Статья Конспект урока. Автор: Петрова Татьяна Александровна

Автор: Петрова Татьяна Александровна

Тема урока:

«Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже»

Цель урока: 

 формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа(вопросы, предлоги, роль в предложении)

 

Задачи урока:

 

-образовательная:  познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже,  умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных;

-развивающая:      развивать познавательную активность  обучающихся, внимание,  логическое  мышление, речь,  умение  рассуждать;

-воспитывающая:  способствовать воспитанию у учащихся любви к родному языку, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой, толерантного  отношения  друг к другу,  умение слушать и высказывать свою точку зрения, уважение к мнению  других,  аккуратности  при работе в тетрадях.

 

 

 Ресурсы    

основные:  учебник  «Русский язык» 4 класс автор  В. П. Канакина, В.Г. Горецкий , тетрадь,   презентация,

дополнительные: компьютер, мультимедийный  проектор, презентация, Mimeo View

 


Автор: Петрова Татьяна Александровна

Петрова Татьяна Александровна

Предмет: русский язык

Класс: 4 «Б»

Тип урока: объяснение нового материала.

Тема урока:

«Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже»

 

Цель урока

формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа

(вопросы, предлоги, роль в предложении)

 

Задачи урока:

 

 

-образовательная: познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже,

умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных;

-развивающая: развивать познавательную активность обучающихся, внимание, логическое мышление, речь,

умение рассуждать;

-воспитывающая: способствовать воспитанию у учащихся любви к родному языку, совершенствовать устную и

письменную речь, делать ее более точной и богатой, толерантного отношения друг к другу,

умение слушать и высказывать свою точку зрения, уважение к мнению других, аккуратности

при работе в тетрадях.

 

УУД

Личностные УУД: принимать и осваивать социальную роль, стремиться развивать навыки сотрудничества со

сверстниками, проявлять самостоятельность, личную ответственность, способность к

самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные  УУД: уметь формулировать цель на уроке, самостоятельно определять учебную задачу; высказывать

своё предположение, способность планировать свою деятельность по решению учебной задачи,

проводить самоконтроль, оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные УУД: ориентироваться в информационном материале, ставить и формулировать проблемы,

самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;  устанавливать

причинно-следственные связи; анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД: уметь работать в паре, договариваться в совместной работе, слушать и понимать

собеседника, сотрудничать, адекватно оценивать поведение окружающих.

 

 

Планируемые результаты:

 

 

Предметные: узнать особенности предложного падежа, рассмотреть окончания имен существительных в

предложном падеже, группировать имена существительные в зависимости от их принадлежности к

определенному роду.

Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, определять цели учебной деятельности

отвечать на вопросы, оценивают свои достижения на уроке, самостоятельно, вести поиск средств её

осуществления, выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение.

 

Ресурсы   

 

основные:  учебник  «Русский язык» 4 класс автор В. П. Канакина, В.Г. Горецкий , тетрадь, презентация,

дополнительные: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, Mimeo View

 

 

Формы и методы

работы на уроке:

Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический.

Формы: самостоятельная работа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, парная работа с печатным материалом, работа с учебником.

 

Технологии:

информационные, личностно-ориентированные, объяснительно-иллюстративные, проблемное обучение, развивающее обучение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Организационный

момент.

(1минута)

 

Приветствие учащихся.

Подготовка класса к работе.

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

 

У: Зачем нужна грамматика?

 

 

У: Начинаем урок русского языка

Слайд 1

Учащиеся проверяют индивидуальные учебные принадлежности.

 

 

 

Д: Чтобы грамотно писать.

Чтобы грубые ошибки

В письме не допускать

 

 

 

Личностные УУД:

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха и доверия

 

 

II . Актуализация

знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Создание проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка

учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Изучение нового

материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

VI. Первичное

закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Закрепление

пройденного

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX.Самостоятельная работа

(7 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X. Итог урока.

( 1 минута)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XI. Домашнее задание

( 1 минута)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XII. Рефлексия учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

У: Предлагаю вам 1 задание. Найдите на каждой строчке лишнее слово и вставьте пропущенные буквы.

( у доски работает 1 ученик)

-агр…ном, инж…нер , ш..фёр

-тр..пинка, к…вёр, в..лна

 

 

- мыш.., полноч…, лещ…

 

- проруб..ь, бро…, голу…

 

-Проверьте.

-Кто не согласен? Оцените ответ

 

- Какой частью речи являются данные слова?

-Что такое существительное?

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

У:- Обратите внимание на следующий слайд. Найдите ошибку

 

Слайд 3 - проверка

 

 

У:Откройте тетрадь, запишите дату и вид работы.

Слайд 4

-Определите склонение и падеж существительных.
1дти по тропинке

2коло изгороди
3амела снегом
4оздравить друга  

 

Слайд 5

У: Проверьте по ключу

 

На листе достижений оцените свою работу

У: -Посмотрите какого падежа нет?

- Сформулируем тему урока.

Слайд 6

- Какую цель поставим на сегоднешний урок?

 

 

- Вспомним, что мы уже знаем о предложном падеже.

Слайд 7

Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.

-Расскажите по плану:

1.Название падежа. 
2.Вспомогательное слово. 
3.Вопросы падежа. 
4.Предлоги падежа. 
5.Член предложения

-Давайте проверим, правы ли мы с вами (чтение правила на странице)

Запишем предложение

Дети поют песню о Родине.

Разберите предложение по членам предложения

 

Откройте учебник на стр 121, прочитайте сведенияо о П. п

У: Запишем в тетрадь

 

 

- На что еще нам надо обратить внимание?

 

 

 

 

 

 

 

-Какую цель поставим на сегоднешний урок?

 

 

-А хотите узнать почему предложный падеж получил такое название?

В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться(думать) о ком-то, предлагал помощь всем. Затем его назвали местным, т. к.П.п. указывал на место действия( плавал в море, учился в школе, играл во дворе

Выполним упражнение 228

( у доски )

 

 

 

 

Вывод: С какими предлогами употребляется предложный падеж?

 

-Почему предложный падеж так называется?

 

-Какие окончания имеет П. п?

Оцените ответы ваших товарищей

 

У:Мы заданья выполняли и немножечко устали.

Слайд 8

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. «Будь внимательным!

1скл П. п-Е 2 скл. П п- Е

3 скл- П.п- И, 1 скл.-Р п. И, 3 скл.- Рп-И, 3 скл -Дп-И, 3 скл- П. п. –И,

1 скл- П.п-Е

Молодцы!

Работа в парах

Блестела на траве

проехать по улице

выбрались из чащи

думал о маме

рассказ о подвиге

был на площади

- Какие окончания у сущ. в П.п.

1 скл? 3 скл? 2скл?

Слайд 9

- Проверьте ключи:

П.п Дп, Рп, Пп, Пп, Пп

Оцените ваши ответы.

Слайд 9

Я предлагаю вам тест

Если сущ. в П.п , вы обводите букву в колонке да,если сущ не П. п-. обводите букву в колонке нет

 

 

Оцените свою работу.

 

 

Цель: Формирование умений соотносить цель и результат.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Какую цель ставили в начале урока?

Какое открытие вы сегодня сделали?

 

 

 

 

-Синквейн

 

 

 

 

 

 

Молодцы!

 

 

Чтение задания домашнего упражнения стр 122. упр 230

- Прочитайте задание.

-Какие вопросы по дом. упр?

 

 

 

- Если тема урока «Правописание окончаний существительных в предложном падеже» для вас не понятна, испытываете трудности, остались вопросы – то поднимите красную линейку.

Если все понятно -то поднимите зелёную линейку.

Выставление оценок.

Зачем нужна грамматика?

Чтобы грамотно писать.

Чтобы грубые ошибки

В письме не допускать

Чтоб с детства знали дети

И каждый ученик,

Что лучше всех на свете

Его родной язык!

Урок окончен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

- инженер

(непроверяемые гласные)

- ковёр –м

( с проверяемой безударной гласной

-лещ- м

(ь знак после шипящих)

-голубь

(3 склонение имен сущ)

 

 

-Дети показывают разные линейки( красная-, зеленая +)

 

 

-Именем существительным.

- Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.

-сущ. бывают 1, 2, 3скл.

-одушевлен., неодушевленные

-собственные, нарицательные

- изменяется по числам и падежам

 

 

 

 

 

 

 

 

13 декабря

Классная работа

 

 

 

 

идти по тропинке ( 1скл Д.п)

около изгороди( 3 скл.Р.п)
замела снегом (2 скл. Т.п)
поздравить друга  ( 2 скл. В.п)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Предложного падежа

 

 

-П.п имен существительных

 

 

 

аучиться находить в речи имена существительные в предложном падеже

 

 

 

 

 

-Сущ. в предложном падеже отвечают на вопросы: о ком?

о чем?) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником.

 

 

(Повестевоск..,простое, распр.)

 

 

 

 

П.п. (думаю ) о ком ? о чем?

о, об, в, на .при

 

-Предложный падеж всегда употребляется с предлогами.

 

 

- П. п 1скл 2 скл 3 скл

лиса, окно, степь

о лисе, об окне, о степи

 

-Научиться правильно писать

окончания имен сущ . в П. п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На земле- 1скл. .П.п,

в берлоге- 1 скл. П. п.,

в дупле 2 скл. П. п,

под берёзой ( 1 скл Т.п),

в серебре-(2 скл П.п),

в постели ( 3 скл. П. п)

в трубе( 1 скл П. п)

 

 

-при, о, об, на, в, во

 

 

- Имена существительные в предложном падеже не могут употребляться без предлогов

 

 

-1 скл- е, 2скл- е, 3 скл- и

 

Дети показывают разные линейки(красная-, зеленая +)

 

 

 

 

 

У сущ. с окончанием Е- надо сесть за парту , с И – встать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блестела на траве (1 скл П.п)

проехать по улице (1скл. Д.п)

выбрались из чащи ( 1 скл Р.п)

думал о маме (1 скл П.п)

рассказ о подвиге ( 2 скл . П.п)

был на площади ( 3 скл, П.п)

 

 

 

1 скл, 2скл- е, 3 скл- и

 

 

 

 

 

 

 

Дети показывают разные линейки( красная-, зеленая +)

 

 

 

 

 

 

На экране проекцируется запись столбиков

 

 

Проверка по Mimeo View

2 учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Имена существительные в предложном падеже не могут употребляться без предлогов

 

-1 скл, 2скл- е, 3 скл- и

 

-Синквейн

Падеж

Предложный , сложный

Отвечает, употребляется,

используется

Учусь определять падежные окончания в П.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

умение воспринимать задание; сравнивать,

оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛичностныеУУД: развитие познавательных интересов

 

Познавательные УУД: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

формулирование темы урока,

цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: проявление интереса к новому материалу,

развитие навыков сотрудничества

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД : соблюдают простейшие нормы этикета, слушают собеседника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

развиваем умение слушать и обосновывать свою точку зрения.

 

 

 

Регулятивные УУД:

умение воспринимать задание, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результ

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательые УУД: научатся извлекать необходимую информацию

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

развиваем умение слушать и понимать партнёра по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

 

 

Коммуникативные УУД: умение работать в паре, учитывать разные мнения

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные УУД: понимание предметного содержания знания; умение применять знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: контролируют и оценивают свою деятельность, осознают качество и уровень усвоения знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные УУД: умение применять знания, анализировать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

умение воспринимать задание, оценивать результат своей деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x