Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»

Автор: Чекушкина Наталья Александровна

 

Выездновский д/ сад №1

( с. Новый Усад)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе

Тема:

 «Золотая хохлома»

 

 

 

 

Воспитатель старшей

разновозрастной группы:

Чекушкина Н.А.

 

 

 

 

 

 

-Образовательные задачи:

познакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством- хохломской росписью, ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием.

-Изобразительные задачи:

учить детей составлять узор на готовой форме, располагать узор по всему изделию, рисовать узор в определенной последовательности с основными элементами росписи ( ягоды, листья, цветы, бутоны) с второстепенными элементами ( ведущая линия, травка,  тычки),и отводочной линией.

-Технические задачи:

закреплять способы рисования гуашью.

-Воспитательные задачи:

вызвать интерес детей к народному искусству, вызвать эмоциональное восприятие детьми предметов народного творчества.

-Материал:

детей миски, вырезанные из бумаги, краски гуашь, мягкие кисти.

-Предварительная работа:

повторение пословиц и поговорок о мастерах и мастерстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

1 часть

У детей на столах расставлены хохломские изделия

-Ребята, перед вами золотая хохлома, как вы думаете, почему эти изделия названы золотыми, ведь они сделаны из дерева?

Дети рассматривают предметы.

-Правильно, потому, что у одних предметов золотой фон, у других золотые узоры.

-А кто знает, почему эти красивые предметы называют хохломскими?

Послушайте рассказ про Хохлому и про одного замечательного мастера - Степана Павловича Веселова.

«В заволжских лесах, в селе Семине и во многих деревнях вокруг издавна процветает хохломской промысел по дереву. Свое название промысел получил от большого торгового села Хохлома, куда мастера свозили для продажи свой товар.

Традиции в изготовлении и росписи изделий передавали из поколения в поколение. «Я от отца, отец от деде, так у нас в Хохломе и велось», - рассказывает Веселов. Работать Степан Павлович начал рано. Уже семи лет заходил в красильню к отцу. «Труд свой полюбил я с раннего детства. Сижу, бывало на лавке около отца, смотрю как он работает. И как-то он спрашивает: «Что, Степашка, писать хочется? – Хочется, тятя, - отвечаю ему. Сделал он мне кисть из беличьих хвостов и краску дал. Напишет отец цветок, а я стараюсь лучше повторить. Когда выучился, стал помогать отцу. Приходят соседи, поглядят, да и скажут: «никак Степашка лучше отца стал писать! »

Уже много лет работает Веселов в артели хохломской росписи. Весь дом его украшен. На стенах панно с птицами. Дверь, ведущая в дом, и даже та с росписью. «Это- чтоб веселей было», - поясняет мастер.

Чаши, миски, шкатулки, вазы сначала вытачивают их дерева. Чтобы краска легла ровно и легко, долго сохраняла свою свежесть, надо поверхность загрунтовать. Делается это жидко разведенной в воде глиной. А когда грунт высохнет, обмакнет мастер клок пакли в льняное масло и натрет: чаша становится гладкой и

 

 

блестящей. Затем поставит ее в печь, и лишь высохнет – начнет покрывать олифой несколько раз. А затем чашу лудят. Куском овчины натирают порошком алюминия, и чаша становится серебристой. Вот как много работы надо проделать, чтобы подготовить изделие к росписи. Когда все готово, возьмет Степан Павлович «серебряную» чашу, поглядит на нее внимательно, прикинет в голове, как изложить на ней рисунок, чтобы роспись сочеталась с ее формой. Больше всего он любит рисовать кудрявую травку.

«Когда пишу, травка у меня всегда на первом месте. И в природе все растет из трав. Птичку из тех же травинок состоим. Эта размах крыльями сделала и весело смотрит. Другая встрепенулась, глядит - озирается». Когда роспись закончена, мастер ставит чаши в печь - калить. От жара серебряная посуда становится золотой. Вот так рождаются замечательные золотые чаши, миски и много другой посуды и изделий. Степан Павлович научил многих хохломскому искусству. Он с радостью делился своими знаниями с молодежью. Он говорил: «Учитесь у стариков да у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

-ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о таких замечательных мастерах, как Степан Павлович Веселов?

(«Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит», «Хорошая работа два века живет»)

-Давайте еще раз рассмотрим хохломские изделия. Какие можно выделить основные элементы узора?

(Ягоды, листья, цветы, бутоны);

-Назовите второстепенные элементы росписи?

( ведущая линия, травка, тычки).

-Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с годами, листьями и цветами. Травка занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожая на завитки с острыми кончиками. («Как осока под ветром»). В узорах встречаются изображения птиц, рыб. Край, украшенный прямой красной каймой.

 

 

-Обратите внимание, в хохломской росписи четыре главных цвета: красный, Черный желтый и зеленый, а золотой – это фон который получается при обжиге посуды, наш серебристый порошок  превращается в золотой..

-После небольшого перерыва мы будем учиться хохломской росписи.

 

2 часть

-Ребята, посмотрите какая у меня есть миска.

-Каким узором она украшена?

-Как вы узнали, что хохломским? (цвет; элементы, узор)

-Сегодня мы будем учиться украшать хохломским узором низкую миску. Рассмотрите на ней узор. Внизу и вверху нарисованы простые полоски - это кайма.

-Из чего состоит узор на миске? (из веток с ягодами, листиками, из завитков и травки) .

-Давайте рассмотрим ветку, как расположены на ветке ягоды и листики – по три, рядом, где расположены завитки и травка (вдоль всей веточки, назовите цвета, которыми нарисованы элементы узора на золотой миске (Черный, красный, желтый, зеленый)

-Посмотрите, в каком порядке следует рисовать элементы узора: вверху и внизу изделия рисуют кайму, затем снизу вверх слегка изогнутую ветку, на ней изображают ягоду и листья – по три, затем на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травку (узор должен получиться густым и занять много места на миске).

Еще раз задаем вопросы, чтобы закрепить представления последовательности изображения элементов узора (что сначала, что потом) .

Предлагаем приступить к работе.

В ходе рисования, когда дети нарисуют ягоды и листья предложить дорисовать оживку. Следить, чтобы завитки и травку рисовали кончиком кисти.

При анализе рисунков вместе с детьми отметить наиболее похожие на образец работы, на особенно тонкие элементы.

-Молодцы! У вас получились очень красивые хохломские миски! Может в будущем, кто-нибудь из вас придет на смену хохломским мастерам!

(Рассматривание работ ведется под веселую русскую народную музыку).

 

 

-В заключении послушайте стихотворение «Золотая Хохлома»

Как волшебница жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка, мастерица,

Золотая Хохлома!

И богата и красива,

Гостю рада от души,

Кубки, чаши и ковши!

И чего здесь только нет:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного цвета

И ромашки луговин.

Все вобрала словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древне-суздальской парчи.

 

 

 

 

 

 

 


Автор: Чекушкина Наталья Александровна
comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x