте любезны, позвольте)
Дети отвечают на вопросы и строят мостик. Переходят по мостику через речку. Переворачивают лепесток, а там буква Д.
Молодцы, как хорошо вы знаете вежливые слова.
Лепесток с буквой Д выкладывают на мольберт.
Поставить ширму, на ней буква М.
-Ой, ребята куда мы с вами попали?
На ширме появляются Миша и Маша.
Ребята, вы догадались, какие это герои? Как их зовут? (Миша и Маша) С какой буквы начинаются их имена? Какая это буква, согласная, гласная? Какой звук даёт эта буква?
(Из мф «Маша и Медведь»)
(Кукольный театр)
-Маша и Миша что случилось? Почему вы такие грустные? Поссорились? Так надо помириться? (Включить аудиозапись)
Маша: Я с Мишей мириться не буду, потому что он не вежливый. Я ему сказала «Здравствуйте!», а он мне не ответил.
Миша: А зачем отвечать, Я тебя вчера видел.
Маша: Но я же сегодня сказала Здравствуй!
Миша: Ну и что. У меня еще вчерашнее не кончилось.
– Миша, ты что хочешь, чтобы Маша заболела?
Миша: Нет, не хочу, чтобы Маша болела.
- А что же ты для нее слово «Здравствуйте!» пожалел, ведь этим словом мы желаем здравия, т.е. здоровья.
Миша: — Маша тоже не очень то вежливая, когда она ко мне обращается, то кричит «Эй, ты!»
-Ребята, как вы считаете, они правильно поступают? (ответы детей)
Как нужно поступить нашим героям? — Конечно ребята, они оба виноваты, и должны друг друга простить.
А что же нужно сделать Маше и Мише, чтобы помериться? (ответы детей: попросить друг у друга попросить прощения). Маша и Миша а мы с ребятами знаем «Мирилку».
Миша: Прости меня, Маша. Я всегда буду здороваться.
Маша: И ты прости меня, пожалуйста, Миша. Я постараюсь всегда быть вежливым.
- Ребята, а как вы думаете, что значит быть вежливым? (Значит всегда здороваться со всеми, благодарить друг друга, уметь делиться друг с другом. Давайте вспомним, как нужно делиться с друзьями.
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин -
(Двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)
Много нас, а он один.
(Показывают сначала десять пальцев, а потом один)
Эта долька – для ежа,
(Загибают большой палец руки)
Эта долька – для стрижа,
(Загибают указательный палец)
Эта долька для утят,
(Загибают средний палец)
Эта долька – для котят,
(Загибают безымянный палец)
Эта долька – для бобра,
(загибают мизинец)
А для волка – кожура.
(Бросают предполагаемую кожуру рукой)
Он сердит на нас – беда!!!
(Делают испуганный вид)
Разбегайся кто куда! (Делают движения руками в стороны)
Дети находят следующую букву О выкладывают ее на мольберте.
Лепесток № 3 Игра «Волшебный мяч» Ребята, а мне Маша и Миша подарили мяч, но он необычный
— это «Мячик добрых дел». Но посмотрите, наш мяч совсем сдулся. Давайте попробуем надуть его. Дыхательная гимнастика «Насос». Дети встают в круг. В мячике появилась дырочка и он начал сдуваться «Ш-Ш-Ш», дети идут в круг, мяч «сдувается». А теперь надуваем мяч «С_С_С_». Дети идут назад мелкими шажками, произнося «С-С-С». Какие звуки мы произносили, когда надували и спускали мяч? (С-Ш). А эти звуки глухие или звонкие?
Давайте поиграем. Я буду бросать мяч и называть недобрые дела. А вы, поймав его, должны сказать наоборот, только добрые дела.
Разорвать книгу — склеить Толкнуть — обнять Грустить- радоваться Нагрубить- извиниться
Ссориться- мириться Намусорить – прибраться Поломать –починить Плакать -улыбаться
Обижать животных – ухаживать за животными
Промолчать при встрече – поздороваться
Находят следующую букву Б и выкладывают на мольберт.
Ребята, а сейчас немного отдохнем.
Физкультминутка.
Упражнение «Лепесток»
Выросли в саду цветки, (Руки плавно поднять верх, потянуться.) Распустили лепестки. Вдруг повеял ветерок — (Легкий бег.) Закружился лепесток. Ветерок их оторвет И на землю вновь вернет. (Присели.)
На 4 лепестке волшебного цветка (лепесток с буквой О). Детям предлагается дидактическая игра «Оцени поступок» (Картинки с изображением добрых и плохих поступков). Дети берут по одной карточке, переворачивают и объясняют поступок и выкладывают вокруг радостного «цветка» хорошие и плохие поступки вокруг «грустного» цветка.
Какие чувства мы испытываем, когда делаем добрые поступки (Дети отвечают — радость, веселье, счастье)
Находят букву Р и выкладывают на мольберт
На лепестке с буквой Д заготовлено задание «Доскажи словечко». Ребята я начну предложение, а вы заканчиваете.
Растает ледяная глыба от слова теплого (Спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день)
Если ругают за шалости, нужно сказать (Простите, пожалуйста)
Решай споры словами, а не (кулаками)
Не забудь, что на прощанье нужно говорить всем (До свидания).
Ребята, давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. И будем чаще говорить их друг другу.
Находят букву О и выкладывают на мольберт.
Ребята и какое же слово получилось у нас? (ДОБРО)
А как вы думаете, какие люди живут в стране Доброты? (добрые, вежливые, внимательные, доброжелательные, добросердечные)
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что запомнилось больше всего? А какое самое сложное задание для вас было? (ответы детей) Тем не менее ребята, вы со всеми заданиями справились.
(Звучит песенка Кота Леопольда «Если добрый ты!»)
Ребята, будьте добры со всеми. Давайте построим «Пирамиду дружбы и добра» (подаю детям свою ладонь, они кладут сверху свои ладошки).
- Чувствуете, как тепло моих рук нежно переходит к вашим рукам? Скажите, чтобы вы хотели пожелать друг другу?
Задачи:
Упражнять детей в подборе слов со сходным значением
(вежливые слова)
, с противоположным значением.
Закреплять навык подбора фраз, ритмически и интонационно продолжающих заданное предложение.
Знакомить с разными способами образования слов.
Совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитывать доброту, вежливость, уважение, дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
Расширять словарный запас
.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно–эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическая культура», «Музыка».
Виды детской деятельности: познавательно–исследовательская, речевая, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Методы и приёмы педагогической деятельности: словесные (загадки, вопросы, рассказ), наглядные (демонстрация картинок «Хорошие и плохие поступки»), практические (рисование).
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, и индивидуальная
Участники образовательной деятельности:
Воспитатель, воспитанники
Предварительная работа:
Словесные упражнения: «Скажи наоборот», «Доскажи словечко». Чтение стихов, сказок о доброте. Разучивание пословиц о доброте, «мирилок». Рассматривание иллюстраций о хороших и добрых поступках. Просмотр мультфильмов.
Материал к занятию: голубое покрывало (для облака), музыка Шаинского «Облака», музыка из мультфильма «Кот Леопольд», музыка для релаксации, цветы из цветного картона 5 штук, письмо, мягкие игрушки «Маша» и «Медведь», ширма, дидактическая игра «Хорошие и плохие поступки», мячик.
Ход НОД.
(Звучит минусовка песни Шаинского «Облака»)
Дети заходят в группу и встают в круг.
- Доброе утро, дорогие дети, я рада видеть вас.
Утреннее приветствие
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Стоя в кругу, протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, Пытаясь почувствовать себя теплыми солнечным лучиком.
А Как можно поприветствовать друг друга словами: Продолжают дети: «Здравствуйте», «Привет», «Доброе утро» и т д. Все верно, ребята.
А как можно поприветствовать друг друга без слов? Ответы детей. Давайте попробуем.
- Протянем и пожмем друг другу руку.
- Обнимем друг друга за талию
-Кивнем головой.
Вы любите путешествовать?
-А сейчас я приглашаю вас в путешествие в Страну «Доброты».
А отправимся мы туда на волшебном облаке.
Дети садятся на облако (голубое покрывало, расположенное на ковре).
Звучит спокойная музыка.
- Сядьте поудобнее, закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы сидите на пушистом облаке. Ваше облако медленно поднимаются в небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Вы проплываете мимо ласкового лучика солнышка, которое касается вас своими лучами. Оно решило поиграть с вами. Щекочет ваши носики и ушки, погрейтесь под его лучиками. Видите вдалеке «Волшебную страну»?
(открываем глазки)
Вот мы с вами и прилетели в страну доброты.
-Ах, какие красивые волшебные цветы выросли на нашем пути.
Ребята посмотрите на цветке буквы.
Хотите узнать, что за буквы на цветке?
Ребята если мы с вами выполним задания по порядку, то отгадаем волшебное слово, которое скрывает цветок.
Ребята, посмотрите, перед нами раскинулась РЕКА. В слове РЕКА какая первая буква? (Оторвать лепесток с буквой Р)
(Р) Правильно, буква Р. гласная или согласная? Какой звук даёт эта буква? Какой это звук, звонкий или глухой?
На первом лепестке задание:
«Переправиться через речку вам поможет мостик Вежливости. За каждый правильный ответ, вы можете брать по одной дощечке.
Вопросы:
–Ребята, когда мы уходим из детского сада домой, что мы говорим своим друзьям и воспитателю?
(До свидания, до новой встречи, всего доброго, счастливого пути)
— Что мы говорим, когда нечаянно друг друга обидим?
(Извините пожалуйста, я нечаянно, примите мои извинения, прошу прощения)
Какое слово произносим, когда о чем- то просим?
(Помогите пожалуйста, будьте добры, не могли бы вы помочь мне, будьте любезны, позвольте)
Дети отвечают на вопросы и строят мостик. Переходят по мостику через речку. Переворачивают лепесток, а там буква Д.
Молодцы, как хорошо вы знаете вежливые слова.
Лепесток с буквой Д выкладывают на мольберт.
Поставить ширму, на ней буква М.
-Ой, ребята куда мы с вами попали?
На ширме появляются Миша и Маша.
Ребята, вы догадались, какие это герои? Как их зовут? (Миша и Маша) С какой буквы начинаются их имена? Какая это буква, согласная, гласная? Какой звук даёт эта буква?
(Из мф «Маша и Медведь»)
(Кукольный театр)
-Маша и Миша что случилось? Почему вы такие грустные? Поссорились? Так надо помириться? (Включить аудиозапись)
Маша: Я с Мишей мириться не буду, потому что он не вежливый. Я ему сказала «Здравствуйте!», а он мне не ответил.
Миша: А зачем отвечать, Я тебя вчера видел.
Маша: Но я же сегодня сказала Здравствуй!
Миша: Ну и что. У меня еще вчерашнее не кончилось.
– Миша, ты что хочешь, чтобы Маша заболела?
Миша: Нет, не хочу, чтобы Маша болела.
- А что же ты для нее слово «Здравствуйте!» пожалел, ведь этим словом мы желаем здравия, т.е. здоровья.
Миша: — Маша тоже не очень то вежливая, когда она ко мне обращается, то кричит «Эй, ты!»
-Ребята, как вы считаете, они правильно поступают? (ответы детей)
Как нужно поступить нашим героям? — Конечно ребята, они оба виноваты, и должны друг друга простить.
А что же нужно сделать Маше и Мише, чтобы помериться? (ответы детей: попросить друг у друга попросить прощения). Маша и Миша а мы с ребятами знаем «Мирилку».
Миша: Прости меня, Маша. Я всегда буду здороваться.
Маша: И ты прости меня, пожалуйста, Миша. Я постараюсь всегда быть вежливым.
- Ребята, а как вы думаете, что значит быть вежливым? (Значит всегда здороваться со всеми, благодарить друг друга, уметь делиться друг с другом. Давайте вспомним, как нужно делиться с друзьями.
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин -
(Двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)
Много нас, а он один.
(Показывают сначала десять пальцев, а потом один)
Эта долька – для ежа,
(Загибают большой палец руки)
Эта долька – для стрижа,
(Загибают указательный палец)
Эта долька для утят,
(Загибают средний палец)
Эта долька – для котят,
(Загибают безымянный палец)
Эта долька – для бобра,
(загибают мизинец)
А для волка – кожура.
(Бросают предполагаемую кожуру рукой)
Он сердит на нас – беда!!!
(Делают испуганный вид)
Разбегайся кто куда! (Делают движения руками в стороны)
Дети находят следующую букву О выкладывают ее на мольберте.
Лепесток № 3 Игра «Волшебный мяч» Ребята, а мне Маша и Миша подарили мяч, но он необычный
— это «Мячик добрых дел». Но посмотрите, наш мяч совсем сдулся. Давайте попробуем надуть его. Дыхательная гимнастика «Насос». Дети встают в круг. В мячике появилась дырочка и он начал сдуваться «Ш-Ш-Ш», дети идут в круг, мяч «сдувается». А теперь надуваем мяч «С_С_С_». Дети идут назад мелкими шажками, произнося «С-С-С». Какие звуки мы произносили, когда надували и спускали мяч? (С-Ш). А эти звуки глухие или звонкие?
Давайте поиграем. Я буду бросать мяч и называть недобрые дела. А вы, поймав его, должны сказать наоборот, только добрые дела.
Разорвать книгу — склеить
Толкнуть — обнять
Грустить- радоваться
Нагрубить- извиниться
Ссориться- мириться
Намусорить – прибраться
Поломать –починить
Плакать -улыбаться
Обижать животных – ухаживать за животными
Промолчать при встрече – поздороваться
Находят следующую букву Б и выкладывают на мольберт.
Ребята, а сейчас немного отдохнем.
Физкультминутка.
Упражнение «Лепесток»
Выросли в саду цветки, (Руки плавно поднять верх, потянуться.)
Распустили лепестки.
Вдруг повеял ветерок — (Легкий бег.)
Закружился лепесток.
Ветерок их оторвет
И на землю вновь вернет. (Присели.)
На 4 лепестке волшебного цветка (лепесток с буквой О). Детям предлагается дидактическая игра «Оцени поступок» (Картинки с изображением добрых и плохих поступков). Дети берут по одной карточке, переворачивают и объясняют поступок и выкладывают вокруг радостного «цветка» хорошие и плохие поступки вокруг «грустного» цветка.
Какие чувства мы испытываем, когда делаем добрые поступки (Дети отвечают — радость, веселье, счастье)
Находят букву Р и выкладывают на мольберт
На лепестке с буквой Д заготовлено задание «Доскажи словечко». Ребята я начну предложение, а вы заканчиваете.
Растает ледяная глыба от слова теплого (Спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день)
Если ругают за шалости, нужно сказать (Простите, пожалуйста)
Решай споры словами, а не (кулаками)
Не забудь, что на прощанье нужно говорить всем (До свидания).
Ребята, давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. И будем чаще говорить их друг другу.
Находят букву О и выкладывают на мольберт.
Ребята и какое же слово получилось у нас? (ДОБРО)
А как вы думаете, какие люди живут в стране Доброты? (добрые, вежливые, внимательные, доброжелательные, добросердечные)
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что запомнилось больше всего? А какое самое сложное задание для вас было? (ответы детей) Тем не менее ребята, вы со всеми заданиями справились.
(Звучит песенка Кота Леопольда «Если добрый ты!»)
Ребята, будьте добры со всеми. Давайте построим «Пирамиду дружбы и добра» (подаю детям свою ладонь, они кладут сверху свои ладошки).
- Чувствуете, как тепло моих рук нежно переходит к вашим рукам? Скажите, чтобы вы хотели пожелать друг другу?
-Ребята, я хочу вам подарить талисманы страны «Доброты» в память о нашем путешествии.