КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ИТОГОВОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в подготовительной к школе группе ☼ | Тонких Надежда Викторовна. Работа №227775
Автор: Тонких Надежда Викторовна
конспект занятия по изодеятельности декоративное рисование Дымковская игрушка
Конспект открытого просмотра Организованной Образовательной Деятельности по изобразительной деятельности в старшей группе
Тема: «Дымковская игрушка» декоративное рисование
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу.
Учить
выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
Учить расписывать дымковскими узорами.
Познакомить с историей Дымковской игрушки.
Развивающие:
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России
.
Предварительная работа:
Игра «Укрась игрушку»; беседы о Дымковском промысле, рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек; чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, лепка из пластилина, соленого теста дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок,
Материалы и оборудование:
краски – гуашь, кисточки, ватные палочки, баночки для воды, салфетки, силуэты дымковских игрушек, изображение мастера Тихона, магнитная доска, ширма, игрушки, цветные кружки (красный, зеленый, синий), презентация «Дымковские игрушки», мультимедийная приставка, экран, компьютер, ковер. Фонограмма русской народной музыки.
Методы обучения:
Наглядный – демонстрация образца, картинки с изображением Дымковских игрушек;
Словесный – объяснение материала, рассказ о истории возникновения Дымковской игрушки;
Практический – выполнение работы детьми.
Словарная работа: Расписные, барыня, яркие; колечки, кружочки, полоски, мастера, умельцы подмастерье
Место проведения: музыкальный зал.
Реализация Образовательной деятельности
1 Организационный момент – 2 мин.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам с вами сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Эмоциональный настрой
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся
Звучит фонограмма....
2 Основная часть: Мотивация к деятельности; Проблемная ситуация – 25 мин
Ребята , вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается!
(Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами).
Воспитатель:- А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!
Слайд №1 с изображением села Дымково
А попали мы в село Дымково!
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
Слайд № 2,3,4,5,6 Демонстрация Дымковских игрушек
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Красноногий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Кони глиняные мчатся
подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите – пышный хвост
У него совсем не прост!
Точно солнечный цветок,
И высокий гребешок.
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Кружочки, клеточки, полоски —
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор
Воспитатель: — Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является дедушка Тихон. Мне сказали, что дедушка Тихон этой зимой долго болел. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера.
(Открывается ширма, на ватмане изображение старичка-мастера с одной игрушкой в руках.)
- Ребята, посмотрите-ка какой дедушка Тихон грустный. Как вы думаете почему он такой грустный?
Ответы детей( предполагаемые у него наверное что-то случилось)
— Да, скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а дедушка Тихон из-за болезни смог расписать только одну игрушку. Он опечален по этому поводу. Мастеру очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство. У дедушки Тихона есть заготовки игрушек, но они не расписанные.
— Что же делать?
Ответы детей ( предполагаемые мы можем расписать игрушки)
Да . Я предлагаю вам стать его учениками, подмастерьями.
— Кто такие подмастерья?
— Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.
— Как называли молодых помощников мастера? (ответ детей: совместный, индивидуальные). Примем участия в ярмарке?
Ответы детей (Да!)
- А для этого вам надо превратиться в дымковских мастеров и расписать дымковским узором лошадок , которых не успел раскрасить дедушка Тихон.
1 2 3 4 5
Начинаем мы играть
Вправо, влево повернетесь
В мастеров все превратитесь
(дети берут заготовки коней и проходят за столы)
Коня для украшения мы сегодня выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб. Они были «защитниками».
-Посмотрите, какой волшебный конь у меня есть (показываю образец)
— Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо. Нам нужны фигурки для росписи, кисти, краски.
— Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).
— Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).
- Какого цвета бывают дымковские игрушки?
(Всегда только белые)
- А какие узоры на дымковских игрушках?
(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
- Какого цвета больше? Какие цвета использованы?
- Какими приёмами выполняются узоры?
(Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)
Изображение на экране поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.
Слайд № 7,8,9 с элементами дымковской росписи
— Садитесь удобнее, начинаем работу.
И прежде чем начнем расписывать лошадок, давайте разомнем свои пальчики
Пальчиковая гимнастика
Разотру ладошки сильно-
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним крепко
И вытягивать начну!
Руки я затем помою,
Пальчик к пальчику сложу
На замочек их закрою
И тепло поберегу!
Самостоятельная работа детей за столами.
Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ. на количество набранной краски, о правильном смывании в воде краски с кисти.
Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка.
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
По окончании работы дети закрепляют свои изделия на столе перед дедушкой Тихоном. ( картинка веселого, довольного дедушки)
Мы на ярмарку идем и товары все несем.
Гости дорогие к нам пожалуйте сюда!
Подходите на нашу ярмарку ,полюбуйтесь!
3 Анализ результатов деятельности детей. Рефлексия- 3 мин.
Воспитатель:
— Дедушка Тихон очень доволен, и благодарен вам, ребята, ему понравились все ваши работы. Я предлагаю вам полюбоваться вашими игрушками.
— Какая из них вам нравится больше всего? Почему?
— Какую игрушку вы купили на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?
— А я бы, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!
— Теперь мастеру Тихону есть, что показать на весенней ярмарке народных мастеров. А заодно он и вас прославит.
Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад,
Каждый тем игрушкам рад!
— Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные кружочки: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый – вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Прикрепите кружок , соответствующий вашему настроению, ниже ваших работ.
(Дети отражают свое настроение при помощи кружков .)
— Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в свою группу. Приглашаю вас снова на чудесный ковер, закройте глаза (звучит музыка). Ширма закрывает мастерскую дедушки Тихона.
Вот мы снова в детском саду. Наше путешествие закончилось, пора прощаться. Давайте попрощаемся с нашими гостями .Дети поднимаются в группу.