Конспект НОД по развитию речи "Весна шагает к нам" | Федина Людмила Вячеславовна. Работа №295587
Автор: Федина Людмила Вячеславовна
Целью данного конспекта явсляется уточнение и расширение знаний детей по теме «Весна».
Конспек направлен на обогащение и активизацию словарь по лексической теме «Весна»; закрепить навыки словообразования и словоизменения. Так же закрепит навыки согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами и подбирать прилагательные к существительным. Конспект направлен на развиватие связной речи и закреплению умения отвечать на вопросы полным предложением.
Конспект разаботан для детей подготовительной группы.
Коррекционно-образовательные задачи:
обогащать и активизировать словарь по лексической теме Весна;
закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к существительным;
развивать связную речь;
закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:
совершенствовать фонематическое восприятие;
упражнять в правильном дыхании;
развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе;
учить правильному поведению в природе.
Оздоровительные задачи:
развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джок терапия.
Оборудование:игрушка Солнце, картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, картинки с изображением первых весенних цветов, звуки природы, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение и заучивание стихов о весне.
Ход НОД.
I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка Солнце)
Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Ответ детей)
Логопед: Давайте поприветствуем солнышко и друг друга.
Здравствуй солнце золотое,(Дети раскрывают ладони в сторону солнца)
Здравствуй небо голубое,(Поднимают руки вверх)
Здравствуй матушка земля,(Наклон руки вниз)
Здравствуй все мои друзья.(Руки вниз - стороны, касаясь друг друга ладонями)
Логопед: А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения-загадки, которое нам сейчас прочитает Ксюша. (Ребенок читает загадку)
Рыхлый снег
На солнце тает,
ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла...
(дети договаривают хором: весна).
Логопед: Догадались, о каком времени года мы будем говорить? (Ответ детей)
Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова...
Весна красна!
В гости просим!
Приди скорей!
Принеси с собой...
Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.
(Логопед передаёт солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники, звонкий ручеек и т.д.)
II. Основная часть.
Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года.
(Карточки на доске)
Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? Давайте назовём признаки весны.(Картинки на доске)
(Ответы детей. Называют признаки весны.)
Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.
На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.
1. Проводится массаж лица.
Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо, - (поглаживание)
Дождик ещё холодный,- (постукивание подушечками пальцев)
По утрам ещё иногда пощипывает морозец, - (пощипывание)
А всё-таки солнышко светит сильнее, - (снова поглаживание)
2. Дидактическая игра Хлопни в ладоши
Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.
Слова:пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки,прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.
Ребята, а теперь вспомните и назовите, какие весенние слова вы запомнили.
(Логопед просит объяснить слова: проталины, капель, ледоход)
А сейчас давайте составим предложения с этими словами.
(Несколько высказываний детей)
Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.
(Логопед обращает внимание детей на су-джок)
3. Су-Джок-терапия Сказка про Ёжика.
Я начинаю рассказывать, а вы мне помогаете, договариваете предложения.
В сказочном лесу в маленьком уютном домике… жил-был маленький Ежик.Показать шарик в открытой ладони.
Еж был маленький и поэтому… всего боялся. Он то выглядывал из своего домика,… то прятался.Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок.
Однажды ранним весенним утром… захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и… побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.Катать шарик по ладони вперед- назад.
Долго бежал Еж. И вдруг очутился около… большой бурлящей реки. А через реку был переброшен… тонкий мостик.Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.
Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, …потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.
А там поляна — большая, круглая, красивая!Круговые движения шариком по ладони.
На поляне… видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать -и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.
Логопед: Ребята ёжик побывал на поляне, а вы хотите там побывать? (Ответ детей)
Логопед: Давайте ненадолго отправимся в путешествие на весеннюю полянку. (Логопед просит закрыть глаза ).
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
С ветерком я подружусь,
На полянке окажусь.
(Пока у детей закрыты глаза, появляются картинки весенних цветов)
Логопед: Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка нам открылась. Какие первоцветы вы видите? (Ответы детей)
Логопед: Не только листья распускаются на деревьях, но и раскрываются первоцветы. Я предлагаю вам сделать дыхательное упражнение, которое называется Цветочек.
4. Дыхательное упражнение Цветочек
Логопед: Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите Ах!!! с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).
(звучит музыка: звуки природы)
Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку.
(Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их раскрашивают).
Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!
III. Итог занятия.
Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. И поэтому я хочу подарить вам в это солнышко, чтобы вы всегда улыбались, были добрыми и весёлыми.