Конспект урока в 1 классе «Что такое «Окружающий мир?» | Юлия Александровна Буренина. Работа №234967
Автор: Юлия Александровна Буренина
Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Что такое окружающий мир?
Класс 1
Подготовила: учитель начальных классов МОУ «СОШ № 13 им. Ю.А. Гагарина» г. Магнитогорска Буренина Ю.А.
Тема: «Что такое «Окружающий мир?»
Цель и задачи: дать понятие окружающего мира; познакомить с понятием природа; пояснить что такое живая и неживая природа:
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся узнают что такое окружающий мир, что такое природа, а что такое рукотворные объекты, какие объекты относятся к живой природе, а какие к неживой.
Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности; формирование мотивации внимательного активного ученика.
Метапредметные: учащиеся получат возможность проявлять познавательную активность, строить речевое высказывание, задавать вопросы, получат возможность научиться слушать собеседника, отвечать на вопросы учителя и оценивать свои достижения.
Ход урока
Орг. Момент.
Дорогие ребята, сегодня мы с Вами отправимся в путешествие, будет оно необычное. Мы останемся на своих партах, а мысленно будем уноситься в разные уголки нашего края. Готовы?
Начинаем урок и наше путешествие.
Постановка целей и задач.
Закрываем глаза, считаем до трех и летим на озеро Банное, которое расположено в республике Башкортостан, рядышком с нашим городом Магнитогорск.
-Кто уже там бывал?
-Посмотрите, как здесь красиво, раздольно, тихо.
- Вот здесь в этой красоте мы с вами познакомимся с новым предметом «Окружающий мир», мы будем узнавать, знакомиться с окружающим нас миром. Мы узнаем более подробно его устройство, узнаем, что он бывает разнообразным, удивительным, увлекательным, загадочным.
3. Изучение нового материала
-Посмотрите, ребята, что вы видите, что нас окружает здесь? (Солнце, воздух, камни, вода, дома, деревья, насекомые и т.д.)
-Да, ребята! Вот как много вы заметили на нашем озере. Так вот, ребята, оказывается все, что нас окружает – это и есть окружающий мир. Это мы и будем изучать.
-А озеро ребята, это окружающий нас мир? Да.
-А кто знает почему наше озеро имеет такое интересное имя?
-Я Вам расскажу.
Рассказ учителя.
Первые названия, которое дали местные жители озеру — Мауззы – «бездонное, ненасытное» или Аджахалы, что значит «озеро, в котором обитает чудовище». Связано это название было с зародившейся в народе легендой, и по сей день леденящей кровь. Предания, дошедшие до нас из глубины веков, рассказывают, что в незапамятную старину озеро было окружено непроходимой лесной чащей, а хозяйничало в нем ужасное чудовище, регулярно баламутившее воду в огромном водоеме. Звери боялись подходить на водопой к берегам озера — страшен был его хозяин в гневе. Даже птиц, летящих над озером, монстр втягивал в свою утробу.
Другое известное с XVI века, башкирское, название озера — Якты-куль, от башкирского «якты» — «светлый». Таким образом, в переводе с башкирского — это «Светлое озеро».
Народная молва связывает возникновение современного названия озера — БАННОЕ – с Емельяном Пугачевым. По легенде в 1774 году пугаческое войско останавливалось здесь помыться, устроило своеобразный «банный день». Название «Банное» известно в письменных источниках с начала XVIII века, именно под этим именем озеро стало известно и популярно у отдыхающих. Однако и коренное название не пропало — на юго-западном берегу имеется посёлок под названием Якты-Куль, а во всех СМИ и справочниках на башкирском языке озероеро фигурирует под своим «истинным» названием.
-Вот ребята, какая интересная история у нашего озера.
-Ребята, а можно ли назвать все, что нас окружает природой? Да.
-Но ведь кроме травки, леса, озера, камней, животных мы видим в нашем путешествии и дома, в которых живут люди, и качели на площадках, и зонтики для отдыха, скажите, это природа?
-Нет, не природа, это предметы, сделанные руками человека.
-Поиграем в игру, для того, чтобы разобраться, где природа, а где рукотворный мир.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: ПРИРОДА И РУКОТВОРНЫЙ МИР
Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.
Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.
Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.
Примеры таких пар в карточках к игре:
цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
солнце — лампочка,
ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
планета Земля — игрушечный мячик,
паутина — рыболовные сети,
ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
клешни рака — клещи как инструмент человека,
снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
мышка живая — мышка компьютерная.
Физ.минутка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал —
Не споткнулся, не упал.
К озеру мы все спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
И отправимся домой.
Изучение нового материала
- Ребята, посмотрите какая красота вокруг
Посмотри мой юный друг,
Что находится вокруг ?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это всё вокруг ПРИРОДА!
-Какие объекты природы вы услышали в этом стихотворении?
- Небо, солнце, ветер, листья, тучка, поле, горы, воздух, птицы, звери, лес, гром, туман, роса, человек.
-На какие две группы можно разделить все эти природные объекты?
-Живые и неживые.
- Все объекты живой природы обладают важными качествами: они рождаются, растут, питаются, дышат, передвигаются, умирают. Для жизни им необходима пища, тепло, вода, воздух. К живой природе относится не только человек, но также животные, растения и даже микроорганизмы. Исследованием объектов живой природы занимается очень обширная и важная наука – биология.
К объектам неживой природы относят воздух, воду, почву, минералы. Они были первыми при создании нашей планеты. С объектами неживой природы не происходят никакие изменения в течение многих десятков и сотен лет. Они не дышат, не размножаются и не питаются. Их размер может увеличиться или уменьшиться, они могут передвигаться в пространстве, но только под влиянием внешних факторов. Поскольку они не рождаются, то никогда и не умирают.
-Посмотрите вокруг, назовите объекты живой природы.
-А теперь объекты неживой природы.
6. Итог урока
-Дорогие ребята, пора нам прощаться с нашим озером «Банное», давайте подведем итог нашего занятия.
-Скажите, что нового вы узнали на уроке?
- Что особенно вам сегодня понравилось?
-А что не понравилось?