Автор: Петрова Татьяна Александровна
Тема урока:
«Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже»
Цель урока:
формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа(вопросы, предлоги, роль в предложении)
Задачи урока:
-образовательная: познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже, умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных;
-развивающая: развивать познавательную активность обучающихся, внимание, логическое мышление, речь, умение рассуждать;
-воспитывающая: способствовать воспитанию у учащихся любви к родному языку, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой, толерантного отношения друг к другу, умение слушать и высказывать свою точку зрения, уважение к мнению других, аккуратности при работе в тетрадях.
Ресурсы
основные: учебник «Русский язык» 4 класс автор В. П. Канакина, В.Г. Горецкий , тетрадь, презентация,
дополнительные: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, Mimeo View
Автор: Петрова Татьяна Александровна
Петрова Татьяна Александровна
Предмет: русский язык
Класс: 4 «Б»
Тип урока: объяснение нового материала.
Тема урока: |
«Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже»
|
Цель урока: |
формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении) |
Задачи урока:
|
-образовательная: познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже, умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных; -развивающая: развивать познавательную активность обучающихся, внимание, логическое мышление, речь, умение рассуждать; -воспитывающая: способствовать воспитанию у учащихся любви к родному языку, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой, толерантного отношения друг к другу, умение слушать и высказывать свою точку зрения, уважение к мнению других, аккуратности при работе в тетрадях. |
УУД |
Личностные УУД: принимать и осваивать социальную роль, стремиться развивать навыки сотрудничества со сверстниками, проявлять самостоятельность, личную ответственность, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке, самостоятельно определять учебную задачу; высказывать своё предположение, способность планировать свою деятельность по решению учебной задачи, проводить самоконтроль, оценивать качество и уровень усвоения материала. Познавательные УУД: ориентироваться в информационном материале, ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, сравнивать, делать выводы. Коммуникативные УУД: уметь работать в паре, договариваться в совместной работе, слушать и понимать собеседника, сотрудничать, адекватно оценивать поведение окружающих.
|
Планируемые результаты:
|
Предметные: узнать особенности предложного падежа, рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже, группировать имена существительные в зависимости от их принадлежности к определенному роду. Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, определять цели учебной деятельности отвечать на вопросы, оценивают свои достижения на уроке, самостоятельно, вести поиск средств её осуществления, выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. |
Ресурсы |
основные: учебник «Русский язык» 4 класс автор В. П. Канакина, В.Г. Горецкий , тетрадь, презентация, дополнительные: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, Mimeo View
|
Формы и методы работы на уроке: |
Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический. Формы: самостоятельная работа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, парная работа с печатным материалом, работа с учебником. |
Технологии: |
информационные, личностно-ориентированные, объяснительно-иллюстративные, проблемное обучение, развивающее обучение.
|
Ход урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
1.Организационный момент. (1минута)
|
Приветствие учащихся. Подготовка класса к работе. Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.
У: Зачем нужна грамматика?
У: Начинаем урок русского языка Слайд 1 |
Учащиеся проверяют индивидуальные учебные принадлежности.
Д: Чтобы грамотно писать. Чтобы грубые ошибки В письме не допускать |
Личностные УУД: Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха и доверия
|
II . Актуализация знаний
III.Создание проблемной ситуации.
Постановка учебной задачи
Работа с учебником
IV. Изучение нового материала
V. Работа с учебником
VI. Первичное закрепление
VII. Физминутка.
VIII. Закрепление пройденного
Работа в парах
IX.Самостоятельная работа (7 минут)
X. Итог урока. ( 1 минута)
XI. Домашнее задание ( 1 минута)
XII. Рефлексия учебной деятельности
|
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. У: Предлагаю вам 1 задание. Найдите на каждой строчке лишнее слово и вставьте пропущенные буквы. ( у доски работает 1 ученик) -агр…ном, инж…нер , ш..фёр -тр..пинка, к…вёр, в..лна
- мыш.., полноч…, лещ…
- проруб..ь, бро…, голу…
-Проверьте. -Кто не согласен? Оцените ответ
- Какой частью речи являются данные слова? -Что такое существительное?
Слайд 2 У:- Обратите внимание на следующий слайд. Найдите ошибку
Слайд 3 - проверка
У:Откройте тетрадь, запишите дату и вид работы. Слайд 4 -Определите склонение и падеж существительных. 2.Около изгороди
Слайд 5 У: Проверьте по ключу
На листе достижений оцените свою работу У: -Посмотрите какого падежа нет? - Сформулируем тему урока. Слайд 6 - Какую цель поставим на сегоднешний урок?
- Вспомним, что мы уже знаем о предложном падеже. Слайд 7 Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи. -Расскажите по плану: 1.Название падежа. -Давайте проверим, правы ли мы с вами (чтение правила на странице) Запишем предложение Дети поют песню о Родине. Разберите предложение по членам предложения
Откройте учебник на стр 121, прочитайте сведенияо о П. п У: Запишем в тетрадь
- На что еще нам надо обратить внимание?
-Какую цель поставим на сегоднешний урок?
-А хотите узнать почему предложный падеж получил такое название? В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться(думать) о ком-то, предлагал помощь всем. Затем его назвали местным, т. к.П.п. указывал на место действия( плавал в море, учился в школе, играл во дворе Выполним упражнение 228 ( у доски )
Вывод: С какими предлогами употребляется предложный падеж?
-Почему предложный падеж так называется?
-Какие окончания имеет П. п? Оцените ответы ваших товарищей
У:Мы заданья выполняли и немножечко устали. Слайд 8 Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. «Будь внимательным! 1скл П. п-Е 2 скл. П п- Е 3 скл- П.п- И, 1 скл.-Р п. И, 3 скл.- Рп-И, 3 скл -Дп-И, 3 скл- П. п. –И, 1 скл- П.п-Е Молодцы! Работа в парах Блестела на траве проехать по улице выбрались из чащи думал о маме рассказ о подвиге был на площади - Какие окончания у сущ. в П.п. 1 скл? 3 скл? 2скл? Слайд 9 - Проверьте ключи: П.п Дп, Рп, Пп, Пп, Пп Оцените ваши ответы. Слайд 9 Я предлагаю вам тест Если сущ. в П.п , вы обводите букву в колонке да,если сущ не П. п-. обводите букву в колонке нет
Оцените свою работу.
Цель: Формирование умений соотносить цель и результат. - Над какой темой мы сегодня работали? - Какую цель ставили в начале урока? Какое открытие вы сегодня сделали?
-Синквейн
Молодцы!
Чтение задания домашнего упражнения стр 122. упр 230 - Прочитайте задание. -Какие вопросы по дом. упр?
- Если тема урока «Правописание окончаний существительных в предложном падеже» для вас не понятна, испытываете трудности, остались вопросы – то поднимите красную линейку. Если все понятно -то поднимите зелёную линейку. Выставление оценок. Зачем нужна грамматика? Чтобы грамотно писать. Чтобы грубые ошибки В письме не допускать Чтоб с детства знали дети И каждый ученик, Что лучше всех на свете Его родной язык! Урок окончен
|
Ответы детей
- инженер (непроверяемые гласные) - ковёр –м.р ( с проверяемой безударной гласной -лещ- м.р (ь знак после шипящих) -голубь (3 склонение имен сущ)
-Дети показывают разные линейки( красная-, зеленая +)
-Именем существительным. - Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет. -сущ. бывают 1, 2, 3скл. -одушевлен., неодушевленные -собственные, нарицательные - изменяется по числам и падежам
13 декабря Классная работа
идти по тропинке ( 1скл Д.п) около изгороди( 3 скл.Р.п)
- Предложного падежа
-П.п имен существительных
-Научиться находить в речи имена существительные в предложном падеже
-Сущ. в предложном падеже отвечают на вопросы: о ком? о чем?)
Работа с учебником.
(Повест,невоск..,простое, распр.)
П.п. (думаю ) о ком ? о чем? о, об, в, на .при
-Предложный падеж всегда употребляется с предлогами.
- П. п 1скл 2 скл 3 скл лиса, окно, степь о лисе, об окне, о степи
-Научиться правильно писать окончания имен сущ . в П. п
На земле- 1скл. .П.п, в берлоге- 1 скл. П. п., в дупле 2 скл. П. п, под берёзой ( 1 скл Т.п), в серебре-(2 скл П.п), в постели ( 3 скл. П. п) в трубе( 1 скл П. п)
-при, о, об, на, в, во
- Имена существительные в предложном падеже не могут употребляться без предлогов
-1 скл- е, 2скл- е, 3 скл- и
Дети показывают разные линейки(красная-, зеленая +)
У сущ. с окончанием Е- надо сесть за парту , с И – встать.
Блестела на траве (1 скл П.п) проехать по улице (1скл. Д.п) выбрались из чащи ( 1 скл Р.п) думал о маме (1 скл П.п) рассказ о подвиге ( 2 скл . П.п) был на площади ( 3 скл, П.п)
1 скл-е, 2скл- е, 3 скл- и
Дети показывают разные линейки( красная-, зеленая +)
На экране проекцируется запись столбиков
Проверка по Mimeo View 2 учеников.
-Имена существительные в предложном падеже не могут употребляться без предлогов
-1 скл, 2скл- е, 3 скл- и
-Синквейн Падеж Предложный , сложный Отвечает, употребляется, используется Учусь определять падежные окончания в П.п.
|
Личностные УУД: умение воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата
Познавательные УУД: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют
ЛичностныеУУД: развитие познавательных интересов
Познавательные УУД: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют.
Познавательные УУД: формулирование темы урока, цели урока.
Личностные УУД: проявление интереса к новому материалу, развитие навыков сотрудничества
Коммуникативные УУД : соблюдают простейшие нормы этикета, слушают собеседника
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные УУД: умение воспринимать задание, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результ
Познавательые УУД: научатся извлекать необходимую информацию
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать партнёра по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
Коммуникативные УУД: умение работать в паре, учитывать разные мнения
Предметные УУД: понимание предметного содержания знания; умение применять знания
Регулятивные УУД: контролируют и оценивают свою деятельность, осознают качество и уровень усвоения знаний
Предметные УУД: умение применять знания, анализировать
Регулятивные УУД: умение воспринимать задание, оценивать результат своей деятельности
|