Конспект учебного занятия по эстрадному пению.

Автор: Родионова Александра Александровна

 

 

Конспект учебного занятия по эстрадному пению.

 

Год обучения: Первый год обучения.

Занятие проходит в 3 этапа:

1)  Дыхательная гимнастика. Беседа о строении голосового аппарата и гигиене голоса.

2) Работа над певческим вдохом. Работа над интонацией. 

3) Работа с песней.

Каждому этапу отводится по 30 минут. Общее время 1час 30 минут.

 

 Цели занятия:

1. Рассказать о строении голосового  аппарата, показать строение голосового аппарата (Приложение №2).

2. Рассказать о нижнереберном диафрагмальном дыхании.

3. Подготовить дыхательную систему, мышечную систему и голос к вокальной работе. Включить и активизировать дыхательную систему, дыхательные мышцы, координацию.  Добиться правильного выполнения упражнений дыхательной гимнастики (Приложение №1)

4. Добиться плавного певческого вдоха.

5.Активизировать певческую опору.

6. Добиться чистой интонации в упражнениях.

7. Добиться чистой интонации в пении.

Материальное обеспечение: Микрофон, электроаппаратура, компьютер.

Учебные пособия: Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

(Приложение №1) Строение голосового аппарата (Приложение №2)

1 этап занятия: Беседа о строении голосового аппарата и гигиене голоса. Дыхательная гимнастика.

 

 

Раздел занятия

Содержание занятия

Время

(мин)

·        Подготовительная часть.

Рассказ о строении голосового аппарата, показ строения голосового аппарата (Приложение №2)

1.     Гортань.

2.      Диафрагма.

3.     Легкие.

Рассказ о гигиене голоса.

1.     Болезни.

2.     Уход.

3.     Общее состояние голосового аппарата.

10

·        Дыхательная гимнастика.

Комплекс дыхательных упражнений А.Н. Стрельниковой  (Приложение №1):

1. «Насос»

2. «Обними себя»

3. «Большой маятник»

Дыхательная ритмика.

 

15

·        Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Задание на самостоятельную подготовку.

5

 

Вывод: Студенты  получили информацию о строении голосового аппарата и гигиене голоса. Им удалось включить и активизировать дыхательную систему, дыхательные мышцы, координацию.  Добиться правильного выполнения упражнений дыхательной гимнастики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 этап занятия: Работа над певческим вдохом. Работа над интонацией..

Учебные пособия: дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой. (Приложение №1)

 

Раздел занятия

Содержание занятия

Время

(мин)

·        Подготовительная часть.

Упражнения, направленные на правильный, плавный певческий вдох:

1.     Плавный вдох.

2.     Плавный вдох на три счета.

3.     Плавный вдох на три счета и плавный выдох на три счета...вдох.

Упражнения, которые активизируют певческую опору:

1.     «Кшш», повторить 3 раза.

2.     «Кшш-ссс-прр», повторить 3 раза. Последний звук продлить.

3.     «Кшш-ссс-прр», сверху вниз по 5, 3, 1 ступеням мажорного трезвучия. Добавить приседание с пружиной на последнем звуке.

 

 

 

10

·        Работа над голосом, работа над интонацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения, направленные на активизацию певческой опоры.

1.     «Прр-прр-кшш», по звукам трезвучия сверху вниз.

2.     «Пить-лить-ввить», по 1, 3, 5 ступеням трезвучия вверх.

3.     «Ввилили-ввилили-ввилили», по 5, 3, 1 ступеням трезвучия вниз.

Упражнение,  направленное на собранный звук, глиссандо и открытый звук.

1.     «Дадада-аааа», тройное «да» на 1 ступени мажорного трезвучия, третью «да» открываем на звук «а» вверх глиссандо до 5 ступени.

Упражнение, направленное на выравнивание регистров.

1.     «Да-а-а-о-о-о-да», вверх и вниз по мажорному трезвучию 1-3-5-1-5-3-1.

15    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·        Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Задание на самостоятельную подготовку.

5

 

 

Вывод: Студенты добились плавного певческого вдоха. В упражнениях над голосом добились чистой интонации.

                        

 

 

 

3 этап занятия: Работа с песней.

Учебные пособия: Минус песни «Гимн Молодёжи»

 

Раздел занятия

Содержание занятия

Время

(мин)

·        Подготовительная часть.

Упражнения, направленные на правильный, плавный певческий вдох:

1.     Плавный вдох.

2.     Плавный вдох на три счета.

5

·        Работа над голосом.

Упражнения, направленные на активизацию певческой опоры.

1.     «Прр-прр-кшш», по звукам трезвучия сверху вниз.

2.     «Пить-лить-ввить», по 1, 3, 5 ступеням трезвучия вверх.

3.     «Ввилили-ввилили-ввилили», по 5, 3, 1 ступеням трезвучия вниз.

10

·        Работа с песней.

 

 

 

 

1. Учим вокальную строчку.

2. Поем 1,2 куплет и припев. активизируя опору.

3. Проговариваем текст песни.

4. Поем 1 куплет и припев с текстом.

10

 

 

 

 

· Заключительная часть.

Задание на самоподготовку.

      5

 

 

Вывод: Студенты  отработали плавный певческий вдох, что позволило плавно вести вокальную строчку в песне "Гимн Молодёжи». Интонация точная.

 

 

                             

 

 

 

« 15» декабря  2015 года                              Педагог ДО, руководитель

                                                                         Вокально-театральной студии

                                                                                      «ВОКАЛИЗ»

                                                                                     Родионова А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             Приложение №1

                     Основной комплекс дыхательной гимнастики,

                            разработанной А. Н. Стрельниковой.

Основной комплекс упражнений дыхательной гимнастики, разработанной А. Н. Стрельниковой, содержит 12 упражнений. Но мы рассмотрим 3 основных.

Постепенное их освоение будет способствовать формированию необходимых навыков правильного дыхания.

1. «Насос»

Исходное положение – стоя на полу, ноги расставлены на ширину плеч, руки свободно опущены вдоль туловища, их мышцы максимально расслаблены.

Перед выполнением вдоха следует наклониться вперед, выгнуть спину «горбом», затем резко вдохнуть через нос. После вдоха необходимо постепенно выпрямиться (но не до исходного положения), одновременно выдыхая воздух.  

Противопоказаниями к выполнению данного упражнения являются выраженный остеохондроз в стадии обострения, гипертоническая болезнь, камни в желчном пузыре или почках, повышенное внутричерепное давление, межпозвоночная грыжа, глаукома, нарушение взаимного расположения межпозвонковых дисков, миопия средней и высокой степени, сотрясение головного мозга.

2. «Обними себя»

Исходное положение – стоя на полу, спина прямая, ноги расставлены на ширину плеч, руки согнуты в локтях и выставлены вперед (горизонтально) на уровне плеч, пальцы сжаты в плотные кулаки.

Выполнение упражнения следует начать с резкого шумного вдоха через нос. Одновременно с поступлением воздуха в легкие необходимо постараться отвести кисти рук как можно дальше за спину, при этом продолжая удерживать руки параллельно друг другу. После завершения вдоха можно сделать медленный расслабленный выдох, одновременно разводя руки в стороны.

3. «Маятник»

Исходное положение – стоя на полу, спина выпрямлена, ноги расставлены на ширину плеч, руки свободно висят вдоль тела. Перед началом упражнения необходимо наклониться вперед, одновременно выгибая спину «горбом», мышцы рук должны оставаться расслабленными. В таком положении следует выполнить резкий короткий вдох через нос, затем выпрямиться, слегка прогнуть спину назад и одновременно согнуть руки в локтевых суставах, отвести кисти за спину и медленно выдохнуть, чувствуя, как мышцы грудной клетки постепенно расслабляются.

 

 

 

                                                                                                             Приложение №2

Краткие сведения о голосовом аппарате.

Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости.  

Голос и слух.

В пении, так же как и в обычной речи, необходимо наличие аппарата как создающего, так и воспринимающего звуки. Общеизвестно, что ребенок, полностью потерявший слух в раннем детстве (до года) в результате заболевания органов слуха, становится не только глухим, но и немым. Воспринимаемые здоровыми органами слуха, слуховые раздражения из внешней среды оказываются в свою очередь раздражителями для нервных клеток, которые ведают работой органов голосового аппарата. У глухого ребенка слуховых восприятий и, как следствие их, раздражений речедвигательных центров нет, и поэтому голосовой аппарат не функционирует. Связь между слухом и голосом двухсторонняя: не только голос не может формироваться без участия слуха, но и слух также не может развиваться без участия голосовых органов.  

Органы голосового аппарата.

Гортань - орган, где происходит зарождение голоса. Она расположена по средней линии шеи в переднем ее отделе и представляет собой трубку, верхнее отверстие которой открывается в полости глотки, а нижнее непосредственно продолжается в трахею. Гортань выполняет тройную функцию (дыхательную, защитную, голосовую) и имеет сложное строение. Ее остов составляют хрящи, соединенные между собой подвиж но при помощи суставов и связок и переплетенные снаружи и изнутри мышцами. 

Диафрагма прикрепляется к нижним ребрам и позвоночнику, имеет два купола - правый и левый. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, оба ее купола опускаются, увеличивая объем грудной клетки. Диафрагма состоит из поперечно-полосатых мышц. Ее движение полностью не подчинено нашему сознанию. Мы можем сознательно сделать и задержать вдох и выдох, но сложные движения диафрагмы при голосообразовании происходят подсознательно. 

Диафрагма регулирует скорость истечения воздуха и подскладочное давление при образовании звуков и изменении их силы. Полости, находящиеся над голосовыми складками: носовая, ротовая, глоточная и верхний отдел гортани - называются надставной трубой.  По средней линии она разделена вертикальной носовой перегородкой на левую и правую половины, открытые спереди и сзади. Задними отверстиями, хоанами, носовая полость сообщается с глоткой (с носоглоткой).

В стенках носовой полости имеются мелкие отверстия каналов, через которые она сообщается с воздухоносными полостями, находящимися в лицевых костях черепа. Эти полости называются придаточными полостями или пазухами носа. Они, так же как и полость носа выстланы слизистой оболочкой. При ее заболеван ии эти полости могут заполняться гноем или полипозными образованиями (разрощениями слизистой оболочки), что отрицательно отражается на качестве певческого звука. 

Слизистая оболочка носа богата кровеносными сосудами и железами, а также ворсинками, благодаря чему вдыхаемый воздух, проходя через нос, согревается, увлажняется и очищается.

Под носовой полостью располагается ротовая полость. Ее боковыми стенками являются щеки, дно рта заполняет язык, переднюю стенку образуют губы (в сомкнутом состоянии).

В толще губ находятся мышцы, которые смыкают их, образуя ротовое отверстие и изменяя его форму.

Верхнюю стенку ротовой полости составляет костная пластинка, отделяющая ротовую полость от носовой. Она называется твердым нёбом, которое сзади переходит в мягкое нёбо, называемое нёбной занавеской.

При пении зев расширяется; это происходит при поднятии мягкого неба и опускании языка, что наблюдается при певческом зевке. Глотка представляет собой мышечную трубу, которая верхним расширенным отделом оканчивается слепо под сводом черепа. Книзу суживаясь, глотка переходит спереди в гортань, а сзади - в пищевод. На ее передней поверхности, как уже было отмечено, имеются отверстия: хоаны и зев. Глотка условно разделяется на три части: верхнюю - носоглотку, среднюю - ротоглотку и нижнюю - гортаноглотку. В глотке имеются отдельные скопления железистой, так называемой лимфатической ткани, которые образуют миндалины. Наиболее значительные из них: глоточная миндалина (лежит на верхней стенке глотке, на ее своде) и миндалины, находящиеся между передними и задними небными дужками.

Миндалины выполняют защитную функцию: в них задерживаются попавшие в глотку микробы. Острое воспаление миндалин называется острым тонзиллитом или ангиной. Значительное увеличение миндалин уменьшает полость глотки, отрицательно отражается на образовании певческого голоса. Стенки глотки образованы сильными мышцами, идущими в продольном и циркулярном направлении. Благодаря им глотка может увеличиваться и уменьшаться, суживаться в различных отделах (нижнем, среднем, верхнем) и тем самым многообразно менять свою форму и объем, резонаторные свойства.

Мышцы глотки целиком подчинены нашему сознанию.

Процесс голосообразования.

Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху, препятствуют свободному выдоху. Воздух в подскладочном пространстве, набранный при вдохе, под действием выдыхательных мышц сжимается, возникает подскладочное (подсвязочное) давление. Сжатый воздух давит на сомкнутые голосовые складки, то есть приходит во взаимодействие с ними. Возникает звук.

Никогда не надо забывать, что у людей очень индивидуальные анатомические, физиологические и психологические свойства организма, а отсюда и необходимость индивидуального подхода к каждой личности и неповторимость звучания каждого голоса, его тембр, сила, выносливость и другие качества.

Что такое резонаторы?

Звуки, рожденные на уровне голосовых складок от их взаимодействия с дыханием, распространяются по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними.

Приблизительно до 80% энергии певческого звука гасится при прохождении через окружающие ткани, растрачивается на их сотрясание (вибрацию). В воздухоносных полостях (в надскладочном и подскладочном пространстве) звуки претерпевают акустические изменения, усиливаются. Поэтому эти полости называются резонаторами.

Различают верхние и грудные резонаторы. Верхние резонаторы - все полости, лежащие выше голосовых складок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости и придаточные пазухи (головные резонаторы).

Глотка и ротовая полость формируют звуки речи, повышают силу голоса, влияют на его тембр. В результате головного резонирования голос обретает "полетность", собранность, "металл".  

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x