Конспект урока математики В 4 классе на тему: «Решение составных задач, связанных с семейным бюджетом» | Кожанова Елена Васильевна. Работа №359694
Конспект урока математики
В 4 классе на тему: «Решение составных задач, связанных с семейным бюджетом».
Тип урока: урок систематизации знаний
Цель: закрепление устных и письменных приёмов вычислений многозначных чисел; использование различных способов проверки правильности выполнения арифметических действий; моделирование ситуации, требующей решения практических задач.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Займо-Обрывская средняя общеобразовательная школа Азовского района
346771, Ростовская область, Азовский район, село Займо-Обрыв, переулок Октябрьский, 12
Конспект урока математики
В 4 классе на тему: «Решение составных задач, связанных с семейным бюджетом»
Педагог: Кожанова Елена Васильевна
Автор учебника: «Школа России», математика, 4 класс, авторы Моро М.И., Бантова М.А., Москва, «Просвещение», 2022 г.
Класс: 4
Тип урока: урок систематизации знаний
Цель: закрепление устных и письменных приёмов вычислений многозначных чисел; использование различных способов проверки правильности выполнения арифметических действий; моделирование ситуации, требующей решения практических задач
УУД, формируемые на уроке:
Личностные УУД: выработать культурное общение, развивать умение работать в команде, формировать самостоятельность, воспитывать рациональное использование личных финансов, развивать способность к самооценке.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: формировать умение проверять и оценивать себя и одноклассников, планировать свои действия, высказывать свое мнение, определять степень эффективности своей работы и работы других, Уметь определять и формулировать цель урока.
Познавательные: учиться работать в команде, уметь применять свои знания на практике, уметь делать выводы в результате групповой работы.
Коммуникативные: уметь находить компромисс в совместной деятельности, уметь слушать других, уметь оказать помощь, содействие.
Предметные УУД: развивать умение решать составные задачи, познакомить учащихся с понятием “Семейный бюджет”, познакомить со способами формирования доходов и расходов, сохранения и преумножения бюджета.
Оборудование и технические средства обучения: интерактивное оборудование.
Наглядные пособия: карточки с текстом заданий, монеты для оценивания выполнения заданий, корзина.
Ключевые слова: семейный бюджет, бюджет, доход, расход, финансовая грамотность.
Рабочие материалы для обучающихся: карточки с текстом заданий, листы бумаги, ручки.
№ п/п
Этапы урока
Содержание этапа,
деятельность учителя
Деятельность учащихся
Направление формируемой функциональной грамотности
1
Организационный момент.
- Добрый день, ребята. Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Давайте пожелаем каждому из нас успехов в работе. Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, улыбнитесь друг другу от всей души!
- Посмотрите, какое слово у меня написано на доске. (УРОК)
- Давайте расшифруем это слово. На каждую букву этого слова нужно придумать глаголы.
- У меня своя расшифровка. Если вы согласны с такой расшифровкой, то будем следовать этому! И продолжим нашу работу.
Приветствуют учителя, приветствуют друг друга.
Дети предлагают варианты:
У – узнать…
Р – рассказать…
О – объяснить…
К – коллективно…
Создание эмоциональной ситуации, направленной на создание ситуации успеха.
2
Мотивационно-ориентировочный этап.
- Ребята, мне сейчас вдруг вспомнились строчки из стихотворения А.С. Пушкина: «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»
- Как вы понимаете слова поэта?
-Вот и мы с вами сегодня на уроке будем делать свои, пока ещё небольшие открытия.
Рассуждения детей.
Создание проблемной ситуации и фиксирование новой учебной задачи.
3
Актуализация опорных знаний.
- Ребята, посмотрите на эту корзину. Как её можно применить в нашей жизни?
- Но сегодня у этой корзины есть ещё одно назначение – это «бюджетная корзина семьи».
- Давайте вспомним, что такое бюджет семьи?
- Из чего состоит бюджет?
- Какая наука поможет нам научиться рассчитывать бюджет?
- Кто уже из вас догадался, какая будет тема урока?
- Какие задачи мы поставим перед собой?
Рассуждение обучающихся.
Ответы на вопросы.
Ребята формулируют тему урока и определяют его задачи.
Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога формулирование детьми темы и задачи урока.
4
Практический этап. Решение задач.
Практическая задача № 1.
Минутка отдыха.
Практическая задача № 2.
Практическая задача № 3.
Сегодня мы побываем в гостях у семьи Герасимовых.
Перед вами стоит задача сегодня помочь семье с расчетами. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать монеты. В конце урока вы заработаете определенную сумму, которую сможете конвертировать в оценку.
Семья Герасимовых состоит из мамы, папы, бабушки, дедушки и двух ребят: Коли и Насти. Чтобы не испытывать финансовых затруднений, взрослые должны уметь правильно распределять свои доходы и расходы. Или другими словами, правильно рассчитать семейный бюджет.
Мама и папа каждый месяц планировали свой семейный бюджет. В январе предварительная сумма доходов была равна 87 000 рублей, а сумма расходов – 94 000 рублей. Родители Коли и Насти сравнили доходы и расходы, которые они запланировали на следующий месяц. Они увидели, что расходы превышают доходы на некоторое количество рублей. Решено было пересмотреть запланированные расходы. Вот их список:
Поход в кино – 2500 рублей.
Замена колеса автомобиля – 7000 рублей.
Ремонт крана на кухне – 3500 рублей.
Покупка роликовых коньков – 4500 рублей.
Покупка учебников для занятий английским языком – 1500 рублей.
Поздравление родственника с днём рождения – 3000 рублей.
В феврале доходы остались прежними, а расходы составили 83 000 рублей.
- Перед вами лежат конверты. Возьмите конверт № 1. Откройте его и выполните задания. Каждое правильно выполненное задание оценивается 2 баллами.
Задание 1.
1.На сколько нужно сократить расходы, чтобы доходы и расходы были равны?
2. От каких из своих расходов семье придётся отказаться?
3. Сколько они смогут накопить за 6 месяцев?
4. Хватит ли им этой суммы, чтобы оплатить ремонт автомобиля, который стоит 50 тысяч рублей?
-Сверьте свои ответы с ответами на доске и оцените себя. За каждый правильный ответ – 2 монеты.
Видеоролик.
-Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите? (число 10, торт, свечи).
- Чем между собой связаны эти картинки?
- Насте в феврале исполняется 10 лет, и родители решили отметить этот праздник. Организацией праздничного стола занималась бабушка и брат Насти - Коля. Они дружно взялись за подготовку предложенного мероприятия и составили меню, а также выяснили количество гостей.
В меню входило:
- бутерброды;
- овощная и фруктовая нарезка;
- торт;
- напитки.
Количество гостей – 10 человек.
- Разделимся на 2 команды. Возьмите конверт №2 и выполните задания.
Задание 2:
Цены продуктов:
- Нужно рассчитать количество продуктов на 10 порций и сколько денег потребуется на всю покупку.
- Сверьте свои ответы с ответами на доске и посчитайте количество правильных ответов. Каждый правильный ответ оценивается 1 монетой.
- Следующее задание находится в третьем конверте. Правильно выполненное задание оценивается 3 монетами.
Настя мечтала на день рождения на подаренные деньги повести всех гостей в Ледовый городок. Сумма подаренных денег составила 10000 рублей.
На какие аттракционы попадет Настя с гостями на эту сумму?
Прайс-лист развлечений в Ледовом городке:
-Помоги Насте распределить деньги на её мечту.
- Озвучьте свои ответы.
Решение бытовых проблем средствами математики.
Самооценка. Получение монет за правильные ответы.
Выполняют движения.
Ответы детей.
Работа в группе.
Осуществляют самоконтроль.
Получение монет за правильные ответы.
Интерпретация полученных результатов с учетом поставленной проблемы.
Ответы детей.
Получение монет за правильные ответы.
Формирование у обучающихся мотивации к аналитической деятельности; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результатов.
5
Подведение итогов
- Какие задачи урока ставили?
- Удалось ли нам их решить?
- Сосчитайте полученные монеты и переведите количество монет в оценку.
«5» - 28-26 рублей
«4» - 25-23 рублей
«3» - 22-20 рублей
«2» - 19 рублей и менее.
Учащиеся анализируют, какие задачи урока были достигнуты.
Выставление оценок.
Понимание роли математики и функциональной грамотности в жизни.
6
Рефлексивно-оценочный этап
- Сегодня на уроке мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте, что ваши родители не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что их потратить, а с чем можно подождать. Поэтому не обижайтесь на своих родителей, когда они говорят, что сейчас нет денег. Это не значит, что их нет в кошельке, просто они нужны для других целей. Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, вы тоже станете хорошими хозяевами.
- Ребята, наш урок подошёл к концу.
- Перед вами лежат листочки, на них нужно написать один ответ на любой из предложенных вопросов или ваше отношение к уроку.
1. Я на уроке научился…
2. Я на уроке повторил…
3. У меня возникли трудности в…
(Зачитываются некоторые ответы детей).
- Урок окончен.
- Всем спасибо за урок.
Оценка урока. Выражение своего отношения к уроку. Записывают свое мнение об уроке или ответ на вопрос. Опускают листочки в корзину.
Положительные эмоции от урока.