Конспект познавательного занятия "Путешествие в осенний лес" | Сивакова Наталья Алексеевна. Работа №207596
Автор: Сивакова Наталья Алексеевна
Коспект посвящен закреплению лексической темы "Осень" с детьми средней группы с ОНР.
(для детейсреднейгруппы собщим недоразвитием речи)
Подготовила:учитель-логопед МБДОУ МОг.Краснодар «Детский сад № 1»
Сивакова Н.А.
Программные задачи.
1.Формировать представления и понятия по теме«лес осенью»,обогащать иактивизировать словарь существительных, глаголов, прилагательных по теме. Закреплять умение сравнивать предметы между собой, выделяя их существенные признаки, используя слова – антонимы.
2.Совершенствовать навык использования в речи прилагательных, согласовывать их с существительными мужского рода, единственного и множественного числа в именительном падеже.
3.Развивать познавательную деятельность, моторику, умение ориентироваться в пространстве, согласовывать движения и речь с музыкальным темпом, умение интонировать.
4.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, активность, целеустремлённость, предпосылки творчества у детей и позитивные эмоции.
Оборудование:искусственная ёлка, игрушки зайца, медведя и мышки, зонтик с «дождиком» из фольги, корзинка, осенние листья из бумаги,декоративное солнце.
Ход занятия.
Приветствие:Играет «волшебная» музыка.Дети входят в зал.
Учитель-логопед. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь гостям и подарите им своё хорошее настроение.
Дети.Здравствуйте.
Учитель-логопед.Сегодня я предлагаю отправиться в сказочный лес.
Скажите, на чём можно путешествовать?
Дети.На машине, на самолёте, на велосипеде.....
Учитель-логопед.Правильно, ребята. Можно путешествовать на разных видах транспорта. А на чём мы с вами поедем в лес постарайтесь отгадать, прослушав фрагмент музыкального произведения.
Играет музыка. («Паровоз» Г. Эрнесакса)Дети становятся в одну колонну, кладут руки на плечи друг другу. Двигаются под музыку и произносят «чух – чух – чух». Сделав круг останавливаются.
Логопед. Молодцы.
Происходит смена декораций: появляется ёлка, а за ней игрушки (зайчик, мышка, медведь).Учитель-логопед.Дети, вот мы и приехали на лесную полянку. А что это растёт на лесной полянке? Какого она цвета?
Ребята, а под ёлочкой кто – то сидит?!
Звучит музыкальный фрагмент («Зайчик»).Учитель-логопед.Кто это?
Дети.Зайчик.
Учитель-логопед.Правильно. Ну-ка зайка выходи к нам . Давайте попрыгаем как зайчики.
Дети изображают зайчиков под музыку.Игра «Зайка»Зайка серенький сидит, (дети выполняют движения
И ушами шевелит. соответственно тексту)
Вот так, вот так.
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так. Вот так.
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стаять.
Надо зайке поскакать.
Вот так. Вот так.
Надо зайке поскакать.
Учитель-логопед.Какие замечательные зайки у вас получились. А теперь послушайте следующий фрагмент и отгадайте ктоэто.
Звучит музыкальный фрагмент («Мишка»)Учитель-логопед.Кто это, ребята?
Дети.Медведь.
Учитель-логопед.Молодцы. Иди, мишка к нам. Покажите, как ходит медведь.
Дети изображают медведя под музыку.Учитель-логопед. Хорошо, а теперь попробуйте отгадать кто же ещё спрятался подёлочкой?.
Звучит музыкальный фрагмент («Мышка»).Учитель-логопед.Кто это, ребята?
Дети.Это мышка.
Учитель-логопед.Прекрасно. Ребята, покажите, как бегает мышка.
Дети изображают мышку под музыку.Учитель-логопед.Вы знаете где живёт мышка?
Дети.В норке.
Учитель-логопед.Давайтепоиграем с пальчиками
(Пальчиковаягимнастика«Про мышку»)
Мышка маленькая в норке, (поочерёдно соединять пальцы с большим пальцем)
Тихо грызла хлеба корку. (поскрести ногтями по коленям)
«Хрум, хрум!» – что за шум? (сжимать пальцы в кулачки и разжимать их)
Это мышка в норке (потереть ладони друг об друга)
Хлебные ест корки.
Учитель-логопед.Ребята, давайтепоиграем в игру: «Узнай и назови». Постарайтесь узнать и назвать кто это.
Звучат поочерёдно вышеупомянутые фрагменты. И дети называют животных.Учитель-логопед.Правильно, ни разу не ошиблись. Вот какие вы внимательные. Поехали дальше.
Муз. рук.Ой! Какой сильныйветер подул.
Учитель-логопед.Смотрите, листья падают!
Звучит музыка «ветер» и взрослые разбрасывают листья.Учитель-логопед. Дети, почему листья опали?
Ответы детей.Муз. рук.Если листики летят
Значит это …..
Дети.Листопад.
Муз. рук.А теперь давайтепропоём вместе:
«Листики летят – это листопад.
Мы их соберём – маме отнесём.»
Учитель-логопед.Ребята, посмотрите, чем листья отличаются друг от друга?
Дети.Большие и маленькие. Круглые и овальные. Жёлтые и коричневые.
Учитель-логопед.Правильно. Ребята, возьмите только большие листья. Давайте узнаем сколько их. Для этого их нужно на полянке положить в ряд и сосчитать.
Дети.Один лист.
Два листа.
Три листа.
Четыре листа.
Пять листьев.
Учитель-логопед.Очень хорошо. А теперь возьмите в правую руку дубовый листик, а в левую руку – кленовый.
Муз. рук.Давайте песенку споём про листья золотые и потанцуем с ними.
Звучит «Танец осенних листочков» музыка А. Филипенко.Учитель-логопед.Я предлагаю собрать листики в корзинку и продолжить путешествие.
Играет музыка. («Паровоз» Г. Эрнесакса)Дети становятся в одну колонну, кладут руки на плечи друг другу. Двигаются под музыку и произносят «чух – чух – чух». Сделав круг останавливаются.
Звучит музыка дождя.Муз. рук.Ребята, что происходит?
Дети.Идёт дождь.
Учитель-логопед.Давайте покажем,как капают капельки.
Пальчиковая гимнастика«Капельки».
Авторская игра с темпоритмическими акцентами: «Солнышко и дождик».Муз. рук. и дети:«Дождик,дождик. Кап, кап, кап! (ударяем подушечками пальцев по ладошки)
Ты не капай долго так!(грозим указательным пальчиком)
Хочется идти гулять (выполняют движения по тексту)
Прыгать, бегать и скакать!»
Открывается зонтик (к спицам зонта привязан «дождик» из фольги), дети дуют на «дождик» и тучка улетает (зонтик отставить в сторону).Муз. рук.«Дождик капать перестал,
Огорчился, убежал.»
Появляется солнце.Все участники говорят хором.«Солнце в гости к нам пришло,
Это очень хорошо!» (все ритмически хлопают в ладоши).
Сюрпризный момент:Учитель-логопед.Дети, солнышко прощается с вами до весны. Оно приготовило для вас подарки.Какого цвета подарки? Что они напоминают?
Дети под музыку выходят из зала.