Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Все о соли знать хотим». | Елена Викторовна Соловьева. Работа №267354

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Елена Викторовна Соловьева
Конспект

 познавательно-исследовательской деятельности    

в старшей группе на тему: «Все о соли знать хотим».

МБДОУ детский сад №1 ст. Милютинская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе на тему: «Все о соли знать хотим».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела

Воспитатель: Соловьева Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст. Милютинская

2021 январь.

Тема: «Все о соли знать хотим»

Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Обучающие: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать свойства соли опытным путём; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Развивающие: развивать познавательные потребности, развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом, творческие способности, воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной деятельности.

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе; воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Оборудование: карточки с символическим изображением методов исследования, Энциклопедия от А до Я, мультимедиа (презентация «Где и как добывают соль», сундучок, кристаллы соли, соль, стаканчики пластиковые, подносы, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей), стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца салфетки, лупы.

Организационный момент:

Воспитатель: - Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в д/с?

- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.

- Если вам нравится общаться с ребятами – поднимите руки!

- Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!

Ход ООД:

Вводная часть. (М

отивационно-побудительный

этап)

Воспитатель:

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в группу я вошла,

Здесь шкатулочку нашла (показывает шкатулочку).

На ней надпись: «Открыть любознательным детям старшей группы. Капитошка.».

Дети открывают шкатулку, достают мешочек, щупают его, мнут в руках.

Воспитатель: Как вы думаете, что в нем может находится? (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Посмотрите, в шкатулке есть еще конверт, а в нём письмо от Лунтика. Может быть прочитаем письмо и тогда узнаем, что в посылке?

Воспитатель читает письмо: «Отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в этом мешочке».

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).

 

Воспитатель продолжает читать письмо от Лунтика:

«Когда у меня заболело горло, баба Капа давала мне соленую воду, что бы я полоскал его. Я удивился, зачем полоскать солью горло? Ведь соль добавляют в пищу. Ребята помогите мне разобраться, что такое соль, для чего нужна и откуда она берется?»

 

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Лунтику? (ответы детей)

2. Основная часть. (Организационно-поисковый этап).

Воспитатель: А вы ребята хотите стать исследователями и узнать все о соли? (Воспитатель предлагает детям превратится в исследователей.)

Воспитатель: - Итак, исследователи, где и как мы можем получить необходимые, новые знания о соли?

Дети: - Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у взрослого, посмотреть в телевизоре и в компьютере, и т.д.

Воспитатель: - Верно, существует много способов получения новых знаний. Но с чего мы начнем? (Воспитатель показывает карточку-схему «Прочитать в книге»).

Дети: -Прочитать в книге.

Воспитатель: - В какой книге мы можем узнать о соли?

Дети: – В словаре, энциклопедии.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, как в словаре располагаются слова. На какую букву мы будем искать слово «соль»?

Зачитывают из энциклопедии «Что такое «соль?». Соль – природное вещество белого цвета, представляет собой кристаллы с острым характерным вкусом.

Воспитатель: - Вам интересно узнать, откуда берётся соль? Что вы хотите узнать? Тогда садитесь на ковер, слушайте внимательно и смотрите (дети садятся на ковер перед экраном).

Воспитатель показывает карточку-схему «Посмотреть ТВ»

Просмотр отрывка из телепередачи «Галелео», о том, где и как добывают соль?

Воспитатель:- Соль встречается не только в воде озёр, но и в земле. Добывают её в специальных шахтах при помощи комбайнов. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. (Показывает картинку).

Воспитатель:- А сейчас я предлагаю вашим глазам немного отдохнуть.

Гимнастика для глаз:

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Воспитатель: - Продолжим наше исследование. Что же мы сейчас сделаем? (Показывает карточку-схему «Подумать самостоятельно»).

Дети: Подумаем самостоятельно.

Воспитатель: Правильно. Давайте подумаем для чего нужно соль человеку (ответы)

Воспитатель: А теперь давайте поиграем и выясним какие продукты можно солить.

Игра: «Соленый - несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)

Воспитатель:- А теперь, исследователи, я приглашаю вас лабораторию. Как вы думаете, что мы там будем делать? (Показывает карточку-схему «Провести эксперимент»).

Дети: Будем делать опыты с солью.

В нашей лаборатории нужно соблюдать правила:

- на столах ничего не трогать без разрешения

-соблюдать тишину, не мешать другим

-бережно обращаться с оборудованием.

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

- не трогать руками глаза;

- если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

ОПЫТЫ

1 опыт: «Имеет ли соль запах?». Перед вами тарелочки с солью. Давайте ее рассмотрим. Какого цвета соль? Давайте определим, есть ли у соли запах? Наберите на ложечку немного соли. Понюхайте её. ез запаха).

 

2 опыт: « Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?»

Пододвинет к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку. Что произошло? Значит соль какая? ыпучая, рассыпчатая).

Мы с вами определили еще одно качество соли, соль сыпучее вещество.

3 опыт: «Из чего состоит соль?».

Рассмотрите соль через увеличительное стекло. Что вы видите? Из чего состоит соль? ернышки, кристаллы, крупинки).

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«идут» по столу указательными и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.

(движения воображаемой ложкой; руки под

щёку)

4 опыт: «Растворяется ли соль в воде?».

Предлагаю вам пододвинуть баночку с водой и насыпать в неё ложечку соли. Размешайте, что произошло с солью? А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась). Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится. А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Попробуйте. олёная).

5 опыт: «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать?. Хотите это проверить? (Да).

 

Опускаю яйцо стакан с пресной водой, яйцо утонуло. Опускаю яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (Соленая вода выталкивает предметы) В море вода соленая, поэтому там легко плавать.

Вывод: соленая вода выталкивает предметы.

 

Воспитатель: Уважаемые исследователи, мы так много провели несколько опытов с солью, предлагаю повторить, что мы узнали о соли. (Она белая, сыпучая, состоит из кристаллов, без запаха, солёная, растворяется в воде и меняет вкус воды). (Воспитатель выставляет на мольберте карточки -схемы «Свойства соли»).

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Я прошу в круг всех встать,

И задания выполнять.

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке? Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно, опустите!

Наклонитесь, разогнитесь,

На носочки поднимитесь!

Приседайте, выпрямляйтесь,

Встаньте прямо – улыбайтесь!

Каждый весел и здоров.

И к исследованиям готов!

Воспитатель: - Продолжим исследовать соль? Как, где же еще мы можем узнать нового о соли. (Воспитатель показывает карточку-схему «Получить информацию у компьютера»).

Дети: Посмотреть в компьютере. Просмотр презентации: «Где используют соль».

Заключительная часть. (Рефлексивно-

коррегирующий

этап).

 

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?

Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий. Что же мы напишем Лунтику? (Дети пытаются сформулировать итоговые выводы, делятся впечатлениями, эмоциями).

- Узнали ли вы что-нибудь о соли, чего не знали раньше?

- Вам понравилось быть исследователями? Что было особенно интересным?

- А трудно было проводить самостоятельно опыты?

-Кому и что вы расскажете о нашей лаборатории?

-Вы хотели бы ещё раз стать исследователями и вернуться в лабораторию, чтобы сделать новые открытия?

Ребята, за то, что вы были замечательными исследователями, за вашу любознательность я дарю вот такие медали. Молодцы!

Самоанализ познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе на тему: «Все о соли знать хотим».

 

Тема: «Все о соли знать хотим»

Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Обучающие: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать свойства соли опытным путём; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Развивающие: развивать познавательные потребности, развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом, творческие способности, воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной деятельности.

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе; воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Оборудование: карточки с символическим изображением методов исследования, мультимедиа (презентация «Где и как добывают соль», сундучок,соль, стаканчики пластиковые, поднос, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки, стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца , салфетки, лупа.

Задачи определены в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей старшего дошкольного возраста. Подготовка к занятию включала подбор наглядного материала и дидактических пособий, рациональное их размещение. Успешному решению поставленных задач способствовала предварительная работа на данную тему (беседы с детьми о соли, рассматривание картин соляных пещер, чтение стихов, загадывание загадок.) С учетом конкретно решаемых задач на занятии была организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размещении оборудования и материалов. Занятие имело следующую структуру: вводная часть, основная и заключительная. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Так, обучающая задача решалась во всех частях занятия и т.д. На протяжении всего занятия использовались различные приемы, направленные на привлечение внимания детей. На занятии предусмотрена интеграция различных видов деятельности познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие. На протяжении всего занятия обеспечивалась «обратная связь» с детьми: своевременное реагирование на снижение интереса, внимания, активности, работоспособности отдельных детей при выполнении заданий; оказывалась поддержка каждому ребенку. Для активизации мышления использовались наводящие вопросы. Была создана мотивационная основа, у детей был вызван интерес к передаваемой информации (знакомство с новыми материалами). Опиралась на личностные мотивы детей, их стремлению к общению, самореализации, самоутверждению. У детей был вызван познавательный интерес. Дети смогли почувствовать свой успех (при проведении самостоятельно опыта). На занятии решались задачи воспитательного характера: навыки взаимодействия, чувство товарищества, самостоятельность. Предлагаемый материал был доступен, подкреплен наглядностью. Фрагменты занятия логически связаны между собой. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

Успешному проведению занятия способствовали оптимальные санитарно-гигиенические условия. Временные рамки были соблюдены. На занятии была создана атмосфера доброжелательности, взаимопонимания. Стиль общения обеспечивал ребенку чувство психологической защищенности, доверия. Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость каким то одним видом деятельности. Дети динамично переключались с опытов к словесным играм.

В конце занятия подвела итог и рефлексию. Анализируя деятельность детей на занятии, можно отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Поставленные задачи были выполнены в полном объеме и цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×