Статья конспект занятия, презентация. Автор: Кирилова Татьяна Николаевна

Автор: Кирилова Татьяна Николаевна
Учащиеся кратко знакомятся с понятием театральное искусство. Игровая программа состоит из игр, упражнений, тренинга. Учащиеся пробуют себя в роли актеров и играют сказки театр-экспромтом. В конце получают поощрительные призы - театральные маски.


Автор: Кирилова Татьяна Николаевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр дополнительного образования детей имени В. Волошиной»

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурсно - игровая программа «Театральный калейдоскоп», посвященная году театра в России в 2019г.

 

 

 

 

 

Автор – составитель:

Кирилова Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

Кемерово, 2019


Цель: развитие творческих способностей средствами актерского мастерства

у учащихся младшего школьного возраста.

Задачи:

-познакомить с историей театра, видами, профессиями театра; с выразительными и изобразительными средствами актерского перевоплощения;

-способствовать развитию творческого воображения, образного мышления, сценического внимания;

оспитывать интерес к театру, игровую культуру, художественный вкус.

Оборудование: ноутбук, проектор, музыкальные колонки, флешка, маски.

 

Ход

 

Орг. Момент! Приветствие. Сообщение темы. Презентация. Слайд 1

-2019г объявлен годом Театра в России!

-Ребята, кто из вас был в театре? (ответы детей)

-Что такое, по вашему мнению, театр? (ответы детей)

-Это зрелищный вид искусства. Театр – синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т.д. Слайд 2

ля чего он нужен? (ответы детей)

-Зачем мы туда ходим? (ответы детей)

-Что дает нам театр? (ответы детей)

-Театр – это храм искусства, это волшебный мир, который дарит нам сказку, хорошее настроение, радость и удовольствие. Мы ходим в театр, чтобы получать эстетическое удовольствие и получать эмоции.

- Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем и внутри человека происходят изменения. Слайд 3

-Театров существует большое множество.

-Какие театры вы знаете? Назовите!

Выделяют следующие виды театра. Слайд 4

1. Драматический

2. Оперный

3. Балетный

4. Оперетта 

5. Мюзикл 

6. Пантомима

7. Кукольный

8. Детский

9. Эстрадный

10. Театр миниатюр

11. Пластический  

12. Уличный

13. Театр Дураков (Лицедеи)

14. Театр Пародии

15. Театр одного актера

16. Авторский

17. Театр сатиры

18. Клоунада

- И это еще не все театры!

 

История возникновения театра

-История возникновения театра уходит корнями в Древнюю Грецию более двух тысячелетий назад. Древнейшее искусство зарождалось, как зрелищное развлечение публики, праздничные сценки ряженых актеров. Представления изначально были приурочены к Великим Дионисиям – большому религиозному празднику. Бог Дионис – мифический бог веселья и пиршества. Роли исполняли только мужчины. Слайд 5

-Создателем актерской системы является Станиславский Константин Сергеевич (1863-1938) Слайд 6

-Русский театральный режиссер, актер и педагог, реформатор театра,
создатель знаменитой актерской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и мире.

В 1898 году вместе с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр (МХТ), который позже переименовали в Московский Художественный академический театр (МХАТ). Слайд 7

Книги К.С. Станиславского: Слайд 8

«Моя жизнь в искусстве», «Работа актера над собой». Они состоят из комплекса игр, тренингов и упражнений на развитие творческих способностей.

Известные высказывания К.С. Станиславского:

«Не верю!»

«Люби искусство в себе, а не себя в искусстве»

«Нет маленьких ролей, есть маленькие артисты».

 

-Какие профессии театра вы знаете? раматург, актеры, режиссер, гример, декоратор, музыкант, осветитель, билетеры, костюмер, работник сцены).

-Это означает, что театр - искусство коллективное.

-Реквизит и костюм, маска – все это является изобразительными средствами актерского перевоплощения Слайд 9, 10, 11

-Познакомимся с выразительными средствами актера:

Театральный грим

Слайд12

Эмоции и мимика

Слайд 13

Жесты

Слайд 14

Пластика тела

Слайд 15

Актер

.

Слайд 16

-Актер в переводе akt-действие.

-Зачем нужны все эти выразительные средства?

-Для актера, чтобы доходчиво донести до зрителя суть происходящего на сцене, смысл спектакля, а для зрителя, чтобы спектакль был интересным, красочным, запоминающимся, чтобы зрителю было все понятно.

-На слайде вы видите актеры театра во время спектакля.

-Актеры Мимы произошли из Франции. Относят к клоунаде. Они добрые, наивные, разговаривают на языке жестов - без слов. Веселят людей. Видели их когда-нибудь? Встречаются на улицах, праздниках, на сцене. Слайд 17

-Как вы думаете, для чего мимам белый грим? (чтобы лучше были видны эмоции).

-Мимы действуют в жанре Пантомима.

-Пантомимаэто вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов. Как вид театрального искусства пантомима существует с древнейших времён. Слайд 18

-Когда не было в фильмах звукового сопровождения, было немое кино, то актеры играли в жанре пантомима. Пример - знаменитый актер Чарли Чаплин. Слайд 19

-Где встречали Чарли Чаплина?

 

Практическая часть. Актерский тренинг.

- Чтобы стать актером, нужно много лет учиться. Это огромная работа над собой! Даже сейчас в театрах есть учебные дисциплины для актеров, где они ходят на занятия.

-Главный инструмент актера – его тело, которое нужно тренировать через специальные упражнения. Это актерский, пластический, физический тренинги. Помогают снять внутренние зажимы, чтобы актер не боялся публики, чувствовал себя свободно на сцене. Слайд 20

-Сегодня вы, попробуете, себя в роли актеров и сейчас я с вами проведу разминку – тренинг перед вашим выступлением.

 

Упражнение на «Эмоции»

-Изобразите эмоции: радость, печаль, обида, удивление, недоверие, восхищение, подозрение, хитрость, злость, любопытство, стыд, сочувствие, стеснение, доверяете и подозреваете.

 

Физический тренинг на беспредметное действие

-Разбейтесь на пары. Играем вдвоем в спортивные игры.

Бадминтон

Настольный теннис

Прыгаем на скакалке

Тяжелоатлеты

 

Упражнение на актерское мастерство «Манекены»

Манекен «Бабушка» (девочки)

Старушка, 100 лет, занимается спортивной ходьбой, голова и ноги трясутся, подслеповата, но спина прямая, походка прыгающая, подозрительная, часто оглядывается.

 

Манекен «Мужчина» (мальчики)

Очень высокий мужчина, гигант. Позвоночник изогнут знаком вопроса, правую ногу приволакивает, нижняя челюсть далеко выдвинута вперед. Выражен оскал, лопоухий, при ходьбе посапывает, стеснительный, занимается боксом.

 

Пластико - артистический тренинг «Походка»

-Идем как: бегемот, зебра, змея, черепаха, лошадь, голубь, страус, слон;

-крадемся, как тигры в тростнике за добычей

-прыгаем, как кенгуру с детенышем в сумке

-бежим, как испуганные жирафы, вытянув шею.

 

Пластический тренинг «Велосипедист»

Сели все на воображаемый велосипед. Поехали. Довольные. Очень довольные. Все время мешает перед глазами оса. Еще одна. За вами гонится рой ос. Они отстали от вас. Попали на кочку. Еще одна. Их много. Объезжаем. Спускаемся с горки. Отказали тормоза. Поднимаемся в гору. Представьте, что вы на велосипедных соревнованиях. На финише ценный приз в один миллион рублей. Финиш. Победа!

 

Игра «Театр – экспромт»

- Сейчас вы попробуете себя в роли актеров. «Вся жизнь игра, а люди в ней актеры»! Слайд 21

-Нужно разделиться на 2 команды и придумать театральное название своей команде. Нам понадобятся изобразительные средства актерского перевоплощения, т.е. костюмы. Играть сказку вы будете в жанре пантомима, как немое кино. Чья команда проявит лучшие актерские способности, получит приз «Золотую маску» от кинокомпании «Мосфильм».

 

Сказка «Похититель» для первой команды.

Действующие лица: Ветер. Два Дерева. Похититель. Поросенок. Воробей. Пес. Хозяин. Хозяйка (9 человек). Распределение ролей. Надевают костюмы.

 

Ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются Деревья. Между ними пробирается Похититель. Он ищет сарай, где спит Поросенок. Вот и сарай. Поросенок спит, ему что – то снится, он слегка похрюкивает во сне и улыбается. Недалеко от него пристроился Воробей, он дремлет, иногда открывает то один глаз, то другой. На улице, на привязи спит Пес. Деревья раскачиваются и шумят, поэтому не слышно, как Похититель пробирается в сарай. Он хватает Поросенка. Воробей тревожно зачирикал, Пес залаял. Похититель уносит Поросенка. Пес заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовет мужа. Выскочил из дома Хозяин. Он догнал Похитителя и отобрал Поросенка. Похититель успел убежать. Хозяин ведет Поросенка в сарай. Пес лает и прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят и раскачиваются. Ветер летает между Деревьями. Хозяин гладит Поросенка, дает ему еды. Хозяин с Хозяйку ушли в дом. Все успокаивается. Пес ложится на место и засыпает. Дремлет Воробей, похрюкивает во сне Поросенок.

 

Сказка «Красная Ягодка» для второй команды.

Действующие лица: Красная ягодка. Могучий дуб. Ветер. Комарики (2), Шмель. Медведь. Заяц (8 человек). Распределение ролей. Надевают костюмы.

 

На зеленой опушке леса рядом с МОГУЧИМ ДУБОМ росла КРАСНАЯ ЯГОДКА.    Она весело кивала своей красной головкой то влево, то вправо, потом поднимала свои листики вверх и весело встряхивала ими.    МОГУЧИЙ ДУБ махал ягодке в ответ своими ветками.      Вдруг на полянку прилетел проказник ВЕТЕР.   Он закружил возле КРАСНОЙ ЯГОДКИ, стал на нее дуть.    КРАСНАЯ ЯГОДКА закачалась на своей тонкой ножке.    ВЕТЕР закружился вокруг МОГУЧЕГО ДУБА, ветки дуба закачались. Потом ВЕТЕР улетел, громко свистнув на прощание.   КРАСНАЯ ЯГОДКА облегченно вздохнула, но к ней подлетели два КОМАРИКА.    Они тоненько пищали и кружились вокруг, пока у КРАСНОЙ ЯГОДКИ не закружилась голова.   Потом КОМАРИКИ сели покачаться на ветках МОГУЧЕГО ДУБА.   Тут вернулся ВЕТЕР, стал дуть на КОМАРИКОВ, те с писком полетели прочь, а ВЕТЕР помчался за ними.    Неожиданно на полянку выскочил ЗАЯЦ.    У него были длинные уши и косые глаза. Он весело скакал возле МОГУЧЕГО ДУБА, потом убежал прочь.    Тут на полянке появился веселый полосатый шмель, он громко жужжал, кружился вокруг КРАСНОЙ ЯГОДКИ, снова жужжал. Потом ШМЕЛЬ тоже покачался на ветках МОГУЧЕГО ДУБА. Устав, ШМЕЛЬ лег отдохнуть под листики КРАСНОЙ ЯГОДКИ и уснул. КРАСНАЯ ЯГОДКА весело покачивалась на тонкой ножке, кивая красной головкой.    Но вот на поляну приковылял лохматый МЕДВЕДЬ.   ОН громко ревел и шел медленно, переваливаясь с ноги на ногу. ВОТ МЕДВЕДЬ подошел к МОГУЧЕМУ ДУБУ и стал тереться спиной об него.   МОГУЧИЙ ДУБ зашатался. Тут МЕДВЕДЬ увидел КРАСНУЮ ЯГОДКУ.  ОН подошел, наклонился над ней, и КРАСНАЯ ЯГОДКА затрепетала.   НО МЕДВЕДЬ не торопился ее срывать.    Он шумно плюхнулся на землю, где спал полосатый ШМЕЛЬ, и чуть не раздавил его. ШМЕЛЬ взвился и со всего маху впился МЕДВЕДЮ в нос.     МЕДВЕДЬ заревел и бросился наутек.    ШМЕЛЬ не отставал, пока МЕДВЕДЬ не убежал с полянки.    И вновь на полянке кружился ВЕТЕР,  на тонкой ножке качалась КРАСНАЯ ЯГОДКА, шумел ветвями МОГУЧИЙ ДУБ, летали с писком веселые КОМАРИКИ, скакал косоглазый ЗАЯЦ. И лишь вдалеке ревел МЕДВЕДЬ.

 

Импровизация «Семя»

-А сейчас задание для всех. Представьте, что вы семена растений, которые я посадила ночью в своем палисаднике. Что с вами произойдет на следующий день? Все сели на корточки, закрыв голову руками. Слушаем музыку.

Детям не называются музыкальные композиции. Только слушают, а педагог наблюдает и меняет музыкальные композиции. Из опыта работы все обычно превращаются в различные цветы, которые выросли после дождя, затем начинают танцевать и снова закрываются от дождя. Но, кто знает, что в этот раз другие дети покажут?!

1. Звуки дождя

2. Григ «Утро»

3. Чайковский «Вальс цветов»

4. Звуки дождя

 

Итоги:

-О чем сегодня говорили?

-Что нового сегодня узнали?

Награждение.

-Приз за актерское мастерство и игру перевоплощения «Золотая Маска» и «Серебряная Маска» получают команды от кинокомпании «Мосфильм»!


Список использованной литературы:

Колчеев

Ю.В.,

Колчеева

Н.М. Театрализованные игры в школе. –

М.: Школьная Пресса, 2000. – 96 с. («Воспитание школьников».

Библиотека журнала» Вып.14)

Феофанова И.В. Актерский тренинг для детей

от 4 до 14 лет

http://krispen.ru/knigi/feofanova_01.pdf

Социальная сеть работников образования

. Театр - экспромтом

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/03/20/teatr-ekspromtom

Художественные выразительные средства театра

как вида ис

кусства

https://vikidalka.ru/2-38535.html

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x