Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект внеклассного мероприятия " Моя малая Родина-Бурятия" | Строгонова Туяна Тумуновна. Работа №306036

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Внеклассное мероприятие: «Тоонто нютаг. Моя малая Родина»

Передвижная выставка.

Цель и задачи.

 Цель:

-Формирование чувства ответственности за сохранение исторической культуры края, гордости за свою школу, своё Отечество, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

-Изучение истории родного края, народа традиций, обычаев своих предков, людей прошлых поколений, содействие в повышении образованности школьников, расширении их кругозора.

Задачи:

-Воспитывать чувство патриотизма - такого "социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины".

-Сохранить для молодого поколения, потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность.

-Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс.

-Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох.

-Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины.

-Способствовать формированию духовных ценностей.

 

Внеклассное мероприятие: «Тоонто нютаг. Моя малая Родина»

Передвижная выставка.

Цель и задачи.

 Цель:

-Формирование чувства ответственности за сохранение исторической культуры края, гордости за свою школу, своё Отечество, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

-Изучение истории родного края, народа традиций, обычаев своих предков, людей прошлых поколений, содействие в повышении образованности школьников, расширении их кругозора.

Задачи:

-Воспитывать чувство патриотизма - такого "социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины".

-Сохранить для молодого поколения, потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность.

-Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс.

-Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох.

-Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины.

-Способствовать формированию духовных ценностей.

 

Ход урока:

Эпиграф:

Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем.

 

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы посмотрим выставку «Тоонто нютаг. Моя малая родина.» Звучит песня «Тоонто нютаг».

Гобелен - это удивительное произведение искусства. Можно сказать, что гобелен - это плетено-тканая картина. Гобелены из конского волоса - это древнее искусство, способное символическим языком выразить самые разные идеи (их делали ещё в Древнем Египте).

Гобелен любит намеки и недосказанность, создавая в помещении атмосферу таинственности, комфорта и уюта. Гобелен - штучная вещь, обладающая своим характером, мастер, соткавший его, вложил частицу своего мира, каждая ниточка подчинена общему замыслу. В руках мастера волосы как бы оживают второй раз, приобретая одушевленность творческого замысла. На изготовление одного, даже небольшого гобелена необходимо остричь несколько десятков лошадей.Гобелены как вид искусства стали ткать в Бурятии со второй половины 70-х годов. Основоположником этого вида творчества стала Светлана Ринчинова. Заслуга Светланы Петровны состоит во внедрении в область художественного творчества совершенно нового направления, не существовавшего прежде в декоративно-прикладном искусстве в Республике Бурятия и в Российской Федерации. Государственным комитетом по изобретениям и открытиям основательнице бурятской школы гобелена выданы соответствующие патенты. Она создала бурятскую школу гобелена. Её ученицы-последовательницы Римма Доржиева, Баярма Домбиева, Татьяна Дашиева, Нина Эрдынеева успешно работают в гобелене, обучили мастерству многих учеников. Под руководством С.П. Ринчиновой в 1982 г. был создан крупномасштабный волосяной занавес для Бурятского государственного академического театра драмы группой обученных ею женщин. Этот гобелен площадью 100 кв. метров и около тонны веса великолепно украшает авансцену.

В центре картины юрта. Юрта представляет собой переносное жилище, широко распространенное у монгольских, сибирских и азиатских кочевников. У бурятов вход в юрту всегда находится на юге. Северная сторона считается особенной и важной - там находится алтарь. В северной стороне принимают и почетных гостей. Центр юрты занят очагом.

Внутри юрта поделена на две стороны.Восточная сторона является женской, а западная - мужской. Постель хозяев располагается в мужской стороне, ближе к выходу. Эта часть юрты украшена оружием мужчины, талисманами. В восточной стороне жилища находится постель хозяйской дочери. Ближе к двери обычно ставят шкаф с посудой и ступу для взбивания кумыса, которая считается символом достатка. Эта часть юрты считается гостевой. Здесь также проводят ритуал похорон хозяина жилища.

Так же на гобелене мы видим ласточку. Издревле у бурят считалось если ласточка свила гнездо под крышей жилища – благой знак, сулящий хозяевам счастливые времена и достаток. Хозяева юрты не передвигаясь дальше, оставались жить на одном месте, пока из гнезда не вылетит птенчик.

Мирно пасется лошадь рядом с юртой. Для степняка-бурята конь лучший друг.

Конь всегда был рядом с бурятом. Он не только спасал всадника во время перекочевок и вооруженных стычек, но и давал мясо, кумыс. Конский волос шел на изготовление веревок, из кожи шили обувь, из сухожилий сучили прочные нити. Все лошади, говорят буряты, - чисты. Конь был главным жертвенным животным на шаманских тайлаганах. Над дверью юрты вешали подкову на счастье, конский волос обладал магической силой отгонять злых духов. Много песен-магтаалов буряты посвятили коню.

 

 

2.Картина «Багуульник».

Стихи Галины Раднаевой:
Ты знаешь, как пахнет багульник?
А мне отвечают:
— Чудак!
Байкальский багульник лиловый,
Да он и не пахнет никак.
— А эти цветы, на которых
заката июньского цвет?
А мне отвечают сердито:
— Да нет у них запаха, нет!

— Да ты наклонись на досуге
Над этим горячим цветком —
Он пахнет весною и детством,
Отчизной, что там за Хилком...

Действительно багульник пахнет нашей малой родиной,Бурятией.

Цветение багульника по красоте подобно цветению сакуры в Японии. Особенно, если учесть, что кустарник с такими нежно-розовыми цветами распускается в начале довольно-таки холодной забайкальской весны. 
Этот нежный цветок – гордость нашей Бурятии. Чтобы полюбоваться этим чудом, не надо ехать далеко в лес, его можно встретить даже на окраине города. Его лепестки нежные, как шёлк. Цветы небольшие, но на веточке кустарника их очень много. И когда он зацветёт, то покрывается розовым, слегка лиловым облаком. Проезжая в мае мимо сопок, нельзя не заметить это чудо.

Буддийская статуэтка рядом с вазой не случайна.

Буддизм является одной из самых древних религий мира

В Бурятии находится центр буддизма России. Во всех районах существуют дацаны - буддийские монастыри. Самые известные дацаны - Иволгинский (центр буддизма в России), Тамчинский (один из самых старинных) и Ацагатский. Основные принципы Буддизма творить добро и способствовать добру, предотвращать и пресекать зло.

3.Картина «Сирота-верблюжонок».

В центре картины изображен белый верблюжонок-сирота. Все вокруг ему напоминает маму :холмы, облака. Автор поднимает тему переполненных детских домов. Издревле у бурят не было детей сирот. Если родители погибали, родственники брали и воспитывали их .

4.Картина «Байкал».

Испокон веков на берегах Байкала селились древние люди, но только в культуре бурят-монгольских племен родилось настоящее поклонение озеру. Даже современные буряты-горожане считают озеро своей колыбелью, священным, живым и верят в его необыкновенную силу и способность влиять на судьбы людей. Откуда же появилась у них такая вера?

Буряты действительно считают, что Байкал – их божественный предок. Например буряты-эхириты по древним легендам являются непосредственными потомками озера. Их великий предок Эхирит был рожден от самца огромной рыбы-налима и береговой щели озера, которую тот, очевидно, оплодотворил своими молоками. Другие племена связывают свое происхождение с местностью вокруг Байкала, они называют эту землю Баргуджин-Токум и считают её колыбелью бурятского народа. Основатель рода булагатских бурят Булагат по легенде был рожден от шаманки Айсухан и Нойона Буха – могучего божества, принимающего вид быка и обитающего на гольцах Восточных Саян. Хоринские буряты связывают свое происхождение с лебедями, обитающими на берегах озера. Согласно легенде, основатель хоринцев Хоредой увидел на берегу, как три лебедя (хун-шубун) сбросили с себя перья, и оказавшись прекрасными девушками, начали плескаться в воде Байкала. Богатырь спрятал «одежду» одной из них и упросил девушку выйти за него замуж. Жена-лебедь родила Хоредою 11 сыновей, а состарившись, нашла свою «одежду», обернулись птицей и вылетела в дымоход юрты. С той поры хорницы при почитании предков всегда «брызгают» молоком вверх – в честь тотемного предка, и каждый год отмечают прилет лебедей на берега озера. Буряты, живущие на острове Ольхон, считают, что они произошли от ольхонских орлов – от птицы, которую почитают.

 

Бурятский народ – первооткрыватель Байкала

Одна из легенд, в которой, возможно, нашло отображение открытие озера, говорит о некоем человеке-страннике, который помог людям, потерявшим дом, обрести новое место для стойбищ. Он вырвал из груди собственное сердце, чтобы прожечь им горы, освободить из-под них воду и указать путь. Освобожденная из-под камня вода образовала Байкал, на берегах которого и поселились спасенные племена. На самом деле буряты живут в Прибайкалье и Забайкалье так давно, что даже ученые не могут ответить на вопрос, когда же они здесь появились. Известно, что племена, оставившие после себя захоронения «культуры плиточных могил», которые ученые считают древнемногольскими, жили здесь уже во II тысячелетии до н.э.

Именно с озером и с его берегами бурятские шаманы связывают священные места. «Сердцем» Байкала считают Ольхон, на котором нет ядовитых змей, медведей, клещей, комаров и крыс. Также на нем не бывает дождей. Именно сюда опустился с небес посланец богов Хан Хото-Бабай. Здесь в образе орла-беркута до сих пор живет его сын шаман Хан Хубуу-Нойон. Поэтому на острове много сакральных мест, куда шаманы съезжаются камлать и поклоняться озеру. Это и мыс Бурхан, и северная оконечность острова мыс Хобой, и гора Ижемей, у подножия которой по сказаниям бурят прикован цепью чудовищный медведь. В Приольхонье на берегу Байкала находится священная для бурят гора Ёхе Ёрдой. Она служит символом Дерева мира. Все бурятские роды приезжают к ней справлять священный праздник тайлган в честь духов неба, земли и воды. Около священной скалы Аяя шаманы устраивали свои ритуалы: 6 дней и 6 ночей длились обрядовые танцы вокруг самой горы. Не менее священным был и противоположный берег Байкала. Там располагается священная гора Бурхан-Уула, восхождение на которую якобы соединяет человека с небом. Здесь находится священная гора Баин-Хан, а в устье Селенги – знаменитая Омулёвая Гора, еще одно священное место шаманистов. С Байкалом связывают буряты и легенды о Чингиз-хане. Якобы его войско доходило вплоть до мыса Кобылья Голова на Ольхоне и оставило там огромный котел с черепом коня внутри. Впрочем, с Чингиз-ханом связывают и Тункинскую долину на юго-востоке озера. Буряты верят, что Великий хан был там, а его войско проходило по дороге вдоль реки Иркут. Впрочем, надо признать, что ради туристов местные гиды часто придумывают все новые и новые легенды, которые совершенно естественно вплетаются в старые верования шаманистов.

Итог: – Наш урок подошёл к концу.
Бурятия, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×