Статья Конспект занятия по внеурочной деятельности «Риторика». Автор: Вельдяскина Галина Николаевна

Автор: Вельдяскина Галина Николаевна
Цели:

1. Учим слушать, обращая внимание на содержание речи, на ту информацию, которая передаётся несловесными средствами выразительности устной речи:  мимикой, жестами, позой.

2. Показать учащимся, как важно научится внимательно слушать.

3. Работать над развитием  выразительной, эмоциональной речи.

4. Воспитывать любовь к  чтению,  музыке.

 

5. Воспитывать  толерантность.


Автор: Вельдяскина Галина Николаевна
Конспект занятия по внеурочной деятельности Риторика
Форма организации: исследовательская лаборатория.
Программа: Школа России
Класс: 2
Тема: Слушаем, как говорят.
Подготовила:
учитель начальных классов
МОУ Лямбирская СОШ № 2
Вельдяскина Галина Николаевна
2017 г.
Ход занятия:
Цели:
1. Учим слушать, обращая внимание на содержание речи, на ту информацию, которая передаётся несловесными средствами выразительности устной речи: мимикой, жестами, позой.
2. Показать учащимся, как важно научится внимательно слушать.
3. Работать над развитием выразительной, эмоциональной речи.
4. Воспитывать любовь к чтению, музыке.
5. Воспитывать толерантность.
Этапы занятия
Ход занятия
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3
(Дети стоят в кругу)
- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе стало легко и спокойно? Надо улыбнуться. Поделитесь улыбкой друг с другом.
- Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил, всем улыбку свою дарил!
-Ребята, поприветствуем наших гостей:
Скажем здравствуйте руками.
Скажем здравствуйте глазами.
Скажем здравствуйте мы ртом,
Станет радостно кругом.
Здравствуйте!!!
(Рассаживаются)
Беседа.
Вы уже много знаете о том, как правильно слушать. Расскажите о правилах слушания.
Внимательно смотри на говорящего.
● Не перебивай.
● Не кричи и не повышай голоса.
● Не размахивай руками во время разговора.
● Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
● Не разговаривай во время еды.
●Не вмешивайся в чужой разговор, не сказав простите, извините.
● Не держи руки в карманах, разговаривая с кем-либо.
-Покажите, что вы готовы внимательно слушать.
-Посмотрите, пожалуйста, фрагмент из киножурнала Ералаш. Попробуйте предположить, о чём разговаривают герои.
(Высказывают предположения)
- Проверим наши предположения. (Просмотр )
- Получилось у нас понять, о чём разговаривали ребята? (Нет)
- Почему? (Не слышны слова)
Слайд 1.
- Подумайте, какова будет тема нашего занятия?
(Слушаем, как говорят)
Слайд 2.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
3. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.
3 3 Слайд 3.
-На какие вопросы вы хотите получить ответ в ходе нашего занятия?
1. Зачем внимательно слушать говорящего?
2. На что обращать внимание, когда слушаем?
3. Людям каких профессий нужно уметь понимать состояние слушателя?
Слайд 4.
Речевая разминка.
Ра-ра-ра- начинается игра.
Ры-ры-ры-у мальчиков шары.
Ро-ро- ро- у нас новое ведро.
Ру-ру-ру- продолжаем мы игру.
*прочитать про себя;
*прочитать тихо;
*прочитать в быстром темпе;
*прочитать на одном дыхании;
-Ребята, что мы с вами произносили? Зачем?
- Подумайте и скажите, вы уже можете дать ответ на первый вопрос? (Зачем внимательно слушать говорящего? Чтобы лучше понять смысл сказанного)
Слайд 5
-Верно.
Задание 87.
- Определите, к какой сказке эта иллюстрация? Кто эту сказку написал? (Показ книги).
Эту замечательную сказку написал Алексей Николаевич Толстой.
Слайд 6
- Что вы уже знаете о жизни автора?
- Прочитайте отрывок из сказки Золотой ключик (про себя).
- Как говорят герои?
Давайте посмотрим, как наши ребята инсценировали этот отрывок и слушайте, как они говорят.
(Инсценирование)
-Получилось у ребят точно передать, как менялось настроение героев?
-Оцените актёрскую работу ребят. Объясните свою оценку.
- Что помогает понять состояние говорящего? (Тон, громкость, жесты, мимика, поза)
Работа в группах.
– Рассмотрим иллюстрации на с. 67. Узнали сказки и их героев? (Сказка о рыбаке и рыбке А.С. Пушкина, Царевна-лягушка, Новое платье короля Г.Х. Андерсена.)
Слайд 7.
По иллюстрациям уже можно догадаться о характерах героев, об их взаимоотношениях.
-Что помогает понять, о чём и как они говорят?
- Давайте поработаем в группах, попробуем оживить эти иллюстрации.
Выберите в своей группе режиссёра, распределите роли. Подумайте, как вы произнесёте слова героев, какие чувства, какое настроение передадите в речи? Поработайте над жестами, мимикой.
Поиграем в театр. И как в настоящем театре, если вам понравится игра актёров, можно похлопать после выступления. За помощью обратитесь к книгам. Они лежат на столе.
1 группа
Старика старуха забранила:
„Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось!.
2 группа
А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда. Вот он дошёл до болота, видит - сидит лягушка, подхватила его стрелу. Иван-царевич говорит ей:
- Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу. - А лягушка ему отвечает:
- Возьми меня замуж!
- Что ты, как я возьму себе в жёны лягушку?
- Бери, знать, судьба твоя такая.
Закручинился Иван-царевич.
3 группа
Наконец ткачи объявили:
— Платье готово!
Король пришел к ним одеваться. Обманщики поднимали кверху руки, будто держали что-то, приговаривая:
— Вот камзол, вот кафтан! Чудесный наряд! Легкий, как паутина, и не почувствуешь его на теле! Но в этом-то вся и прелесть! —Теперь разденьтесь и встаньте перед зеркалом! — сказали королю обманщики. — Мы оденем вас!
-Оцените работу каждой группы. Аргументируйте своё мнение.
Учащиеся-слушатели оценивают точность тона и других средств выразительности.
Отвечаем на второй вопрос. На что обращаем внимание, когда слушаем? Слайд 8 ( Когда слушаем, обращаем внимание не только на слова, но и на жесты, позу, мимику)
4. Применение знаний.
2 3 1 4 Работа с учебником.
-А теперь вспомните просмотренный Ералаш. Сестрёнка спросила, какое у брата желание? Он ответил: На Луну улететь, от тебя подальше.
- Почему он сказал эту фразу?
-Я вам предлагаю проанализировать фразу брата. С. 68, задание 86.
Вспомните, как он произнёс фразу, какое выражение лица было у мальчика в этот момент? Посоветуйтесь друг с другом. Подчеркните нужное. (Тест) (Проверка работы в паре по алгоритму самооценки)
- Вам понравилось, как старший брат общается со своей сестрёнкой? Почему? А вы как общаетесь со своими братишками и сестрёнками? (Вывод: Как надо общаться с малышами)
- Девочка ещё маленькая, она поняла слова брата буквально. Чего она ещё не знает? (Понять сказанное помогают не только слова, но и жесты, поза, мимика лица).
-Как вы думаете, а можно понять другого человека без слов?
Выступление учащегося о пантомиме. Слайд 9
Давайте попробуем сами изобразить пантомиму.
Каждой группе я предлагаю своё задание. Оно записано на листочке. Начало сценки я читаю вслух, а Вы должны пантомимой (без слов, только жестами, мимикой) изобразить её концовку. Остальные будут определять, что вы изображаете.
1 ситуация: Ты уезжаешь от любимой бабушки, сел в вагон, подошёл к окну. Покажи жестами (без слов),что ты её любишь.
2 ситуация: Вы играете с другом в шашки и проиграли. Сначала вы огорчаетесь, потом, как вежливый человек, вы радуетесь за друга и поздравляете его с победой.
3 ситуация: Ты пришёл в театр с опозданием. Спектакль уже начался. Проходишь к своему месту вдоль кресел и случайно наступаешь на ногу чужому человеку. Покажи, как ты будешь извиняться.
Ребята анализируют ситуации, выясняют точность не только передачи описанного состояния, но и собственной способности понять его.
Нам осталось найти ответ на третий вопрос: Людям каких профессий нужно уметь понимать состояние слушателя?
Слайд 10
Подготовленные учащиеся загадывают загадки о профессиях, уч-ся отгадывают:
1.Нахожусь всегда в полёте
В белоснежном самолёте.
Пассажирам помогаю,
Прессу, кофе предлагаю.
-Почему стюардесса должна хорошо понимать состояние пассажиров?
2.Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
3.Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать?
4.Он весь город нам покажет,
Всё о нём к тому ж расскажет.
И от нас вопросов ждёт,
И на все ответ найдёт.
Ответ (экскурсовод)
- Подумайте, людям каких других профессий тоже нужно понимать состояние говорящего. Посоветуйтесь в парах, выйдите к доске и выберите себе рисунок, на котором изображён человек этой профессии. Объясните свой выбор. Возьмите рисунок и раскрасьте его вдвоём. (Звучит музыка)
-Видите, умение понимать говорящего необходимо многим людям.
-На все проблемные вопросы мы нашли ответы?
– Что труднее: знать правила или их выполнять?
– Кому из вас захотелось больше внимания обращать на своё поведение во время разговора?
– Надеюсь, у вас это получится.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Итог урока.
4
- Что нового узнали на занятии?
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Кто доволен своей работой? Оцените каждый себя.
Слайд 11
- Какое настроение у вас сейчас? Поделимся своим хорошим настроением.
Исполним нашу любимую песню Дорога к Солнцу.
ТООУ
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.
Деятельность учеников:
– Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения.
10
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x