Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект урока "Ткачи - рукодельники" | Роганова Надежда Анатольевна. Работа №239772

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Роганова Надежда Анатольевна
Конспект урока по курсу "Истоки" 2 класс на тему "Ткачи рукодельники"

Конспект у рока по курсу Истоки 2 класс на тему Ткачи – рукодельники
Цели урока:
Познавательные:
-формирование у учащихся понятия о труде ткачихи и пряхи;
-формирование понятия об этапах обработки льна;
-формирование умения выполнять простейшие операции ткача на практике.
-Развивающие:
-обогащение словарного запаса;
-развитие устной речи;
-развитие внимания;
-развитие творческих способностей;
-развитие мыслительной деятельности.
Воспитательные:
-воспитание интереса к ткацкому ремеслу;
-воспитание уважения к труду людей, которые осуществляют путь льняного зёрнышка от посева до готовой рубашки;
-воспитание желания сохранять традиции и ремёсла русской старины;
-формирование умений работать в творческих группах;
-формирование нравственных качеств личности.
Здоровьесберегающие:
-соблюдение правильной посадки при разных видах деятельности;
-проведение физкультминуток;
-создание комфортных психологических условий.
Ход урока
Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тихонечко сядут девочки, ёщё тише – мальчики. Мы начинаем урок из курса Истоки.
Покажите, пожалуйста, свою готовность к уроку с помощью сигнальных карточек.
Выход на тему урока:
Хочу начать наш урок с произведения К. Д. Ушинского.
Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:
-Что ты, тятя, делаешь?
-А вот сею ленок, дочка. Вырастет рубашка тебе и Васютке.
Задумалась Таня: никогда она не видала, чтоб рубашки в поле росли…
Проблемный вопрос:
Может ли рубашка в поле вырасти?
Слайд 1: Тема: Как рубашка в поле выросла?
(на доску вывешивается слово-ЛЁН, показ снопа льна)
Предлагаю вам открыть тетради на печатной основе и самим попытаться ответить на вопрос: Какой путь проходит лён от зёрнышка до рубашки?
(дети работают индивидуально, а затем обмениваются мнениями в группах)
После заслушивания групп на доске вывешивается
1.Посеяли льняное семя.
2. Выдернули лён с корнем.
3.Вымочили, высушили лён.
4.Потрепали лён.
5.Напряли нитки.
6.Наткали холст.
7.Сшили рубашку.
Сверяем полученные выводы с рассказом Ушинского.
Слайд 2: Вспомним начало урока Видела Таня, как отец её разбрасывал горстями по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:
- Что ты, тятя, делаешь?
- А вот сею ленок, дочка. Вырастет рубашка тебе и Васютке.
Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.
Слайд 3: Недели через две покрылась полоска зелёною шелковистою травкой, и подумала Таня: Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!
Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:
- Славная у тебя рубашечка будет!
Слайд 4: Прошло несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубенькие цветочки. У братца Васи такие глазки,- подумала Таня, - но рубашечек таких я ни на ком не встречала.
Слайд 5: Когда цветочки опали, то на месте их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдёргивали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.
Слайд 6: Когда лён просох, у него обмолотили головки, а потом обмолоченный лён потопили в речке и наложили сверху камней, чтобы он не всплыл. С грустью смотрела Таня, как её рубашку топят. А сёстры ей опять сказали:
- Славная у тебя, Таня, рубашечка будет!
Слайд 7: Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали мять доской на гумне.
Слайд 8: Потом колотили трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны.
Слайд 9: Вытрепавши лён, стали чесать железным гребнем, пока он не сделался мягким и шелковистым.
- Славная у тебя рубашечка будет!- опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала: Где же тут рубашка? Лён стал похож на волоски Васи, а не на рубашку.
Слайд 10: Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. Это нитки, - думает Таня, - а где же рубашка?
Слайд 11: Прошли зима, весна и лето – настала осень. Мать установила в избе кросна, натянула на них основу и начала ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидела, что из ниток выходит холст.
Слайд 12: Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать. А весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водою. Сделался холст из серого белым.
Слайд 13: Настала опять зима. Накроила мать из холста рубашек. Принялись сёстры рубашки шить и к декабрю надели на Таню и Васю новые, белые как снег рубашечки.
-Кто был внимателен и услышал, сколько времени проходило от посева льна до готовой рубашечки? (полтора года).
- Правильно ли мы с вами распределили этапы обработки льна?
(Информация на доске закрывается)
Закрепление полученных знаний:
- А теперь я вас попрошу поработать в группах и разложить в нужном порядке ещё раз таблички со льном в разном состоянии.
(Каждой группе выдаётся коллекция Лён. Проверку задания осуществляет учитель у каждой группы. Затем ещё раз возвращаемся к этапам обработки льна, вывешенным на доске.)
Физкультминутка.
Слайд 14: Пряди, моя пряха,
Пряди, раскудряха,
Пряла бы я, пряла,
На меня лень напала.
Меня в гости звали
К соседу на беседу.
У нашего соседа
Хороша беседа.
- Чем является данный отрывок? (песня)
_ Знает ли кто из вас, что означают выделенные слова?
Слайд 15: В старину каждую женщину с 7 лет учили прясть. Прясть – это значит вытягивать нить из пучка шерсти или льна. В каждом доме была прялка и веретёнца, на которые наматывалась нить. Ткать – переплетать продольные нити (основу) поперечной нитью (утком). Уточной нитью, намотанной на заострённую палочку, ткач вручную переплетал нити основы одну за другой. Этот процесс назывался протыканием нити или тыкать - ткать. Ткацкий станок, как и прялка, был в каждом доме.
(показ простейшего ткацкого станка)
Всю одежду и постельные принадлежности, половики, занавески, скатерти ткали женщины. Работа эта трудоёмкая, требующая терпения, внимания, сноровки. Чтобы работать было не скучно, женщины по очереди собирались друг у друга в домах – на посиделки или беседы. Они пели песни, рассказывали сказки, истории. Так за разговорами и работа незаметно спорилась.
Вытканное и выбеленное полотно каждая женщина старалась украсить – вышивкой или кружевом. Праздничную одежду вышивали красными нитками. На вышивках можно видеть коней, птиц, цветы. Рабочая одежда была не такой яркой, нарядной и была скромно украшена.
Перед вами выставка домотканых изделий, вышивки, кружева.
Работа с книгой
Давайте обратимся к учебнику и попробуем узнать ещё что-нибудь о труде ткачих и прях.
(учебник Истоки, стр.60-64)
- Теперь понятна вам песня?
- Что нового узнали?
Слайд 16: Теперь одежду ткут на заводах и фабриках. У нас в Костроме есть 2 комбината имени Зворыкина и имени Ленина. На этих комбинатах ткут льняные ткани.
Физкультминутка
Практическая часть
Сейчас я приглашаю вас на беседу. А за беседой мы попытаемся вышить с помощью цветных карандашей девочки – платочки, а мальчики – полотенца для наших мам в подарок. Как и на всякой беседе мы будем петь все вместе народную песню Во поле берёза стояла.
(Дети получают заранее приготовленные образцы бумажных платочков и полотенец)
Самооценка
Итог урока
-Какой теме был посвящён наш урок?
- Что нового узнали на уроке?
На следующем уроке труда мы с вами превратимся в ткачей и будем из полосок бумаги ткать вот такие коврики (образец).
Оснащение урока: 1. Мультимедийный проектор.
2. Сноп льна.
3. Коллекция Лён- 6 шт.
4. Иллюстрации – прялки, вышивок, кружев.
5. Готовые образцы – ткацкое приспособление, полотенца, коврики,
половики, вышивки, кружева.
6. Бумажные заготовки платочков и полотенец.
7. Аудио запись народной песни Во поле берёза стояла.
8. Учебники Истоки и тетради на печатной основе 2 класс.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×