Конспект родительской гостиной "Родительский дом - начало начал" | Винокурова Ирина Владимировна. Работа №240467
Автор: Винокурова Ирина Владимировна
В статье предложен конспект родительского собрания в форме "посиделок у самовара" с элементами русского фольклора и мастером - класс для родителей по изготовлению куклы-оберега.
Конспект родительской гостиной:
«Родительский дом – начало начал»
Работая в детском саду, постоянно приходится использовать нетрадиционные методы и приёмы в своей деятельности не только в общении с детьми, но и подчас с родителями. Хочу поделиться своей разработкой родительской гостиной.
Родительская гостиная.
Тема: «Родительский дом – начало начал»
Форма проведения: «Посиделки у самовара»
Задача: обогатить опыт родителей в вопросах воспитания детей
План проведения:
Теоретическая часть.
Практическая часть.
Творческая часть.
1.Теоретическая часть.
Вступительное слово:
«Уважаемые гости! Мы рады видеть вас в родительской гостиной нашего детского сада. Спасибо за то, что вы собрались сегодня в нашей гостиной. Это означает, что всех нас объединяет интерес к теме нашей сегодняшней встречи.
Сегодняшнюю нашу встречу, мы решили устроить в виде посиделок у самовара и во время наших посиделок прикоснуться к истокам русской культуры. Раньше было традицией собираться за большим столом в избе у самовара. На аромат чая собирались соседи и так, самопроизвольно, начинались посиделки. Народ пел, плясал, новости обсуждал, а кому и всем миром совет давал. Ведь как говорят: «Коль самовар в дому, то и беседа к столу».
Когда в браке и любви соединяются два сердца, две жизни и рождается новая семья, молодые супруги, прежде всего, думают о правильном воспитании своих будущих детей.
Воспитание ребенка должно начинаться в семье, в родительском доме. Это его начальная школа, в которой закладываются «начала начал» будущей личности. В семье ребёнок должен научиться у своих родителей уважению к окружающему, послушанию. Домашнее воспитание оказывает решающее воздействие, направляя или к добру, или к злу. Незаметно и постепенно влияние семьи и дома, направленное в нужную сторону, становится силой, ведущей к правильному формированию личности. Поэтому воспитание в семье невозможно переоценить! Семейное воспитание нельзя считать делом второстепенным.
Мы предлагаем вам сегодня обсудить некоторые моменты в воспитании. Идеи же для наших дискуссий мы позаимствуем в нашей классической литературе. А начать мы предлагаем с «жемчужины русской речи», как называл их Н.В. Гоголь – с одной из малых форм фольклора – с пословиц. Считается, что пословица – для кого указ, наставление, а для кого и нравоучение. Думаем, что дома, при воспитании детей вы порой тоже обращаетесь к пословице. Но не всегда пословицы гладки и понятны и чтобы понять скрытый смысл приходится порой и поразмыслить».
2. Практическая часть.
П
ословицы
для размышления и обсуждения:
«Богатство родителей – порча детям»
,
/Обсуждение родителей. Вариант ответа родителей: - Богатство – это не плохо, главное, чтобы за этим не пропустить основные моменты в воспитании и не допустить, чтобы развитие пошло по другому пути, портящим детскую душу./
«Водила за ручку – получила белоручку»
,
/Обсуждение родителей. Вариант ответа родителей или комментарий педагога: на каждом этапе развития ребёнок должен получать самостоятельность в соответствии с его возрастом, чтобы обеспечить ему в дальнейшем успешность в жизни./
«Кто не мог взять лаской, не возьмёт и строгостью»
,
/Обсуждение родителей. Вариант ответа родителей или комментарий педагога: Чтобы добиться результатов в воспитании необходимо жить жизнью ребёнка, тогда и ласка и строгость принесут правильные плоды./
«Побои мучат, а не учат»
,
/Обсуждение родителей. Вариант ответа родителей или комментарий педагога: Испытывая боль, ребёнок обретёт жестокость и затаит обиду, но не получит урок./
«Неразумная опека хуже беспризорности»
/Обсуждение родителей. Вариант ответа родителей или комментарий педагога: Неразумная опека мешает развиться ребёнку, как личности, при этом отсутствует самостоятельность, в результате неполноценное формирование личности./
П
оговорки
.
д
ля понимания и добавления.
На Руси помимо пословиц почитались и поговорки, которые рождались в быту и труде; сказанные случайно, но подмеченные точно, они обретали «крылья» и долгую жизнь. Сейчас мы предлагаем вам попробовать себя в роли составителей «крылатого словца». Вам сейчас будет зачитано начало поговорки, издревле известной на Руси, но забытой, а ваша задачи придумать окончание, или вспомнить оригинал.
Поговорки:
Не тот отец, кто родил, а тот…...
?
/кто вспоил, вскормил, да уму разуму выучил/
Коли есть отец и мать, так ребёнку……? /благодать/
Птица рада весне, а дитя……? /матери/
К чему ребёнка приучишь,…….? /то от него и получишь/
Дай детям полную волю -……..? /сам наплачешься/
Кто без призора в колыбели, тот….? /всю жизнь не при деле/
Каковы родители,….? /таковы и дети/
Верная указка – не кулак, а …….? /ласка/
Бас
н
и
для размышления и обсуждения:
Издревле на Руси любили родители почитать своим чадам сказки, потешки, из которых дети многое узнавали, жизненные тонкости постигали. А всегда ли мы понимаем смысл того, что читаем детям? Это мы сейчас проверим на примере известных басен Крылова. Про басни говорили: « Их всяк по-своему поймёт, да для себя урок возьмёт!»
Отрывки из басен для обсуждения:
Отрывок из басни «Свинья под дубом»:
«Невежда так же в ослепленье
Б
ранит науки и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды».
Предложить родителям найти и объяснить скрытый смысл в строках этой басни так, как они бы объяснили это своему ребёнку.
Отрывок из басни «Охотник»:
«Как часто говорят в делах: ещё успею,
Но надобно признаться в том,
Что это говорят,
спросясь
не с умом,
А с леностью своей».
Предложить родителям придумать ситуации, где, воспитывая своего ребёнка, можно в качестве цитаты продекламировать данные строки.
Отрывок из басни « Петух и Жемчужное Зерно»:
«Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк»
.
Предложить родителям придумать ситуации, где, воспитывая своего ребёнка, можно в качестве цитаты продекламировать данные строки.
Отрывок из басни « Квартет»:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
……..
Ну а родителем что надобно? …… /предложить родителям подобрать окончание фразы/
ИТОГ 2 части: родители получают памятки с основными идеями в воспитании ребёнка. ( Варианты распространённых памяток для родителей даны в приложении.)
3.Творческая часть.
Мир освещается солнцем, а воспитание – любовью! Издревле первыми игрушками малыша были самодельные куклы. Сворачивая такую куклу из лоскутков, мать вкладывала в неё частичку себя, своей любви и своей души. И с самых пелёнок, даже если родительницы не было рядом, её любовь, вложенная в куклу всегда была рядом с малышом. И почитали такую куклу как не простую игрушку, а как самый сильный оберег от зла и сглаза. Но со временем эта традиция была забыта и утеряна. От неё остались только фотографии (показ слайдов) и экспонаты (показ). Мы предлагаем вам сейчас попробовать себя в роли мастериц по изготовлению тряпичной куклы. Всё необходимое, а именно: лоскутки, ленты тесёмочки, нитки вы найдёте в шкатулках, стоящих на ваших столиках. На столах вы также найдёте и технологию изготовления кукол.
Далее под русскую народную музыку проходит творческая самостоятельная работа родителей.
По завершению работы всех мастериц-кукольниц можно попросить продемонстрировать свои работы.
Завершающее слово ведущего посиделок:
- Время наших посиделок подходит к концу, но мы надеемся, что вы провели его сегодня с пользой для себя. На отдельные вопросы вы смогли получить сегодня ответы, услышать мнения других. А замечательные куклы, которых вы сегодня смастерили своими руками станут настоящим оберегом вашего семейного очага и будут напоминать вам о тех вопросах, которые мы сегодня обсудили.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
1. Варианты распространённых памяток для родителей:
Памятка №1.
«Искусство быть родителем».
*Ваш малыш ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.
*Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
*Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть.
*Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.
Памятка №2
«Искусство наказывать и прощать»
* Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте.
*Подбадривайте его, а не подмечайте неудачи.
*Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
*Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
*Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов (если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня).
*Будьте последовательны.
*Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
*Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
*Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
*Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.
*Если есть сомнение, наказывать или нет – не наказывайте!
*Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
- нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре
внимания;
- проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных
впечатлений;
- упрямство – свидетельство желания быть независимым;
- агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;
- суета, беготня – ребенок дает выход энергии.
Помните, каждый имеет право на ошибку, и ребенок не исключение. Помогите ему достойно выйти из неприятной ситуации, и он будет вам благодарен.
2. «Технология изготовления куклы-скрутки».
Изготовление туловища
1.Возьмите белый лоскут, скрутите его не очень туго по длинной стороне.
2. Перегните закрутку пополам. В место перегиба заложите небольшой комочек ваты, перевяжите её нитками, чтобы получилась голова.
3. Сделайте ещё одну закрутку из меньшего цветного кусочка ткани, перевяжите образовавшуюся закрутку нитками с каждой из сторон, отступая от края 1 см. Получились руки. Затем закрутку «руки» протяните между концами белой ткани под головой и перевяжите нитками – получился пояс куклы.
4. Место пояса куклы оберните лоскутом цветной ткани так, чтобы получилась юбка куклы. Кукла готова!