Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект урока литературного чтения "Л.Н. Толстой. Косточка" | Надежда Александровна Варнавская. Работа №235018

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Надежда Александровна Варнавская
Урок литературного чтения в 1 классе УМК "Начальная школа 21 века". Тема урока "Л.Н. Толстой. Косточка".

1.Оргмомент.

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните тревогу, беспокойство. Вдохните в себя весеннюю свежесть. Тепло солнечных весенних лучей. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям.

 

СЛАЙД 1 (солнышко)

 

2. Речевая разминка.

- Мы готовы к работе.

- А теперь подготовим наш речевой аппарат.

 

 

СЛАЙД 2 ( УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА - заголовок)

 

 

- Для чего развиваем артикуляционный аппарат?

(Ответы детей)

- Голос - это инструмент. А у хорошего хозяина инструмент всегда в порядке. Приготовились!

 

СЛАЙД 2 («Лягушка» - «Слоник» или «Хоботок»)

 

а) Гимнастика для губ и языка

Лягушка – Слоник (или Хоботок)

Чашечка

Трубочка

Лошадка

 

- Молодцы!

б) Чтение предложений (хором)

- Внимание на экран!

 

СЛАЙД 3 (ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

- Прочитайте надпись на экране с разной силой голоса, следуя знакам моей руки. (Показать рукой - вспомнить)

- шепотом

- чуть погромче

- громко. Помним, что при чтении мы слушаем друг друга!

(Дети читают три раза с разной силой голоса)

Книга открывается.

Рассказ начинается.

Герой сомневается.

Читатель улыбается.

 

- Что прочитали. (Предложения)

- Прочитайте только последние слова в каждом предложении.

- Что заметили?

(Ответы детей.)

- Кто помнит, как называется одинаковое созвучие окончаний в словах?

(Рифма – одинаковое созвучие окончаний)

- Прочитайте первые слова в предложениях. Что объединяет все эти слова?

(Они относятся к чтению, к литературе.)

- Есть ли среди них слово, которое выражает литературный жанр?

(Рассказ)

- Что такое-рассказ?

(Ответы детей)

- Проверим наши предположения.

 

СЛАЙД 3 - (РАССКАЗ – ЭТО…)

 

- Сегодня мы будем с вами читать рассказ. А как он называется - сейчас разгадаем.

 

СЛАЙД 4 (ЯГОДЫ)

 

3. Сообщение темы урока.

- Что вы видите на слайде?

(Слива, абрикос, вишня)

- Как назвать одним словом?

( Ягоды)

 

СЛАЙД 4 (ЧТО ОБЩЕГО У ЭТИХ ЯГОД)

 

- Что общего у этих ягод?

(Косточка)

- Что вы знаете о значении этого слова?

(Ответы детей)

- Если не знаем значение, где можем узнать?

(у учителя спросить, в Интернете, в словаре)

- Обратимся к словарю.

 

СЛАЙД 5 (ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «КОСТОЧКА»)

 

Объяснение разных значений слова по слайду

 

СЛАЙД 5 (МНГОЗНАЧНОЕ)

 

- Если у слова несколько значений, много значений, то оно - …( многозначное)

- Как вы думаете, почему мы сегодня вспомнили о косточке?

(Мы будем читать рассказ « Косточка»)

 

СЛАЙД 6 (ОБЛОЖКА КНИГИ С НАЗВАНИЕМ)

 

- А кто написал рассказ, мы узнаем, расставив числа в порядке возрастания.

(Лев Толстой)

- Молодцы, автор - Лев Николаевич Толстой

С какой буквы напишем имя, фамилию и отчество?

(с заглавной)

 

СЛАЙД 7 (ПОРТРЕТ)

 

4. Сообщение о Льве Толстом.

СЛАЙД 8

Посмотрите на портрет Льва Николаевича Толстого. У него открытое, умное лицо. Внимательный взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей. Главное для него было жить честно.

СЛАЙД 9

Толстой всё время трудился: пахал землю, косил траву, пилил дрова.

СЛАЙД 10

Он открыл школу для детей и стал учить их по своим учебникам. Зимой катался с детьми на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес.

СЛАЙД 11

В своих рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро и о многом другом.

 

СЛАЙД 12 (ПУСТОЙ)

 

- Какие произведения Льва Николаевича Толстого вы читали?

( Я встречала произведения в читательских дневниках.)

(Ответы детей)

- Посмотрите, какие замечательные книги представлены на нашей выставке.

 

5. Первичное чтение. (учитель)

 

СЛАЙД 12 (ОБЛОЖКА КНИГИ)

 

- Предположите, о чем может быть рассказ, прочитав название? ( кто знает, сохраните в тайне)

(Ответы детей)

- По иллюстрации?

(Ответы детей)

- Проверим наши предположения - прочитаем рассказ. Открыть учебник на стр. 15. Пользуемся закладкой!

Внимательно слушаем, следим за чтением и карандашом отмечаем слова, значение которых вызывают затруднения.

 

Читает учитель

- Как вы думаете, выдуман рассказ?

(Нет)

- Почему?

(Такой случай мог произойти в жизни)

- Лев Толстой писал о том, что происходило на самом деле.

Это рассказ-быль. Что такое быль?

(Ответы детей)

 

СЛАЙД 13 (БЫЛЬ – ЭТО…)

 

6. Проблемная ситуация.

 

СЛАЙД 14 (ПУСТОЙ)

 

- Что же хотел сказать писатель своим рассказом?

( Брать без разрешения нельзя, нельзя обманывать)

- Верно. А разве вы этого не знали?

- Давайте подумаем, что ещё Лев Николаевич хотел нам сказать.

Прежде, чем продолжить работу, давайте выясним значение слов, смысл которых вам непонятен.

(Ответы детей)

И снова обращаемся за помощью к словарю.

 

СЛАЙД 14 (ГОРНИЦА)

Горница

СЛАЙД 15 (СОЧЛА, ПОКРАСНЕЛ, КАК РАК)

Сочла

Покраснел, как рак

- Что это за выражение? Кто помнит?

(это фразеологизм)

- Прежде, чем продолжить работу над рассказом, немного отдохнём.

 

Физминутка СЛАЙД 16 (ПУСТОЙ)

Покачайтесь,

Потянитесь,

Наклонитесь,

Распрямитесь,

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните,

Всё в порядок приведите

И читать друзья начните.

 

7. Повторное чтение и анализ (коллективная работа)

- Прочитаем внимательно рассказ еще раз, выберем слова, которые описывают действия Вани и попробуем выяснить:

Почему Ваня попал в такую неприятную ситуацию?

 

СЛАЙД 16 (ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС)

 

(Читаем до слов – Он все ходил мимо слив.)

- Читаем до моей команды «СТОП»

Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив.

- СТОП

Какого возраста был Ваня? Есть ли в тексте информация о его возрасте? (Маленький)

- Что помогло сделать вывод?

(Ответы детей)

 

СЛАЙД 17 (ПУСТОЙ)

 

- Давайте выберем из этого отрывка слова, которые описывают действия.

(Ответы детей)

Никогда не ел

Нюхал их

Очень нравились

Ходил мимо

СЛАЙД 17 (НЕ ЕЛ, НЮХАЛ…)

 

- О чем говорят эти слова?

(Хотел съесть, но сомневался)

- Читаем дальше (до слов - не удержался, схватил и съел)

 

СЛАЙД 18 (ПУСТОЙ)

Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

- СТОП

- Какие выберем слова - действия?

(Ответы детей)

Не удержался

Схватил

Съел

 

СЛАЙД 18 (НЕ УДЕРЖАЛСЯ…)

 

На доске прикрепить – НЕ УДЕРЖАЛСЯ

 

- Опишите Ваню в этот момент.

(Стоит испуганный. Маленький, не поймет, как он эту сливу проглотил. Ему уже стыдно и страшно, что скажут домашние).

- Покажите мимикой лица его чувства.

- Хорошо ли он поступил?

- А кто-нибудь это видел?

- Так может автору надо было закончить рассказ на этом месте?

(Нет. Тайное всегда становится явным).

 

- Читаем дальше (до слов - Нет, я не ел)

 

СЛАЙД 19 (ПУСТОЙ)

 

Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

– А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

– Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

– Нет, я не ел.

 

- СТОП

 

- Как отец понял, что Ваня причастен к пропаже?

(Ваня покраснел, как рак).

 

На доске - ПОКРАСНЕЛ.

Читаем до слов - Нет. Я косточку бросил за окошко.

 

Тогда отец сказал:

– Что съел кто - нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

– Нет, я косточку бросил за окошко.

 

- СТОП

 

- Как в этой ситуации поступил отец?

(Он придумал рассказ о косточке, который невольно помог Ване сознаться).

- Как вы думаете, Ваня испугался?

(Да)

- Докажите словами из текста?

(Ваня побледнел)

На доске - ПОБЛЕДНЕЛ

- Прочитайте последнее предложение

 

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

 

На доске - ЗАПЛАКАЛ

 

- Отчего Ваня заплакал?

(Ему было обидно и стыдно, что он сказал неправду)

- Успел ли Ваня насладиться вкусом сливы?

(автор ничего про это не говорит)

- Как вы относитесь к поступку мальчика?

(Его жалко)

- Зачем автор так подробно описывает переживания мальчика?

(Лев Николаевич Толстой объясняет, почему Ваня совершил поступок, рассказывает, как мальчик боролся с собой, как ему было стыдно).

 

- Давайте попробуем определить внутреннее состояние мальчика.

На доске соединяем карточки-действия Вани и определим чувства, которые он испытывал, совершая эти действия.

Не удержался - любопытство

Покраснел - стыд

Побледнел - испуг

Заплакал - обида, грусть

 

- Какой вывод мы можем сделать?

(Вывод:

ВСЕГДА НУЖНО ГОВОРИТЬ ПРАВДУ)

 

СЛАЙД 19 (ВСЕГДА НУЖНО ГОВОРИТЬ ПРАВДУ)

 

7. Работа в группах.

- А теперь, когда мы прочитали рассказ и знаем его содержание, проведём работу в группах. (Напомнить о правилах групповой работы)

1 – 2 группы

Собрать пословицы и выбрать. Какая подходить больше к рассказу.

Друг познается в беде.

Поспешишь - людей насмешишь.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

 

3 - 4 группы

Смонтировать диафильм.

 

5 – 6 группы

Тест по тексту

 

Проверка работы групп

1-2 гр. – СЛАЙД 20

 

СЛАЙД 21 (ЗВЕЗДА)

 

3-4 гр. – демонстрация у доски

5-6 гр.интернет-ресурс (Викторины сказочные)

8. Итог урока.

- Какой же мудрости учит нас Лев Толстой? Зачем он написал для нас этот рассказ?

(Говорить правду)

 

СЛАЙД 21 (ПРАВДА – СВЕТЛЕЕ СОЛНЦА)

 

- Народная мудрость гласит - ПРАВДА СВЕТЛЕЕ СОЛНЦА.

- Рассказ непростой. Серьезный. В нем много секретов. И мы не все открыли. Рассказ о дружной семье, где все любят и уважают друг друга. Учат не обманывать, а если обманул - надо признаться, близкие тебя поймут и помогут. Вот, какой подарок сделал нам Толстой. И я много сегодня узнала о вас, как вы выросли за этот год.

- Почему автор назвал рассказ « Косточка». А не «Слива»?

(именно косточка помогла избавиться от чувства вины)

- А как еще могла закончиться эта история?

(Брат и сестра – старшие, они уже пробовали сливу. И маленький Ваня - он раскаялся, плачет… Они угостят сливой Ваню)

9. Рефлексия.

- У меня две корзины с волшебными сливы, которые выражают настроение.

- Оцените свою работу на уроке. Если вам понравилась ваша работа на уроке и работа ваших товарищей, если урок был для вас полезным и вам понравился, то прикрепите жёлтую сливу. А если что-то не совсем получилось, то – синюю. Сливы соберем в большую тарелку и всех

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×