Конспект урока по литературе "В. Пикуль "Мальчики с бантиками"" | Бахолдина Юлия Владимировна. Работа №239377
Автор: Бахолдина Юлия Владимировна
Данный конспект урока поможет углубить знания об элементах композиции сочинения, в частности, о проблеме текста, обучать умению формулировать проблему, подбирать аргументы, обогатить словарный запас, развивать коммуникативные навыки.
Подготовка к ЕГЭ. Система уроков по обучению написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
Урок 3.
Тема: « В. Пикуль « Мальчики с бантиками»» .
Цель: углубить знания об элементах композиции сочинения, в частности, о проблеме текста, обучать умению формулировать проблему, подбирать аргументы (пока без иллюстраций) , обогатить словарный запас, развивать коммуникативные навыки.
Задачи: познакомить читателей с книгой В.Пикуля «Мальчики с бантиками»; расширить знания читателей об участии детей в военных действиях, о школе Соловецких юнг; воспитывать любовь и уважение к истории малой Родине.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников.
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей
5. Искать нужную информацию для выполнения учебных заданий.
Регулятивные УУД
1.Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Принимать и сохранять учебную задачу.
4. Оценивать соответствие работы заданной тематике.
5. Оценивать уровень технического исполнения.
6. Принимать самостоятельные решения.
Коммуникативные УУД
1. Слушать, понимать других.
2. Отстаивать своё мнение.
3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
5. Договариваться о правилах общения и поведения.
6. Выступать перед аудиторией, представляя результат своей работы.
Личностные результаты
1.Начало присоединения к духовным ценностям российской цивилизации.
2.Понять значимость духовных ценностей России на примере Соловков.
Оборудование: набор иллюстраций к первой части урока (1 на парту), компьютер, видеоматериал (см. приложение), презентация, карта Соловецких островов, хрестоматия «Морянка»;
на доске запись: ВАЛЕНТИ́Н СА́ВВИЧ ПИ́КУЛЬ (1928 — 1990) и портреты В.Пикуля.
Ход урока:
I.Предварительная подготовка к уроку.
Просмотр буктлейлера по книге «Мальчики с бантиками»/
- Мальчики с бантиками" Валентина Пикуля - просто находка для школьников! Да эта книга идеально подходит к большей части стандартных тем сочинений ЕГЭ о войне!
II.Актуализация знаний. Создание эмоционального настроя на урок.
1.Работа в группах.
Перед детьми на партах лежат картинки: книга, лес, родник, машина, Соловецкий монастырь, город, море, апельсин, театр, музыкальный инструмент, картина, памятник, одежда.
-Ребята, найдите несколько иллюстраций, связанных между собой ( учащиеся объединяют в первую группу лес, родник, море ( природа), во вторую группу - книгу, театр, музыкальный инструмент, картину (искусство, творчество).
-А можем мы с вами объединить обе группы в одну?
- По какому принципу? (Уч-ся: все это необходимо человеку для того, чтобы уметь ценить красоту).
- Вы правы, и природа, и искусство развивают духовность человека.
2. Постановка проблемного вопроса.
- А что такое духовность?
- Духовность - от слова «дух»! Дух - это то, что внутри человека, его истинное содержание. Это понимание зла и добра. Если человек может видеть, определять эти границы, то он духовный человек.
III. Работа над новым материалом.
1. Постановка цели.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, которое поможет нам стать лучше.
-Послушайте стихотворение « Соловки» современного поэта, композитора и исполнителя Андрея Макаревича и догадайтесь, где мы окажемся (Звучит видеоролик со стихотворением «Соловки»).
-Я думаю, вы догадались: сегодня мы прикоснемся к важнейшим духовным ценностям, к величественному миру Соловецких островов.
2. Работа в группах.
Выступление 1 группы «Историки»
- А что вы хотите узнать о Соловецких островах?
(Где находятся эти острова? Кто там живет? Климат островов? Флора Соловков? Фауна? ….)
- Начнем наше знакомство с особого мира Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, который находится в Архангельской обл. на Соловецких островах студеного Белого моря. (Слайд №1)
-Во всех концах России его именуют короче - С о л о в к и.
- Для одних Соловки- это общерусская святыня, для других- неповторимый памятник культуры, для третьих- мир преображенной природы… Немало людей при упоминании о Соловках испытывают и чувство скорби. На уроках, посвященных истории монастыря, вы поймете, почему у него столько образов.
Так или иначе, Соловки вошли в судьбы многих поколений наших соотечественников, в историю России.
- Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь находится на Соловецких островах.
- Прослушаем сообщение о географии Соловецких островах.
Соловецкие острова – самый крупный архипелаг Белого моря.
Он расположен в северной части Онежской губы Белого моря, между Карельским Поморьем и Летним берегом Онежского полуострова.
Расстояние между островами и Архангельском – примерно 300 км.
(Уч-ся показывает на карте). (Слайд № 2)
Соловецкий архипелаг состоит из шести островов, среди которых 6 крупных и около 100 малых. (Слайд № 3)
Соловки – довольно молодые острова. Они появились после того, как 12 тысяч лет назад отступило оледенение. Ледники ушли, а принесенные ими камни, песок и почва остались.
На Соловках нет рек и почти нет родников. Вся пресная вода содержится в многочисленных озерах. (Слайд № 4)
Примерно 1/8 территории Соловков занимает самое настоящее болото.
На Соловках есть плантации ламинарии. Местные жители употребляют эти водоросли в пищу, а так же сушат их, делают косметику и лечебные сборы на продажу. (Слайд № 5, 6)
Школа юнг. Острова Соловецкие. Беломорские ночи и дни. В них остались мечты наши детские, В них развеялись сладкие сны…». В этих строках отражена одна из страниц Великой Отечественной войны, посвященная мужеству советских подростков, заменивших отцов не только у заводских станков, но и на полях сражений.
Невзирая на возраст
В середине 1942 года флот стал испытывать нехватку кадров: одни матросы гибли во время боевых действий, другие уходили в морскую пехоту. Тогда-то и появилась идея заменить рулевых, радистов, мотористов и боцманов подростками, которые за год должны были получить полный курс обучения на старшин флота. Первая подобная школа была создана еще в 1940 году на Валааме, но практически все ее воспитанники полегли в боях на «Невском пятачке» еще осенью 1941-го. Приказ о создании нового учебного заведения выглядел так: «В целях создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации, требующих длительного обучения и практического плавания на кораблях ВМФ, приказываю: к 1 августа 1942 года сформировать при учебном отряде Северного флота Школу юнг ВМФ со штатной численностью 1500 человек с дислокацией на Соловецких островах. Плановые занятия начать с 1 сентября 1942 года. Адмирал Н.Г. Кузнецов». Да-да, именно «юнгов» приказывал готовить нарком ВМФ адмирал Николай Кузнецов. Эта опечатка впоследствии перекочевала даже на ленточки бескозырок воспитанников.
А пока транспортом из Архангельска на главный остров Соловецкого архипелага была доставлена первая партия будущих покорителей моря. Контингент был разношерстный — кто-то из подростков действительно мечтал стать моряком, кто-то решил поменять голодный паек на флотские харчи. Иных, потерявших родителей, направляли комиссии по беспризорным. Надо сказать, что решение было с точки зрения международного права беспрецедентным. В соответствии с Женевской конвенцией на действительную военную службу можно было призывать только лиц, достигших 18-летнего возраста. Вот только участником этой конвенции СССР стал уже после окончания Второй мировой войны.
Место для школы было выбрано не случайно. Соловецкая обитель, основанная в 15-м веке святым Савватием, была не просто монастырем, но и неприступной крепостью. Созданная монахами инфраструктура (дороги, каналы, животноводческие фермы, рыбные питомники) превратила забытый Богом уголок в относительно цивилизованную территорию. Этим после Гражданской войны воспользовались советские власти, разместив на архипелаге печально знаменитый СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения, через который прошли десятки тысяч заключенных, многие из которых погибли. Просуществовал соловецкий лагерь почти 20 лет, вплоть до 1939 года, когда острова были переданы наркомату ВМФ для организации учебного отряда Северного флота.
Лопаты вместо штурвала
В августе 1942 года на Соловках был высажен мальчишеский «десант». Сначала всех юнг разместили в Соловецком кремле. После недолгого карантина некоторых новобранцев оставили в монастыре — им предстояло учиться на мотористов. А большую часть марш-броском отправили на северную оконечность острова в Савватьево, где им предстояло жить и учиться на территории бывшего скита.
От монастырских и тюремных строений там сохранились только двухэтажное кирпичное здание скита с церковью, отданное под жилье для преподавателей, и гостиница для паломников, превращенная в учебные классы для подготовки рулевых-сигнальщиков, боцманов и радистов. «Кубрики» в виде землянок мальчишкам предстояло построить своими руками. Так что прежде чем стать моряками, они, под руководством местного прораба из соседнего рыболовецкого совхоза, превратились в дровосеков, землекопов и конопатчиков. И надо сказать, что с этой тяжелой работой будущие военморы, без скидки на возраст, справились на отлично. Уже к концу сентября землянки (на 50 человек каждая), а также камбуз, лазарет, столовая были построены. В жилых помещениях установили трехъярусные койки и тумбочки. С этого момента начался учебный процесс — занятия с утра до вечера с перерывом на обед.
В течение года юнги должны были изучить десятки дисциплин — от метеорологии и устройства корабля до мореходных приборов и электронавигационных инструментов. Плюс строевая подготовка, стрельба, рукопашный бой и походы на шлюпках под парусами. Весомым стимулом в учебе было обещание, что отличники получат право сами выбирать флот и класс кораблей, на которых будут нести службу. С самого начала еще не принявшие военной присяги юнги подчинялись караульному и дисциплинарному уставам. Правда, склад с боезапасом им приходилось охранять карабинами с просверленными патронниками.
Выступление 2 группы «Библиогафы» . Знакомство с биографией В. Пикуля.
- Посмотрите на фотографию Валентина Пикуля. Что подсказывает вам, что он тоже имел отношение к морскому делу? (морской головной убор, взгляд, осанка).
Сообщение учащегося: В 1942 г. пятикласснику Валентину с матерью удалось выехать из Ленинграда по «Дороге жизни» в Молотовск (нынешний Северодвинск) одним из эшелонов. Оттуда Валентин Пикуль бежал в школу юнг на Соловках. Мать в том же году умерла. Отец перевелся в морскую пехоту и годом позже погиб в боях под Сталинградом.
В 1943 г. Валентин Пикуль окончил Школу юнг по специальности рулевого-сигнальщика и был направлен для прохождения службы на эсминец "Грозный" Северного Флота, где и прослужил до окончания Великой Отечественной войны. В 15 лет он стал командиром боевого поста на «Грозном». Эсминец "Грозный" принимал активное участие в боевых действиях. Истории флота В. посвятил 7 романов.
Кратко о школе юнг, о том, что всем в те времена было понятно: готовили там, так сказать, «смертников». Слишком низкой была вероятность выжить этим мальчишкам, отправлявшимся на военные корабли во время Великой Отечественной Войны, да статистика и показывает: каждый четвертый юнга погиб. Всего прошли обучение в Школе более 4-х тысяч мальчишек (причем многим из них не было и 15 лет!) - вот и считайте.
Кто-то выжил. И Валентин Пикуль выжил. Именно он и скрывается под образом главного героя Саввы Огруцова.
«Мальчики с бантиками» – это приглашение к раздумью над до конца не разрешённой загадкой: как и почему на такой трудной, суровой и неухоженной почве вырастают личности такой внушительной величины.
Во время учебы в школе юнг будущий писатель не только постигал морское дело, но и впитывал многовековую историю Соловков.
Хотелось бы вспомнить о воспитанниках школы юнг: Виталий Леонов — актер, Борис Штоколов — оперный певец, народный артист СССР. Хотя из некоторых юнг выросли и адмиралы: например, подводники Вадим Коробов и Николай Усенко.
Выступление 3 группы «Литературоведы»
«Юнга» — слово голландского происхождения, привезённое в Россию, а Петр I и сам начинал флотскую службу в чине «каютного юнги» при адмирале Корнелиусе Крюйсе — первом командующем Балтийским флотом. Поэтому не удивительно, что, основав Санкт-Петербург и избрав в качестве форпоста на Балтийском море крепость Кронштадт, император повелел основать там школу будущих мореходов. Морские кадетские корпуса просуществовали вплоть до революции 1917 года и впоследствии были упразднены. В советские времена при военных кораблях имелись единичные юнги-воспитанники, но были они мальчишками, избалованными вниманием и заботой команды. Поэтому уже в начале 1930-х годов от практики «сынов корабля» было решено отказаться. И только в 1940 году приняли решение организовать для старшеклассников специальные профильные школы Народного комиссариата просвещения — артиллерийские, авиационные и военно-морские. По задумке авторов проекта, выпускники этих заведений должны были пополнить ряды курсантов военных училищ. Но начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы.
Выступление 4 группы « Искусствоведы».
Просмотр видео на песню «Молились мы на Соловках»
- Многие писатели, художники, композиторы получали вдохновение от посещения Соловецких островов…
- А что такое «вдохновение»? (Созвучно со словом «вздох». Это творческий процесс. Вдохнове́ние — особое состояние человека, которое характеризуется, с одной стороны, высокой производительностью, с другой — огромным подъёмом и концентрацией сил человека.
Представление обложки книги «Мальчика с бантиками» (иллюстрации учащихся)
IV. Работа c отрывком В. Пикуля «Соловки» из произведения «Мальчики с бантиками».
-Мы с вами познакомимся с отрывком В. Пикуля «Соловки» из хрестоматии «Морянка». В этом тексте много незнакомой лексики.
А) Работа над лексическим значением
Лексика из отрывка «Соловки» В. Пикуля
Значение
архипелаг
группа морских островов, расположенных близко друг к другу
новгородцы
жители г. Новгорода
обитель
это то же, что и монастырь
монгольское иго
это захват русских земель пришедшими с востока завоевателями- кочевниками с 1237 по 1480 гг.
форпост
передовой пост, передовая позиция
бастион
обычно пятиугольное укрепление в виде выступа по углам крепостной ограды для обстреливания местности перед крепостью и вдоль крепостных стен и рвов. В переносном смысле — символ неприступности, хорошо укрепленная позиция города.
инок
одно из названий православного монаха. Прямой перевод с греческого - "одинокий".
ряса
верхняя длинная одежда в талию и с широкими рукавами, которую носит православное духовенство.
пищаль
ружьё
дамба
земляные препятствия
шлюз
сооружение на реке, канале для пропуска судов при разном уровне воды на пути их следования, состоящее из камеры с воротами.
доки
искусственные бассейны для принятия кораблей, с целью их разгрузки и загрузки, а также для сооружения судов, осмотра и починки их.
верста
1 верста – это 1 км 67 м
философствовать
думать, размышлять
Учёные начётчики
много читающий человек
Зенит
В астрономии: наивысшая воображаемая точка небесной сферы, находящаяся над головой наблюдателя.
переносное значение
Высшая степень, предел чего-н. высок.. "В зените славы".
Третьяковская галерея
Госуда́рственная Третьяко́вская галере́я — художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.
Б) Работа над понятийным аппаратом
- Чтение отрывка учителем:
Вопросы после чтения 1 абзаца:
-Что означает «Русь хоронила от врагов»? (Прятала от врагов)
- Что такое «древние акты государства»? (Древние документы государства)
- Как вы понимаете выражение «памятники народной письменности? (Первые письменные тексты )
Вопросы после чтения 2 абзаца:
-Что означает последнее предложение во втором абзаце? … «А цари московские привыкли одаривать Соловки не иконами с колоколоми, а пищалями с пороховым зельем».
Вопросы после чтения 3 абзаца:
- Как называется первый в России небоскрёб? (Храм Преображения).
Вопросы после 5 абзаца:
- Флот какой страны «избил дворы и стены монастыря бомбами»? (Англии).
- Какие имена встретились в этом абзаце? (князь Пожарский, писатель и воин Араамий Палицын, Степан Разин, атаман Степан Кальнишевский).
Вопросы после 6 абзаца:
-Сколько заводов работало в монастыре? (5 заводов работало).
- Какие ремёсла процветали на Соловках? ( судостроители, сталавары, капитаны, механики, художники, книгопечатники, сукноделы, фоторгафы, кузнецы, гончары, ювелиры, огородники, сыровары, сапожники, архитекторы, скотоводы, рыбаки, зверобои, косторезы).
- Какие чувства вызвал этот эпизод? (Гордость за нашу малую родину, восхищение силой духа поморов).
- Отрывок «Соловки», который мы прочитали, это одна из глав повести «Мальчики с бантиками».
- Какое удивительное название, правда?
- Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «мальчики с бантиками»? (Ответы детей)
- Кто автор называет «Мальчиками с бантиками»? (Юнги).
- Действительно, мальчики с бантиками – это юные мальчишки на судне, которые готовятся стать матросами. Они исполняют обязанности матросов. Бантик крепился сбоку, возле правого виска. Во время Великой Отечественной войны на Соловках была открыта школа юнг в 1942 году. Мальчики отправлялись после окончания этой школы непосредственно на фронт – на Северный и Балтийский флот.
V. Вопросы в конвертах
Какими ремёслами и профессиями владели монахи в Соловецком монастыре? С. 240.
(пять заводов, где строили пароходы и лили сталь. Они были капитанами и механиками собственного флота. Они были художниками, картины которых попали в Третьяковскую галерею. У них работали свои типографии и литографии. О ни были сукноделы, фотографы, кузнецы, гончары, ювелиры, огородники, сыровары, сапожники, архитекторы, скотоводы, рыбаки, зверобои, косторезы…Невозможно перечислить ремёсла, которые процветали на Соловках!). Они соединили острова архипелага дамбами, а между озёрами прокопали судоходные каналы; системы шлюзов, водяных мельниц и подземных туннелей были достойны восхищения! На Соловках был создан первый в России «небоскрёб» – храм Преображения, выше московского Успенского собора…
В 150 верстах от Полярного круга иноки выращивали в оранжереях дивные цветы, а в парниках вызревали арбузы, дыни, огурцы и даже персики.
2. «Я привык обкладывать себя книгами на тему, которая мне малоизвестна или непонятна.» С. 243.
- На какие темы автор видел у Огурцова книги: (древнерусская живопись, по тропической медицине, абстрактное искусство).
3. Типы и названия каких кораблей встретились в тексте книги? («Волхов» – войсковой транспорт, госпитальное судно, линкольн «Архангельск», эсминец, миноносец «Грозящий», сторожевые корабли «»Ураган», «Вихрь» и другие).
4. Что означают цвета на Андреевском флаге: синий и белый цвета.
(Белизна – благородство и воинская честь, синий – безупречность в верности долгу.) с. 285, Часть 3-я
На гвардейском флаге – чёрно-оранжевая лента. Что означают эти цвета?
(Эти цвета означают огонь и дым сражений, в которых кораблём завоёвана особая честь…).
VI. Черный ящик ( Банка вареньем)
Есть сцены, которые можно обсуждать: например, история с вареньем. Разве не актуальная тема? Суть проста: одному из юнг присылают посылку с множеством банок варенья. И что бы вы думали? Он их сначала долго перекладывает, пересчитывает. Потом, у себя на верхнем ярусе кровати, периодически ест варенье. В одиночку, ага. И так не один день. Пока не происходит само ЧП: на построении этот типчик обращается с жалобой: «У меня украли банку варенья!» История проста как мир. И вот описание дальнейших событий является прекрасным материалом для обсуждений: кто прав, кто виноват? Разные точки зрения у героев, разные точки зрения и у читателей.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- А что вы хотели бы узнать о Соловецких островах?
- «Соловецкий архипелаг... достоин большего внимания в нашей истории, нежели ему ныне оказывают. Требуется внимание историков, климатологов, зоологов, ботаников, археологов и живописцев», – писал Валентин Пикуль. Можно сказать, что слова его оказались пророческими: Соловки вернули свое место в истории.
- История России на Соловках становится осязаемой, а это крайне важно не только для развития детей, но и взрослых. Это очищает душу, духовно развивает человека.
-Послушайте слова В. Пикуля: «Повзрослев, окунувшись в изучение Севера, я был ошеломлен величием и красотой этого края. Здесь жили гордые, красивые, сильные люди».
Мы с вами будем стараться жить так, чтобы и о нас могли сказать такие слова…
- Какие поблемы поднимает В. Пикул в повести?
Алгоритм выявления проблемы текста
-Выявите основную мысль текста.
-Запишите её в виде законченного предложения.
-Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.
-Запишите этот вопрос, который является проблемой текста
Тема 1. Жизненный путь. Эта книга - путь от маленького, мечтательного Савки Огурцова до мудрого, познавшего жизнь Саввы Яковлевича. Интересна структура романа - условно книгу можно поделить на пять разделов, в каждом из которых есть разговор юного журналиста с уже взрослым моряком, часть, описывающая жизнь мальчика Савки, обучавшегося в школе юнг и эпилог, написанный от лица юнги Эс Огурцова, уже служившего на флоте. Благодаря такой структуре и появилась эта тема - тема взросления. Так главный герой двигается от бескозырки "размером не больше десертной тарелки" до первого бритья, от помощника рулевого на флоте, до взрослого, состоявшегося мужчины, смело рассуждающего о современном поколении.
Тема 2. Честь и долг. Разные люди собрались в школе юнг - кто пробивается на флот из любви к морю, кто бежит из оккупации, кто боится попасть в тюрьму. Мальчики так молоды, что многие из них впервые сталкиваются с трудностями, учатся быть командой и поддерживать своих товарищей, осознают понятия настоящей дружбы и чести. Честно ли это, использовать хитрость при отборе, заранее зная, что самостоятельно не пройдешь испытание? Нужно ли поделиться с товарищами такой желанной банкой варенья? И, наконец, как поступить, узнав что юнга уклоняется от службы - "понять и простить" или сдать его за дезертирство? Но автор не дает "правильного" ответа на эти вопросы, заставляя читателя самому поразмыслить, правильно ли поступил Савка Огурцов, прошел ли он очередное испытание, подкинутое судьбой..
Тема 3. Любовь к родине. Какие чувства испытывает автор к Соловецким островам? Обучаясь в школе юнг, он обрел "второй дом", которым восхищался и гордился. В каждой строчке сквозит любовь к этому второму дому.. Но как он выражает эту любовь! В тексте нет ни одного (!) подробнейшего описания красот местности, ни одного упоминания о "русских березках, волнующих сердце". Валентин Пикуль с упоением рассказывает об истории островов, делает упор на их стратегической значимости - и этим очаровывает читателя.
Тема 4. Война и победа. Война в произведении - исторический фон. Автор не заостряет внимания на ужасах войны - роман не рассказывает о контузиях, оторванных частях тела, или окровавленных телах на поле боя. Не это важно для Пикуля. Важна - победа. Победа сплоченного народа, где каждый солдат внес вклад в общее дело. Потому что в общей нашей победе есть и моего меду капля. Пусть маленькая, но без нее бочка не была бы полной...
V. Домашнее задание
Cочинение по одной из проблем