Конспект урока ☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼ | Петрова Татьяна Александровна. Работа №210676. Номер работы: №210676
Автор: Петрова Татьяна Александровна
Тема урока:
«Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже»
Цель урока:
формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа(вопросы, предлоги, роль в предложении)
Задачи урока:
-образовательная: познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже, умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных;
-развивающая: развивать познавательную активность обучающихся, внимание, логическое мышление, речь, умение рассуждать;
-воспитывающая: способствовать воспитанию у учащихся любви к родному языку, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой, толерантного отношения друг к другу, умение слушать и высказывать свою точку зрения, уважение к мнению других, аккуратности при работе в тетрадях.
Ресурсы
основные: учебник «Русский язык» 4 класс автор В. П. Канакина, В.Г. Горецкий , тетрадь, презентация,
дополнительные: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, Mimeo View
Петрова Татьяна Александровна
Предмет: русский язык
Класс: 4 «Б»
Тип урока: объяснение нового материала.
Тема урока:
«Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже»
Цель урока:
формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа
(вопросы, предлоги, роль в предложении)
Задачи урока:
-образовательная: познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже,
умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных;
-развивающая: развивать познавательную активность обучающихся, внимание, логическое мышление, речь,
умение рассуждать;
-воспитывающая: способствовать воспитанию у учащихся любви к родному языку, совершенствовать устную и
письменную речь, делать ее более точной и богатой, толерантного отношения друг к другу,
умение слушать и высказывать свою точку зрения, уважение к мнению других, аккуратности
при работе в тетрадях.
УУД
Личностные УУД: принимать и осваивать социальную роль, стремиться развивать навыки сотрудничества со
сверстниками, проявлять самостоятельность, личную ответственность, способность к
самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке, самостоятельно определять учебную задачу; высказывать
своё предположение, способность планировать свою деятельность по решению учебной задачи,
проводить самоконтроль, оценивать качество и уровень усвоения материала.
Познавательные УУД: ориентироваться в информационном материале, ставить и формулировать проблемы,
самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем; устанавливать
причинно-следственные связи; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные УУД: уметь работать в паре, договариваться в совместной работе, слушать и понимать
собеседника, сотрудничать, адекватно оценивать поведение окружающих.
Планируемые результаты:
Предметные: узнать особенности предложного падежа, рассмотреть окончания имен существительных в
предложном падеже, группировать имена существительные в зависимости от их принадлежности к
определенному роду.
Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, определять цели учебной деятельности
отвечать на вопросы, оценивают свои достижения на уроке, самостоятельно, вести поиск средств её
осуществления, выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение.
Ресурсы
основные: учебник «Русский язык» 4 класс автор В. П. Канакина, В.Г. Горецкий , тетрадь, презентация,
дополнительные: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, Mimeo View
Формы и методы
работы на уроке:
Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический.
Формы: самостоятельная работа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, парная работа с печатным материалом, работа с учебником.
Технологии:
информационные, личностно-ориентированные, объяснительно-иллюстративные, проблемное обучение, развивающее обучение.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
1.Организационный
момент.
(1минута)
Приветствие учащихся.
Подготовка класса к работе.
Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.
У: Зачем нужна грамматика?
У: Начинаем урок русского языка
Слайд 1
Учащиеся проверяют индивидуальные учебные принадлежности.
Д: Чтобы грамотно писать.
Чтобы грубые ошибки
В письме не допускать
Личностные УУД:
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха и доверия
II . Актуализация
знаний
III.Создание проблемной ситуации.
Постановка
учебной задачи
Работа с учебником
IV. Изучение нового
материала
V. Работа с учебником
VI. Первичное
закрепление
VII. Физминутка.
VIII. Закрепление
пройденного
Работа в парах
IX.Самостоятельная работа
(7 минут)
X. Итог урока.
( 1 минута)
XI. Домашнее задание
( 1 минута)
XII. Рефлексия учебной деятельности
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
У: Предлагаю вам 1 задание. Найдите на каждой строчке лишнее слово и вставьте пропущенные буквы.
( у доски работает 1 ученик)
-агр…ном, инж…нер , ш..фёр
-тр..пинка, к…вёр, в..лна
- мыш.., полноч…, лещ…
- проруб..ь, бро…, голу…
-Проверьте.
-Кто не согласен? Оцените ответ
- Какой частью речи являются данные слова?
-Что такое существительное?
Слайд 2
У:- Обратите внимание на следующий слайд. Найдите ошибку
Слайд 3 - проверка
У:Откройте тетрадь, запишите дату и вид работы.
Слайд 4
-Определите склонение и падеж существительных.
1.Идти по тропинке
2.Около изгороди
3.Замела снегом
4.Поздравить друга
Слайд 5
У: Проверьте по ключу
На листе достижений оцените свою работу
У: -Посмотрите какого падежа нет?
- Сформулируем тему урока.
Слайд 6
- Какую цель поставим на сегоднешний урок?
- Вспомним, что мы уже знаем о предложном падеже.
Слайд 7
Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.
-Расскажите по плану:
1.Название падежа.
2.Вспомогательное слово.
3.Вопросы падежа.
4.Предлоги падежа.
5.Член предложения.
-Давайте проверим, правы ли мы с вами (чтение правила на странице)
Запишем предложение
Дети поют песню о Родине.
Разберите предложение по членам предложения
Откройте учебник на стр 121, прочитайте сведенияо о П. п
У: Запишем в тетрадь
- На что еще нам надо обратить внимание?
-Какую цель поставим на сегоднешний урок?
-А хотите узнать почему предложный падеж получил такое название?
В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться(думать) о ком-то, предлагал помощь всем. Затем его назвали местным, т. к.П.п. указывал на место действия( плавал в море, учился в школе, играл во дворе
Выполним упражнение 228
( у доски )
Вывод: С какими предлогами употребляется предложный падеж?
-Почему предложный падеж так называется?
-Какие окончания имеет П. п?
Оцените ответы ваших товарищей
У:Мы заданья выполняли и немножечко устали.
Слайд 8
Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. «Будь внимательным!
1скл П. п-Е 2 скл. П п- Е
3 скл- П.п- И, 1 скл.-Р п. И, 3 скл.- Рп-И, 3 скл -Дп-И, 3 скл- П. п. –И,
1 скл- П.п-Е
Молодцы!
Работа в парах
Блестела на траве
проехать по улице
выбрались из чащи
думал о маме
рассказ о подвиге
был на площади
- Какие окончания у сущ. в П.п.
1 скл? 3 скл? 2скл?
Слайд 9
- Проверьте ключи:
П.п Дп, Рп, Пп, Пп, Пп
Оцените ваши ответы.
Слайд 9
Я предлагаю вам тест
Если сущ. в П.п , вы обводите букву в колонке да,если сущ не П. п-. обводите букву в колонке нет
Оцените свою работу.
Цель: Формирование умений соотносить цель и результат.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Какую цель ставили в начале урока?
Какое открытие вы сегодня сделали?
-Синквейн
Молодцы!
Чтение задания домашнего упражнения стр 122. упр 230
- Прочитайте задание.
-Какие вопросы по дом. упр?
- Если тема урока «Правописание окончаний существительных в предложном падеже» для вас не понятна, испытываете трудности, остались вопросы – то поднимите красную линейку.
Если все понятно -то поднимите зелёную линейку.
Выставление оценок.
Зачем нужна грамматика?
Чтобы грамотно писать.
Чтобы грубые ошибки
В письме не допускать
Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете
Его родной язык!
Урок окончен
Ответы детей
- инженер
(непроверяемые гласные)
- ковёр –м.р
( с проверяемой безударной гласной
-лещ- м.р
(ь знак после шипящих)
-голубь
(3 склонение имен сущ)
-Дети показывают разные линейки( красная-, зеленая +)
-Именем существительным.
- Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.
-сущ. бывают 1, 2, 3скл.
-одушевлен., неодушевленные
-собственные, нарицательные
- изменяется по числам и падежам
13 декабря
Классная работа
идти по тропинке ( 1скл Д.п)
около изгороди( 3 скл.Р.п)
замела снегом (2 скл. Т.п)
поздравить друга ( 2 скл. В.п)
- Предложного падежа
-П.п имен существительных
-Научиться находить в речи имена существительные в предложном падеже
-Сущ. в предложном падеже отвечают на вопросы: о ком?
о чем?)
Работа с учебником.
(Повест,невоск..,простое, распр.)
П.п. (думаю ) о ком ? о чем?
о, об, в, на .при
-Предложный падеж всегда употребляется с предлогами.
- П. п 1скл 2 скл 3 скл
лиса, окно, степь
о лисе, об окне, о степи
-Научиться правильно писать
окончания имен сущ . в П. п
На земле- 1скл. .П.п,
в берлоге- 1 скл. П. п.,
в дупле 2 скл. П. п,
под берёзой ( 1 скл Т.п),
в серебре-(2 скл П.п),
в постели ( 3 скл. П. п)
в трубе( 1 скл П. п)
-при, о, об, на, в, во
- Имена существительные в предложном падеже не могут употребляться без предлогов
-1 скл- е, 2скл- е, 3 скл- и
Дети показывают разные линейки(красная-, зеленая +)
У сущ. с окончанием Е- надо сесть за парту , с И – встать.
Блестела на траве (1 скл П.п)
проехать по улице (1скл. Д.п)
выбрались из чащи ( 1 скл Р.п)
думал о маме (1 скл П.п)
рассказ о подвиге ( 2 скл . П.п)
был на площади ( 3 скл, П.п)
1 скл-е, 2скл- е, 3 скл- и
Дети показывают разные линейки( красная-, зеленая +)
На экране проекцируется запись столбиков
Проверка по Mimeo View
2 учеников.
-Имена существительные в предложном падеже не могут употребляться без предлогов
-1 скл, 2скл- е, 3 скл- и
-Синквейн
Падеж
Предложный , сложный
Отвечает, употребляется,
используется
Учусь определять падежные окончания в П.п.
Личностные УУД:
умение воспринимать задание; сравнивать,
оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата
Познавательные УУД: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют
ЛичностныеУУД: развитие познавательных интересов
Познавательные УУД: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют.
Познавательные УУД:
формулирование темы урока,
цели урока.
Личностные УУД: проявление интереса к новому материалу,
развитие навыков сотрудничества
Коммуникативные УУД : соблюдают простейшие нормы этикета, слушают собеседника
Коммуникативные УУД:
развиваем умение слушать и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
умение воспринимать задание, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результ
Познавательые УУД: научатся извлекать необходимую информацию
Коммуникативные УУД:
развиваем умение слушать и понимать партнёра по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
Коммуникативные УУД: умение работать в паре, учитывать разные мнения
Предметные УУД: понимание предметного содержания знания; умение применять знания
Регулятивные УУД: контролируют и оценивают свою деятельность, осознают качество и уровень усвоения знаний
Предметные УУД: умение применять знания, анализировать
Регулятивные УУД:
умение воспринимать задание, оценивать результат своей деятельности