Конспект по развитию речи в старшей группе "Дикие животные зимой" | Колпакова Галина Борисовна. Работа №329847
Конспект занятия, целью которого является: пополнение словаря по теме «Дикие животные»;
- обучать детей образованию притяжательных прилагательных;
- развитие навыков словообразования; упражнение в подборе имен прилагательных к именам существительным, в употреблении именительного падежа имен существительных, в употреблении дательного падежа имен существительных,
- воспитание любознательности, доброты, любови к окружающей природе.
Данный конспект может быть использован педагогами как в группе компенсирующей направленности, так и в общеразвивающей группе.
Конспект по развитию речи
в старшей группе компенсирующей направленности.
Подготовил:
воспитатель группы
компенсирующей направленности «Белочка»
Колпакова Г.Б.
Тема: «Дикие животные зимой»
Цели:
Образовательные:
- обучать детей образованию притяжательных прилагательных;
-пополнение словаря по теме «Дикие животные».
Развивающие:
-упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным;
-развивать навыки словообразования;
- упражнение в употреблении именительного падежа имен существительных;
- упражнение в употреблении дательного падежа имен существительных;
Воспитательные: воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.
Оборудование: картинки с изображением диких животных, их детенышей, пищи в зимнее время, места обитания.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель:
Колокольчик озорной,
Ты друзей в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, давайте скажем друг другу «Привет!», а нашим гостям «Здравствуйте!»
-Дети, а вы хотите попасть в зимний лес?
-Да.
-Закройте глаза и вместе со мной повторяйте слова: «Сказка двери открывай, в зимний лес нас приглашай!»
Воспитатель на доске выставляет картину зимнего леса.
- Посмотрите дети, мы с вами попали в зимний лес. Как здесь красиво! Какой чудесный морозный воздух! Давайте подышим морозным воздухом: делаем вдох носом, а выдыхаем через рот (повторить 5 раз).
-Посмотрите, сколько здесь различных следов. А по-другому и быть не может. Ведь здесь живет очень много разных лесных жителей.
Скажите дети, как нужно вести себя в лесу?
-Тихо, не кричать, мы пришли в гости к лесным жителям.
Воспитатель:
-Ребята, кто знает, как называются животные, которые живут в лесу?
Дети: лесные , дикие животные.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: животные сами о себе заботятся: строят дом, добывают еду.
Воспитатель:
Посмотрите ребята, в лесу нас встречает Старичок Лесовичок. Вместе с ним мы и отправимся в его лесное царство. Он подготовил нам много интересных заданий.
Дидактическая игра «Угадай, чей след»
Посмотрите ребята, Старичок Лесовичок просит нас назвать животных, которые гуляли на лесной поляне.
Воспитатель показывает след, дети отгадывают, чей это след.
-Это след зайца. Это чей след? (волка, лисы, лося)
-Заячий (волчий, лисий, лосиный).
Воспитатель: Старичок Лесовичок спрашивает, следы каких животных мы не увидим в лесу?
Дети: Ежа, медведя, барсука, енота.
Воспитатель: А почему?
Дети: эти животные спят зимой.
Для того чтобы запомнить названия животных, которые спят зимой, а которые бодрствуют, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису
Ты найдешь зимой в лесу.
(Дети на каждую строчку поочередно соединяют с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Повторить 2-3 раза).
Воспитатель:
Старичок Лесовичок предлагает вам немножко отдохнуть. Мальчики у нас превратятся сейчас в зайчиков, девочки в лисичек. Покажите нам, пожалуйста, как передвигаются эти звери, пройдите на свои места.
Воспитатель:
Старичок Лесовичок сказал, что звери испугались нас и спрятались за деревом. Видны только хвосты животных. Он просит нас отгадать, кто же прячется за деревом.
Дидактическая игра «Кто спрятался?»
На доске изображение дерева, из-за него выглядывают хвосты животных.
У детей изображения диких животных. Дети отгадывают, чей хвост, выставляют на доску изображение животного
Ребенок: Это лисий хвост. За деревом прячется лиса.
Воспитатель: какой хвост у лисы?(длинный, пушистый.)
Ребенок: Это заячий хвост. За деревом прячется заяц.
Воспитатель: какой хвост у зайца?(короткий, пушистый).
Ребенок: это волчий хвост . За деревом прячется волк.
Воспитатель: какой хвост у волка?(длинный, серый).
Ребенок: это медвежий хвост. За деревом прячется медведь.
Воспитатель: какой хвост у медведя?(короткий).
Ребенок: это беличий хвост. За деревом прячется белка.
Воспитатель: какой хвост у белки?(длинный, пушистый).
Ребенок: это рысий хвост. За деревом прячется рысь.
Воспитатель: какой хвост у рыси?(короткий).
Ребенок: это лосиный хвост. За деревом прячется лось.
Воспитатель: Старичок Лесовичок говорит, что вы справились с заданием. Молодцы. Еще он приготовил конверт, а в нем загадки. Сам он не смог отгадать их и просит нас ему помочь.
Загадки
Длинный ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка. Кто это? (Заяц).
Рыже-огненный комочек
С хвостиком как парашют.
По деревьям быстро скачет.
Был он там… теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка
Кто же это? (Белочка).
Рыжая плутовка
Спряталась под елкой.
Зайца ждет хитрюга та.
Как зовут ее? (Лиса).
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк).
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием Старичка Лесовичка. И он предлагает нам немного отдохнуть.
Выходите, ребята.
Физкультминутка.
Щиплет уши, щиплет нос (трогают уши и нос).
Лезет в валенки мороз. (имитация мороза)
Мы мороза не боимся (грозят пальцем)
Продолжаем веселиться. (активно шевелят руками)
По сугробам мы шагаем (шагают, высоко поднимая ноги)
Выше ноги поднимаем.
Справа хлоп и слева хлоп, (хлопки руками)
Посмотрите, тут сугроб.
Воспитатель: Старичок Лесовичок просит вас ребята, отгадать, какие животные живут в жилищах. Картинки у вас на столе. Подумайте, кто живет в вашем жилище, и возьмите изображение этого животного на доске.
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
-Это нора. В ней живет лиса.
-Это дупло. В нем живет белка.
-Это куст. Под ним прячется заяц.
-Это берлога. В ней спит медведь.
-Это логово. В нем живет волк.
Воспитатель: посмотрите, Старичок Лесовичок просит опять у нас помощи. Звериные детеныши разыгрались на полянке и потерялись. Давайте поможем им найти свою маму.
Дидактическая игра «Назови детеныша».
У детей на столах изображения взрослых животных, на доске изображения детенышей. Каждый ребенок называет своего взрослого животного , затем называет детеныша и забирает его изображения с доски себе.
-У меня лиса. У лисы лисята (лисенок).
-У меня волчица. У волчицы волчата (волчонок).
-У меня медведица. У медведицы медвежата (медвежонок).
- У меня зайчиха. У зайчихи зайчата (зайчонок)
-У меня бельчиха. У бельчихи бельчата.
- У меня лосиха. У лосихи лосята (лосенок).
Воспитатель :наконец-то зверята нашли свою маму. Они очень проголодались. Старичок Лесовичок приготовил для всех угощение. Посмотрите на доску и выберите угощение для своих зверей, самое их любимое.
Дидактическая игра «Кто, чем питается?»
Дети по одному выходят к доске и выбирают картинку с изображением того, чем питаются животные (ветки деревьев, шишки, мышь-полевка, зайцы, трава, мох).
Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу. На прощание Старичок Лесовичок нам подарил картинки, на которых изображены правила поведения в лесу. Нам нужно бережно относиться ко всему живому в лесу: птицам, животным, растениям.
А теперь нам нужно возвращаться в детский сад. Закрываем глаза и все вместе повторяем: сказка двери закрывай, в детский сад нас отпускай.
Воспитатель: вот мы и в детском саду. Где мы с вами побывали?
- В лесу.
-Кого мы с вами там встретили?
-Диких животных.
-Вам понравилось путешествие?
-Да.
- Вы молодцы, отлично справились со всеми заданиями. Но я тоже приготовила вам задание. Вот фигурки животных. Их запорошило снегом. Вам надо почистить им шубки, раскрасить. И мы можем еще раз полюбоваться дикими животными.