Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе "В гости к гномам" | Ионинская Ирина Владимировна. Работа №235054
Автор: Ионинская Ирина Владимировна
Занятие по ФЭМП в подготовительной группе "В гости к гномам"
Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе
«В гости к гномам»
Программное содержание
Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших
числа.
Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20.
Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Систематизировать знания детей о временных представлениях и их последовательности (времена года, количество месяцев, неделя).
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9, картинки с изображением 7 гномов в одежде одного цвета с одной стороны и другого цвета с обратной стороны, полоска бумаги (коврик), мера (бумажная полоска), цветные мелки, мяч.
Раздаточный материал. Круги одного цвета (по 9 шт. для каждого ребенка), силуэт корзины (по 2 шт. для каждого ребенка), полоски бумаги (коврики), меры (бумажные полоски), фишки, наборы счетных палочек, резинки (по 2 шт. для каждого ребенка), лист бумаги в крупную клетку, цветные карандаши (фломастеры), простые карандаши.
Методические указания
Ход замятия
Дети заходят в музыкальный зал, стоят полукругом. Воспитатель обращает внимание детей на гостей, которые пришли на занятие.
В: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поприветствуем их.
« Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!», друзья
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется
С нами добрый день начнется.
- ЗДРАВСТВУЙТЕ!»
В: «Ребята, давайте пройдем к нашим коврикам и сядем в круг» Дети говорят друг другу приветствие
«Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
В: Ребята, давайте поиграем. Я вам бросаю мячик и задаю вопрос, вы отвечаете и кидаете его обратно мне.
- «Какое сейчас время года?» (Зима). «Сколько всего времен года? Назовите» (4 времени года, зима, весна, лето, осень)
- «Сколько месяцев у зимы? Назовите зимние месяцы. Какой сейчас месяц? Какой он по счету у зимы. » (Всего у зимы 3 месяца. Декабрь, январь, февраль. Сейчас январь, он второй месяц у зимы).
- «Сколько дней в неделе? Сколько рабочих дней, ( выходных)? Назовите дни недели. Какой по счету понедельник, вторник и тд?» (В неделе 7 дней. 5 рабочих и 2 выходных. Пн, вт, ср, чт, пт, сб, вс. Понедельник по счету первый, вт – 2 и тд.)
В: «Ребята, я совсем забыла. Сегодня утром, когда пришла на работу, то обнаружила на столе вот эту шкатулку, давайте ее откроем. Здесь какая-то записка».
Воспитатель открывает и читает:
«Здравствуйте, мои дорогие друзья. Обращаюсь к вам с большой просьбой немного мне помочь. Видите ли, сейчас я занята, и за гномами некому приглядеть, а у них много работы. И очень прошу вас, помочь гномам справится со всеми делами. Список всех дел вы сможете найти у гномов, после того как вы с ними поиграете. Заранее вам благодарна ваша Белоснежка»
В: Какое-то странное письмо, но ведь гномам надо как-то помочь, тем более об этом просит Белоснежка. А как же нам попасть к гномам, ведь они живут в сказке, а мы в реальном мире? (Ответы детей)
В: Подождите, здесь еще что-то написано. Читает: «Ребята, чтобы попасть к гномам, нужно произнести заклинание, вот оно».
«Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть – не упасть
То в страну веселых гномов
Можно сразу же попасть»
(Дети повторяют заклинание, кружатся вокруг себя и оказываются в гостях у гномов)
Подходят к доске на которой картинки с гномами.
I часть. Игровая ситуация «Поиграй с гномами».
На доске картинки с изображением 7 гномов в одежде одного цвета.
В: Ребята посмотрите «Сколько всего гномов? Какого цвета у них одежда?» (Всего 7 гномов, в синей одежде) Затем говорит детям, что гномы хотят поиграть с ними. Воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза, а сам переворачивает последнего гнома, и он уже в одежде другого цвета.
Дети открывают глаза и отвечают на вопросы: «Сколько всего гномов? Сколько гномов, какого цвета? (7, Шесть гномов в синей одежде и один в цветной.) Сколько всего гномов? Как мы составили число семь?» (Шесть и один.)
Ребенок выставляет на доске карточки с цифрами 6 и 1. Таким же образом
рассматриваются остальные варианты образования числа 7 (5 и 2, 4 и 3, 3 и 4, 2 и 5, 1 и 6).
В: Ребята посмотрите, а вот и список всех дел для гномов. Ну что, начнем? Открывает первый лист
II часть.
Задание 1. «Орешки для белочки»
В: На улице зима, и гномы предлагают детям собрать орешки для белочки.
Дети отсчитывают 7 кругов одного цвета (орешки). Гномы просят подумать, как разложить орехи в 2 корзинки. Дети выполняют задание на раздаточном материале и рассказывают о возможных вариантах раскладывания числа 7 на два меньших числа.
В: Мы справились с заданием, давайте откроем второй лист. Чтобы нам его выполнить, нужно сделать физминутку.
Физкультминутка «Гном»
«Гномик ручки вверх поднял
Сел, привстал. Сел, привстал (руки вверх, при приседании вниз)
Вправо – влево повернулся (руки на поясе)
Раз нагнулся, два нагнулся (руки достают до пальцев ног)
Ручки, ножки потрясет (трясут руками, ногами)
И опять гулять пойдет (шагают)»
Задание 2. «Собери хворост»
В: На улице холодно и гномы предлагают вам помочь собрать хворост для камина.
Дети из счетных палочек составляют один десяток, связывают его резинкой и добавляют еще 5 счетных палочек. Воспитатель просит назвать число, которое обозначает данное количество палочек. (Получилось число 10, один десяток) Дети добавляют еще по одной счетной палочке, называют новое число и рассказывают, как оно получилось. (К 15 добавили 1, получилось 16. И так до 20). Воспитатель уточняет сколько палочек находится не связанных (10) и предлагает полученный десяток связать резинкой. Затем задает вопросы: «Сколько десятков у нас получилось? Какое число получилось?» (Получилось 2 десятка, число 20)
В: очень хорошо и с этим заданием мы справились, давайте откроем следующий лист.
Задание 3. «Измерь коврик»
Белоснежка подарила гномам коврики и просит детей измерить их.
У воспитателя на доске образец коврика (полоска бумаги) и образец-мера.
Воспитатель выясняет у детей: «Что надо сделать, чтобы узнать длину коврика? Чем мы будем измерять длину? (Мерой.) Как мы будем это делать?» (Уточняются правила измерения. Начинаем от начала листа, конец меры зажимаем пальчиком и ставим метку (черточку) карандашом)
Воспитатель измеряет коврик, сопровождая свои действия комментариями. Дети считают количество мер (без остатка). Воспитатель уточняет: «Сколько раз уложилась мера в длине коврика? Чему равна длина коврика?» (Длина коврика равна количеству мерки)
Дети измеряют длину своих ковриков, отмечая количество мер фишками и располагая их напротив каждой меры. После выполнения задания воспитатель спрашивает у детей: «Сколько у вас фишек? На что они указывают? Чему равна длина коврика?»
Задание 4. «Укрась коврик»
В: Ребята, а давайте украсим коврики для гномиков, какие-то они простые.
У детей листы бумаги в крупную клетку (коврики) и цветные карандаши (фломастеры). Воспитатель обращает внимание детей на доску, разлинованную в клетку, и спрашивает: «Что вы видите на доске?» ( на доске нарисованы линии, клеточки.)
Воспитатель цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: «Что образуют линии? (Клеточки.) Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов.) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек».
В: И с этим заданием мы справились, давайте откроем следующую страницу. Здесь что-то написано. Читает: « Но вот ребята, вы помогли гномам, справится со всеми делами. Я очень рада, что вы им помогли. За это я вам подскажу заклинание, с помощью которого вы попадете обратно в детский сад»
«Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть – не упасть
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть»
В: Вот мы и дома, в своей группе. Давайте вспомним, где мы побывали и что делали.
(Учились составлять число 7 из двух меньших чисел, составляли числа второго десятка, измеряли длину предметов с помощью условной меры, а также вспомнили времена года, названия месяцев, дни недели)