Статья Конспект урока. Автор: Трикуля Елена Владимировна

Автор: Трикуля Елена Владимировна

Открытый урок «Работа над произведениями малой формы на примере Танца Э.Дженкинсона»


Автор: Трикуля Елена Владимировна

Открытый урок

«Работа над произведениями малой формы

на примере Танца Э.Дженкинсона»

 

Исполнитель: преподаватель по классу скрипки

МБУ ДО «Кочетовская детская школа искусств г.Мичуринска»

Трикуля Е.В.

 

Цель: Сформировать способность у учащихся создавать музыкальный образ, используя технические приемы исполнения.


Задачи:
1. Выявить особенности характера музыкального произведения, замысел композитора.
2. Выбрать приём, необходимый для передачи характера произведения.

3. Применить выбранный технический прием.

4. Расширить музыкальный кругозор ученицы

5. Развить образное мышление

 

Оснащение урока: скрипка, фортепиано, пюпитр, нотный материал, ноутбук.

 

План:

I. Вводная часть. Этапы работы над малой формой.

II. Основная часть урока:

1. Краткий рассказ о композиторе

2. Анализ произведения

3. Прослушивание сопровождения

4. Работа над штрихом

5. Работа над динамическими оттенками

6. Проигрывание произведения целиком

III. Заключительная часть. Рефлексия

 

Библиографический список:

Григорьев В.Ю.

Методика обучения игре на скрипке. М., «Классика

XXI

век», 2006

Хрестоматия для скрипки. Сост.

Ю.Уткин

, М., «Музыка», 1991

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

Тема

нашего урока

«Работа над произведениями малой формы на примере Танца

Э.Дженкинсона

»

 

Урок будет проведён с ученицей 4 класса Павловской Яной.

Несмотря на многообразие произведений, работа над ними основывается на общих принципах. Весь процесс работы можно разделить на три этапа, которые в практике тесно связаны между собой:

З

накомство с произведением (разбор);

О

своение выразительных средств;

Р

абота над художественным содержанием произведения.

Все эти этапы работы рассмотрим в работе над пьесой Э.Дженкинсона «Танец»

 

Английский композитор и скрипач Эзра Дженкинсон родился в 1872 в городе Тодмордене (западный Йоркшир). Об этом человеке сохранились очень скудные данные. Согласно некоторым сведениям, в юности он, воспользовавшись грантом местного мецената, получал музыкальное образование в Лейпциге. Через 7 лет Дженкинсон вернулся из Германии в свой родной город и жил тихой затворнической жизнью. Умер он в 1947 году, в возрасте 75 лет.

Известно совсем небольшое количество его произведений, но самая известная работа – это, конечно, «Танец Эльфов», которое дано в Хрестоматии педагогического репертуара 3-4 класс под названием «Танец».

 

Вопрос: Кто такие эльфы?

Ответ: Эльфы это маленькие волшебные человечки.

- Правильно. Я недаром упомянула Западный Йоркшир. Его население начиналось в незапамятные времена с кельтских племён, и именно в их мифологии встречались такие волшебные существа, как гномы, гоблины, тролли, эльфы. Именно Западный Йоркшир считается местом, в котором обитали эльфы. Наверно, поэтому Эзре Дженкинсону была близка эта тема.

Вопрос: Где, в каких сказках, мультиках мы их встречаем.

Ответ: «Властелин колец»

 

- «Властелин колец» Джона Толкина – самое известное произведение о волшебных существах, одно из классических произведений в стиле фэнтези.

Но мы сейчас давай вспомним мультик про Дюймовочку, там, в конце приключений Ласточка приносит девочку на красивый цветок и оказывается, что здесь живут Эльфы. Маленькие человечки сразу дарят крылышки Дюймовочке и принимают её в свою дружную семью.

Вопрос: Так какими ты представляешь себе эльфов?

Ответ: Маленькие человечки с прозрачными крылышками, которые легко порхают с цветка на цветок.

 

Вопрос: Мы уже знакомы с этим произведением. Скажи, что ты представляешь себе, когда слушаешь его или играешь.

Ответ: Праздник…

 

Средняя часть носит тревожный, беспокойный характер, который ей придают хроматические движения.

Вопрос: Что ты себе представляешь?

Ответ: Начинается гроза – ветер, гром, молния, дождь… Маленькие эльфы мечутся в поисках укрытия…

 

- Да, правильно.

А потом мы слышим фанфары, которые возвещают о том, что непогода закончилась и праздник можно продолжить.

 

Начинается реприза, третья часть.

Вопрос: Чем заканчивается это произведение?

Ответ: Наступает вечер и эльфы разлетаются по своим домикам-цветам.

 

- Вот такая яркая образная пьеса.

Я нашла очень, на мой взгляд, удачную фонограмму этого произведения у Романа Чубича, которую мы сейчас прослушаем. Она как раз ярко передаёт музыкальными красками всё, о чём мы сейчас рассказывали.

 

Прослушивание фонограммы

 

- Вот такой и должна быть эта пьеса: лёгкой и воздушной, как маленькие эльфы.

 

Давай сделаем небольшой анализ.

Яна: Пьеса имеет 3-х частную форму, тональность ля минор, темп престиссимо (очень быстро).

- Все правильно. В тексте темп обозначен как Prestissimo и штрих sautiller (сотийе). Сотийе (от французского sautiller - подпрыгивать). Владимир Юрьевич Григорьев (профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения) характеризует его, как «…лёгкий, виртуозный штрих, возникающий при резком ускорении деташе, уменьшении количества смычка и силы его прижатия к струне». Он говорит о том, что в нём используются упругие свойства трости смычка и струны, а также «…автоматизированное движение кисти. Сотийе исполняется в середине смычка близко к центру его тяжести (или чуть выше)», т.к. в нижней части трих теряет свою лёгкость и отскакивающий характер.

Для того, чтобы получился хороший качественный штрих необходимо упорно и терпеливо трудиться. Мы работаем над ним уже достаточно давно, но так до конца его ещё не освоили, мы продолжаем работать в этом направлении. Яна учится на скрипке 4-й год без подготовки. Во 2 классе мы знакомились с дубль штрихом на пьесе Д.Кабалевского «Пионерское звено», в 3 – на «Непрерывном движении» П.Шольца и «Вперегонки» А.Комаровского.

Итак, давай определим центр тяжести нашего смычка.

 

Работа над штрихом. I часть.

 

Средняя часть на легато. Фразеровка. Работая над фразировкой, особое внимание необходимо уделить распределению смычка.

 

Проигрывание пьесы целиком.

 

Вопросы:

а) скажи, какие трудности у тебя возникли?

б) как считаешь, ты достигла цели, произведение зазвучало интереснее?

в) ты довольна результатом?

 

- Я рада, что ты слышишь свое исполнение и можешь сказать, что у тебя получилось, а что нет. Я попрошу тебя дома проработать ещё раз сложные места, поработать над штрихом с учетом моих замечаний.

 

Вывод: На уроке удалось добиться более осмысленного и внятного исполнения текста с учётом образного содержания пьесы.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x