Статья Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Волшебный сундучок Деда Грамотея". Автор: Королева Ольга Николаевна

Автор: Королева Ольга Николаевна
Коспект занятия посвящен обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте.


Автор: Королева Ольга Николаевна

Конспект

занятия по подготовке к обучению грамоте

«Волшебный сундучок Деда Грамотея»

(для детей старшего дошкольного возраста)

 

Подготовила: воспитатель МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад № 1»

Королева О.Н.

 

Программные задачи:

-Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги разными способами.

- Развивать интонационную выразительность, фонематический слух, воображение, творческое мышление.

-Воспитывать усидчивость, дружеские взаимоотношения, взаимопонимание.

Предварительная работа: работа со звуками ( гласные, согласные – твёрдые и мягкие), деление слова на слоги - хлопками, подбородком, при помощи мяча; придумывание слов с определённым звуком.

Словарная работа: посылка, сундук, письмо, звук, слог.

Материалы и оборудование: посылка, конверт с письмом, карточка с изображением цветка мак,4 конверта с ключами, корзинка, предметы для игры в магазин, сундучок с угощениями, который открывается при помощи 4 ключей.

 

Ход занятия: (Стук в дверь)

 

Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

Воспитатель: Сундучок-то не простой! С замками! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети старшей группы! Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей.»

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? (Ответы детей)

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь - и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!

Задание №1.

Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?

Дети: Мак

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?

Дети: М-м-м...

Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м... Получается? А что нам мешает?

Дети: Губы

Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

Дети: М-аааа-к! Звук А

Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

Дети: А-а-а...

Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Дети: Гласный.

Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.

Игра «Ловишки» Воспитатель показывает (называет) детям звуки, дети ловят (хлопают) только гласные.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга!

Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание).

Артикуляционная гимнастика.

Улыбается ребёнок,

Хобот вытянул слонёнок.

Вот зевает бегемот

Широко открыв свой рот .

Задание №2.

Воспитатель: Вот и второе задание с ключом: это рассказ.

«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом - нет её подружек! Зина начала громко звать подруг:

Ма - ша!, Ма - ри - на!, Та -ня!, На - та - ша!, Ва - ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».

Вопросы к детям:

Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?

Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)

Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.

(Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).

Воспитатель: Молодцы, справились со вторым заданием. Вот, держите ключик! У нас уже два замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Физминутка:

Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,

Раз - нагнулся, Ключик так и не нашёл.

Два - нагнулся, Чтобы ключик нам достать,

Три - нагнулся. Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти третий ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

- А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Задание №3.

Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание - игра! Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.

-Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев...)

-Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака...) Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка...)

-Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время...)

-Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол...)

-Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек...)

(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» третий замок).

Воспитатель: А четвертый ключ будем искать вот где:

Что за чудо - кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них - сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Задание №4.

Воспитатель: Слушайте последнее, четвёртое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)

(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).

После выполнения задания дети получают четвёртый ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x