Статья конспект урока литературы в 5 классе. Автор: Рейндольф Татьяна Александровна

Автор: Рейндольф Татьяна Александровна
 Конспект урока литературы в 5 классе "Наедине с природой. Васюткиными тропами"- это  планирование    аналитической   деятельности подростков на уроке: аналитический  пересказ,   аналитический     комментарий  художественного текста, работа  над характеристикой героя. 

 

 Задачи урока:   

 

-   Совершенствовать речевые умения путём аналитического пересказа художественного произведения.

 

-  Развивать навыки  групповой работы при подготовке сообщений.

 

-  Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

- Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

Формат технологической карты урока позволяет планировать предметные и  универсальные учебные действия, мотивировать учащихся к продолжению работы дома: создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (сочинение, памятка).


Автор: Рейндольф Татьяна Александровна
Технологическая карта урока литературы в 5 классе, учитель Татьяна Александровна Рейндольф
Тема раздела: В.П.Астафьев Васюткино озеро
№ п/п
Параметр
Описание
1.
Учебный предмет, класс
Литература, 5 класс
2.
Тема занятия/урока
Наедине с природой. Васюткиными тропами
3.
Цель и задачи урока
Цель урока: развитие умения аналитического пересказа и аналитического комментария художественного текста, работа над характеристикой героя.
Задачи:
-Совершенствовать речевые умения путём аналитического пересказа художественного произведения.
- Развивать навыки групповой работы при подготовке сообщений.
- Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.
- Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из труднойситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
4.
Ожидаемый учебный результат
Предметные результаты
Универсальные учебные действия
(Личностные и метапредметные результаты)
уметь определять значение картин природы в рассказе, давать характеристику герою по поступкам, объяснять смысл названия рассказа
Личностные: осознание учащимися в необходимости получения данных знаний, оценивание результатов учебной деятельности.
Регулятивные:планирование необходимых действий, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к преодолению трудностей; осознание качества и уровня усвоения художественного текста.
Познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, понимание подтекстовой информации художественного произведения, использование знаково-символических средств для решения учебных задач.
Логические: установление причинно-следственных связей; структурирование фактов, построение логической цепи рассуждения, доказательство; решение проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные:учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; постановка вопросов для совместного поиска и сбора информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
5.
Оборудование и материалы
В.Я.Коровина. литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. -М.: Просвещение, 2015.
Компьютер
Тетради по литературе
Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь, 5 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций в 2-х частях.- М.: Просвещение, 2015.
Видеофильмы Таинственный лес, Звуки леса
Раздаточный материал для наблюдения за изобразительно-выразительными средствами речи
Этап урока
Цель
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Приемы
Мотивация
(Эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности.)
Подготовить к эмоциональному восприятию содержания рассказа как к проблеме личной безопасности в трудной жизненной ситуации
Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.
Организует просмотр видеофильма Звуки леса с последующим обсуждением вопроса
Как связан видеофильм с произведением В.П.Астафьева Васюткино озеро?
Просит выдвинуть предположение о формулировке темы предстоящего урока на основании содержания организационного момента урока и иллюстрации к рассказу Васюткино озеро художника Е.Мешкова, помещённой в учебнике литературы.
Ставят цели. Уточняют/формулируют тему урока.
Делятся впечатлениями о просмотренном (прослушанном) видеофильме.
Пытаются сформулировать тему урока, понимая, что необходимо обобщить всё услышанное и увиденное на уроке и выйти на общие понятия.
яркое пятно
прогнозирование темы урока
Введение в тему урока
(Постановка учебной задачи на урок, проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями.)
Помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.
Организует погружение в проблему.
Демонстрирует видеоряд: кедровка, глухарь, муха, паук, белка, утка…
Проводит викторину Кто самый внимательный читатель? (см Приложение 1).
Организует промежуточную рефлексию Цена ошибки.
Одна нелепая ошибка может стоить человеку жизни.
Организует работу по самостоятельной формулировке проблемных вопросов для последующего диалога (оформление заказа О чём хочется поговорить?)
Выстраивают ассоциации, аналогии в связи с просмотром опорных картинок (например, муха – пленница паука, мальчик – пленник леса).
Участвуют в викторине, оценивают личную готовность к аналитическому осмыслению текста. (Учащиеся, работающие в медленном темпе, выполняют задания репродуктивного характера по рабочей тетради А7-А15).
Формулируют вопросы, которые возникли после прочтения рассказа (Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой? Чему можно поучиться у Васютки?)
Принимают и сохраняют учебную цель, обсуждают возможные способы решения проблемы.
опорные картинки
ассоциативный ряд
использование фактуальных вопросов
Открытие нового (знания , способа действия)
(Привлечение уже изученного материала, практическая работа, обсуждение (в парах, группах), формулирование вариантов выводов. Обобщение.)
Помочь учащимся организовать совместное исследование проблемы Почему Васютка, опытный охотник, заблудился в лесу? Что помогло ему выжить в трудных обстоятельствах?
Обеспечить глубокий эмоциональный фон восприятия текста.
Организует просмотр видеофильма Таинственный лес
Дает задания по анализу и пересказу литературных фрагментов.
Организует промежуточную рефлексию с помощью перепутанных логических цепочек.
Готовят сообщения о том, как главный герой провел первый- 1 группа (второй- 2 группа, третий- 3 группа) день в тайге, опираясь на вопросы.
Построение речевых высказываний.
Приём перепутанных логических цепочек
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным
(Самостоятельная работа в парах, группах). Дифференцированные задания. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового, включение будущего нового материала.
Организовать наблюдение учащихся за изобразительно-выразительными средствами (ИВС) языка с целью исследования мировосприятия героя, особенности авторских оценок.
Организует учебное взаимодействие в группах по поиску и анализу ИВС (см. Приложение 2)
Исследуют ИВС в коллективном поиске, сравнивают с эталоном..
Коллективно составляют текст Узелок на память идущему в лес:
-“Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”.
- Не задавит она (прим. краюшка хлеба) тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”.
- Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!
Выделение ИВС языка, маркировка текста
Итоговая рефлексия
(Самоанализ и самооценка: личностные приращения.)
Провести анализ и оценку результата деятельности
Организует рефлексию, подводит итог
урока. Создает условия для успешной работы учащихся с литературным текстом, относящимся к автобиографической прозе, в котором большое место уделяется описанию природы. Подчеркивает важность данной работы для личного опыта и безопасного поведения в природе.
Выполнение заданий типа C рабочей тетради на печатной основе: построение устного или письменного ответа в виде связного текста по предложенным вопросам:
- Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?
-Чему можно поучиться у Васютки?
-Какой эпизод рассказа особенно тронул и почему?
-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали?
Формулирование основной мысли рассказа.
Дневник двойных записей.
Задание на дом
(Детям даётся возможность реализовать личные образовательные потребности)
Обеспечить самостоятельный выбор домашнего задания
Инструктирует учащихся.
Формулирует домашнее задание: сочинение на тему Случай, который мне помог узнать себя, памятка Советы идущему в лес (по свободному выбору).
Просит учащихся
вспомнить и записать истории, которые происходили с ними в лесу, используя образные слова и выражения из текста рассказа В.П.Астафьева Васюткино озеро.
Выявляют степень готовности к выполнению домашнего задания: учащиеся устно обмениваются друг с другом подобными историями и выражают готовность к выполнению домашнего задания, так как оно должно быть для них интересным.
Мотивирование к продолжению работы дома: создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (сочинение, памятка)
Приложение 1
Вопросы к викторине Самый внимательный читатель
-На какой реке происходили события в рассказе Васюткино озеро?
-Чем снабжал Васютка рыбаков?
-Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?
-Что такое затесь?
-Какую птицу первой увидел мальчик? Стрелял ли в нее Васютка?
-Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря? Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?
-Когда Васютка понял, что заблудился?
-О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?
-Сколько патронов осталось у Васютки, после того, как он выстрелил в воздух?
-По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?
- За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра?
-Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу?
-Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?
-Как Васютка выбрался к реке?
Приложение 2
Узнайте по эпитетам, о чем говорится:
неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый (лес);
молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая (тайга);
небольшое, унылое, подёрнутое ряской (озеро);
молочный, клейкий, неподвижный (туман);
далёкие, таинственные, мерцающие (звёзды);
раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (река).
Встречаются в рассказе сравнения
“в лес бесшумно, как ___________, прилетела ночь” (сова);
“густая, как __________, темень начала редеть” (смоль);
“с высоты тайга казалась огромным тёмным _____________ ” (морем);
“голос пролетел над тайгой и упал ______________ в мох” (кедровой шишкой);
“на воду падали отблески заката, тянулись ___________________ в глубину и терялись там, не достигая дна” (живыми струями);
“показался маленький, похожий на ________________, месяц” (ноготок);
“будто тоненькие пластинки____________________, на земле лежали тёмно-красные листья” (свёклы);
“середина озера напоминала сейчас раскалённую ________________” (печку);
“где-то среди этих____________________ и та, которую именуют Васюткиным озером” (кляксочек).
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x