конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Два Мороза"

Автор: Бердникова Альфия Камиловна

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тема урока: Русская народная сказка «Два Мороза».

Тип урока: урок комплексного применения  знаний и умений.

Цель урока: проанализировать произведение, понять главный смысл произведения.

Задачи урока:

• Образовательные:

        •   продолжить работу по сказке «Два Мороза»;

·        отрабатывать навыки выразительного чтения, передавая интонацией настроение;

       •   закреплять умение анализировать поступки героев, выражать свое отношение к героям сказки;

      • совершенствовать умение выделять главную мысль произведения;

·        обогащать словарный запас учащихся.

• Развивающие:

     развивать мыслительную деятельность учащихся, культуру речи, воображение, память, внимание

• Воспитательные:

      •способствовать воспитанию трудолюбия, любовь  к русской природе.

Ход урока

1.     Организационный момент.

Ребята, я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Начнем работать дружно

И вместе сочиним урок.

- Ребята, я сегодня каждому из вас желаю успеха на уроке, дружной плодотворной работы.

2. Актуализация знаний

- Предлагаю начать урок с такого задания:  раскодировать слово. (слайд 1)

 

1

2

3

4

5

  1

у

в

к

ы

ф

2

с

й

ц

з

е

3

н

р

о

д

ж

4

к

а

и

м

т

5

ь

б

ю

э

а

    Код: (2,1), (4,1), (4,2), (2,4), (1,3), (5,5).

- Какое слово получилось? (сказка

- А что такое сказка? (ответы детей).

Сказка – Повествовательное  произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил (слайд 2).

- А какие бывают сказки в зависимости от наличия автора ?

конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Два Мороза"

конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Два Мороза"Сказки

                                         

                                         Народные                       Литературные 

                                 (сочиняет народ)                (сочиняет автор)        (слайд 3)     

- Какие сказки называются народными?

- Какие сказки называются литературными?

- А какие бывают сказки по своему содержанию?

конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Два Мороза"

конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Два Мороза"

конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Два Мороза"Сказки

                                         

                                          бытовые                            о животных   (слайд 4)

                                                                 волшебные

                                                                      

- А как вы понимаете выражение  зимняя сказка?

- Я предлагаю вам посмотреть на слайдах, как красиво зимой в российских лесах.

- А какую сказку мы читали на прошлом уроке?

- Мы сейчас на слайдах посмотрели красивую зимнюю сказку. А скажите, когда бывает так в природе, что все деревья в снегу, в инее? (когда на улице холодно, морозно).       (слайд 5 – 8)

- А может быть, это наши братья – морозы  так постарались украсить деревья?

- Какая она по наличию автора?

- А по содержанию?

3. Постановка темы и цели урока

- Тогда предположите тему урока (учащиеся предполагают).

- Тема урока «Русская народная сказка «Два Мороза».    (слайд 9)

- А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Цель урока: 

·        понять главный смысл произведения (чему учит сказка(слайд 10)

-  Чтобы нужно сделать, чтобы узнать, какой урок нам преподает эта сказка? Или какой главный смысл произведения?

План урока

1.     Прочитать сказку.

2.     Ответить на вопросы.

3.     Сравнить главных героев и их поступки.

4.     Сделать вывод по сказке

5.      Подвести итог урока.

6.     Оценить свою работу на уроке.

3.  Применение знаний в знакомой и измененной ситуации.

- Ребята, посмотрите на слайд. Кто у нас сегодня на уроке в гостях? ( два мороза)

Они сегодня приготовили различные задания для нашего урока.    (слайд 11)

1 задание: Мешок вопросов.

(дети по одному выходят к доске, вытягивают вопрос  из мешка и отвечают на него, а остальные  оценивают ответ одноклассника с помощью сигнальных карточек)

Оценивание

J - все верно, нет ошибок.

K - есть ошибки.

L - не верно, много ошибок.

Вопросы:

1.     Назовите главных героев произведения.

2.     Что решили сделать два брата Мороза?

3.     Когда братья Морозы выбежали на дорогу, что они услышали?

4.     Кто побежал за дровосеком?

5.     Как Мороз – Синий нос заморозил купца?

6.     Удалось ли Морозу - Красному носу заморозить дровосека? Почему?

7.     Какой пословицей заканчивается сказка?

- А сейчас задайте  свои вопросы по произведению   одноклассникам.

(возвращаемся к плану – убираем 2 пункт)

2задание:  Сравни героев сказки (работа в парах)

- Братья Морозы предлагают вам поработать в паре.

Сравни купца и крестьянина

v Задание: заполни таблицу, используя ответы на карточках.

Вопросы для сравнения

Купец

Крестьянин

1.     Кто это ?

 

 

2.     Как  одет?

 

 

3.     Куда едет?

 

 

4.     Как морозил Мороз?

 

 

(ответы разрезаны на карточках, дети должны положить их в соответствующую строку в таблице)

(детям предлагается лексическое значение слов  купец, крестьянин, дровосек)

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

Дровосек – человек, рубящий дрова.

 

Инструкция :

1.     Прочитай задание.

2.     Выполните его вместе, сообща.

3.     Выберите, кто будет отвечать.

( после того, как пары закончат работу, проверка задания – каждой паре по вопросу,

самопроверка).

(ответы на слайде)   (слайд 12)

(возвращаемся к плану – убираем 3 пункт)

3 задание: работа с пословицами ( собрать пословицы)

- Соедини пословицы стрелками.

Землю солнце красит…

Человек от лени болеет…

Кто любит трудиться…

тому без дела не сидится.

а от труда здоровеет.

а человека труд.

Взаимопроверка  (слайд 8)       оценка

- О чем все эти пословицы? (о труде)

-  Связаны ли все эти пословицы с нашей сказкой?

- Тогда что можете сказать о купце?

- Почему он замерз?

- Что скажете про крестьянина?

- А что вы скажете о себе? Какие вы ленивые или трудолюбивые? А что вы делаете дома, как трудитесь?

 - Вернемся к словам А.С.Пушкина, к нашей цели. Чему же учит эта сказка?

(возвращаемся к плану – убираем 4 пункт)

 

4 задание – выразительное чтение отрывка сказки

- Братья Морозы хотят послушать, как вы читаете выразительно. ( дети читают по одному у доски, а остальные слушают и оценивают).

- Кто из чтецов вам понравился больше всего?

4. Итог урока.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам

За то, что упорно трудились

И знания ваши

Нам всем пригодились.

- Ребята, наши гости- братья Морозы  очень довольны вашей работой, они отправляются дальше в путь,  ведь скоро праздник, им надо многое успеть.

5. Рефлексия (на доске)

- Достигли ли мы цели урока?

- Выберите одно предложение и продолжите его.

Мы                                                 

Познакомились…

Узнали…

Учились …

Научились …

Повторили…

Вспомнили…

Я (мне)

Научился…

Узнал…

Умею…

Мне было трудно…

Мне было интересно…

Мне (не)понравилось..

6.Домашнее задание

1. найти пословицы о труде.

2. написать небольшое сочинение о том, как трудитесь дома

3. составить план сказки

4.чтение по ролям.

 

СКАЗКА1, -и, ж. 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки. Сказки Пушкина. 2. Выдумка, ложь (разг.). Бабьи сказки (пустые слухи, сплетни; пре-небр.). 3. сказка. То же, что чудо (в 3 знач.) (разг.). Костюм получился - с.! * Ни всказке сказать, ни пером описать - в народной словесности: о ком-чем-н. очень хорошем, красивом. || уменьш. сказочка, -и, ж. (к 1 знач.). || прил. сказочный, -ая, -ое (к 1 знач.). С. жанр. Сказочные герои.

 

ОЖЕГОВ Сергей Иванович

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x