Конспект урока с применением сингапурских технологий | Оксана Владимировна Кириллова. Работа №359167
Систематизировать знания о простом и сложном предложении, повторить пунктуацию
Урок систематизации ЗУН
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные предложения», «однородные и обособленные члены предложения», «обращения и вводные слова», «основные союзные слова» (без термина); уметь различать сложное и простое предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Конспект урока. ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ» 5 класс
Составила: Кириллова О.В.
Цель деятельности учителя
Систематизировать знания о простом и сложном предложении, повторить пунктуацию
Тип урока
Урок систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные предложения», «однородные и обособленные члены предложения», «обращения и вводные слова», «основные союзные слова» (без термина); уметь различать сложное и простое предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование
Экран, компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем, музыка
Основные понятия
Простое предложение, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова, основные союзные слова
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы
организации взаимодействия
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Промежуточный
контроль
1. Актуализация и пробное учебное действие
Воспроизвести ранее изученный материал,
установить преемственные связи прежних и новых знаний и примененить их в новых ситуациях.
Эвристическая беседа
— Чтобы узнать, каково полное название темы урока, нужно отгадать пропущенное слово. Для этого необходимо правильно ответить на все вопросы по повторению. Каждый вопрос заключает в себе букву этого слова.
Первая буква в названии части речи, обозначающая предмет. (С).
С какой буквы пишем название падежа, который узнаем по вопросу кто? (И).
С какой буквы пишем название неизменяемой части речи (один из вопросов к ней как?) (Н).
Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос кем? (Т).
Третья буква в названии части речи, обозначающей действие. (А).
Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета. (К).
Первая буква в названии части речи слова, стоящая между корнем и окончанием. (С).
Эта буква - самый распространенный союз. (И).
Звук, который мы слышим на конце слова ГРУЗ. (С).
Итак, какое же слово у вас получилось? (Синтаксис.)
Запишите тему урока: «Синтаксис и пунктуация»
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания
Индиви
дуальная,
групповая
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Устные ответы. Вопросы для уточнения информации
Просмотр мультимедийной презентации «Синтаксис простого и сложного предложения»
Сегодня мы будем повторять изученное, углублять и проверять свои знания, умения и навыки по теме «Синтаксис». Вы уже знаете, что «Синтаксис» и «Пунктуация» - это разделы русского языка.
Что изучает каждый из этих разделов?
Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины
Фронтальная
Познавательные: способны понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач
Вопросы для уточнения информации
2. Выявление места и причины затруднения
Взаимопроверка
Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся.
Запишите ответ на этот вопрос по вариантам:
I вариант
Что изучает «Синтаксис»? (Синтаксис изучает словосочетание и предложение.)
II вариант
Что изучает «Пунктуация»? (Пунктуация изучает расстановку знаков препинания.)
Выполните синтаксический разбор записанных предложений
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов
Группо- вая
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы
Вопросы для уточнения информации
3. Целепо- лагание и построение проекта выхода
из затруднения
Раскрыть сущности новых понятий,
усвоить новые способы учебной и умственной деятельности учащимися. Устно протестировать обучающихся,
Звучит музыка. Дети движутся в любом направлении. При прерывании музыки задаются вопросы:
1.Из скольких главных членов состоит грамматическая основа предложения? (2)
Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит.
2.Сколько в этом предложении второстепенных членов предложения? (6)
3. Сколько запятых в предложении с однородными членами предложения (знаки препинания не расставлены)? (2)
а Свежий ветер повеет прохладой с гор подымет пыль и опять затихнет.
б) 4. Сколько определений в этом предложении? (3)
Через окно я увидел, как большая серая птица села на заснеженную ветку клёна?
5. Сколько ошибок в следующих утверждениях?
Предложения по цели высказывания бывают побудительные, повествовательные, вопросительные,
восклицательные. (1- поэтому группа не формируется)
6. Сколько простых предложений в составе сложного предложения? (знаки препинания не расставлены). (4)
Наступила ночь, вокруг костра сидят туристы и поют песни, светит луна, и деревья в отблесках света играют желтыми оранжевыми багровыми огнями осени.
б)
Встают с мест ы выходят на свободное пространство перед доской, группируются в группы по количеству цифр, которые предполагает ответ. При неправильном ответе правильно сформировавшаяся группа объясняет свою точку зрения.
Приём микс -фриз -груп
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения , высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
Устные
ответы
4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
Записать друг за другом предложение, используя данные слова;
подобрать свои примеры, иллюстрирующие природу изучаемого языкового явления; составить связный рассказов об изученных нормах
Конструирование предложения.
На доске: Перо, не, ум, писать, а.
Сконструируйте из этих слов предложение, меняя порядок и форму слов.
Полученное предложение: Не пером пишут, а умом.
Как вы понимаете эту пословицу?
Выполните синтаксический разбор этого предложения.
Какие словосочетания можно выделить из этого предложения?
Возвращаются на места, Работают в парах с языковыми единицами. Отвечают на вопросы, под руководством педагога (регулирует время), формулируют выводы, один человек от группы даёт ответы
Приём ол райт раунд робин
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
Вопросы для уточнения информации
5. Первичное закрепление с комментированием
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.
Письменная работа
А сейчас давайте вспомним, что такое обращение?
На столах у учеников лежат учебники литературы.
Найдите в произведении Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» предложения с обращениями в начале, середине, конце предложения. Прокомментируйте знаки препинания при обращении.
Теперь спишите с доски предложения с обращениями, вставляя пропущенные буквы в слова и расставляя знаки препинания:
I вариант
Дитя мое ты чего так испугалась?
Отвези меня домой красный конь.
За то друзья мы так Отчизну любим.
II вариант
Я люблю тебя жизнь!
Спой светик не стыдись.
Капли жемчужные капли прекрасные как хороши вы в лучах золотых!
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы
Индиви
дуальная,
групповая
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавли вают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления
Устные ответы. Письменная работа
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения
Самостоятельная работа (дифференцированное задание).
Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью.
1-й уровень.
Это мое красное солнышко отвечала Баба Яга.
Вдруг кто-то с палубы крикнул акула.
2-й уровень.
Пришел садовник в лес увидел яблоньку и говорит вот хорошее деревце.
Сходи Юленька в магазин попросила бабушка.
3-й уровень.
Спишите предложения 2-го уровня.
Составьте и запишите свое предложение с прямой речью. Контролирует правильность работы детей
Выполняют задание, отвечают на вопросы
Индиви
дуальная,
групповая
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Устные ответы. Письменная работа
7. Включение в систему знаний и повторение
Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание
- На нашу елочку вы можете поместить шары. Если вы уверены, что усвоили раздел чуть лучше, чем раньше, повесьте красные шары, если что-то осталось непонятным, то синие шары.
- Обсудим, что осталось непонятным?
Оценивают свои знания, отвечают на вопросы
Фрон
тальная
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Вопросы для уточнения информации