Конспект занятия: "Сентябрь: хмурень, ревун, заревник"

Автор: Печенкина Нина Евгеньевна

 КОНСПЕТК ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «СЕНТЯБРЬ: ХМУРЕНЬ, РЕВУН, ЗАРЕВНИК».

Цель: знакомить детей с народными названиями этого месяца, объяснить, от каких слов они образованы. Закрепить с детьми народные приметы. Рассказать о христианских праздниках, разучить пословицы об осени. Развивать связную речь, расширять словарный запас детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вместе с детьми обсудить, почему люди называли этот месяц именно так, от каких слов образованы народные названия этого месяца. Проверить примету: если много желудей на дубу - это к морозной и снежной зиме. А если много рябины - к дождливой осени. Рассмотреть картину с ягодами брусники, сравнить ее с другими ягодами (брусника - это небольшие по размеру и круглые ягоды, а кустарники низкие, листики тоже маленькие, зеленые и жесткие). Показать образцы декоративно - прикладного искусства, с изображением брусники.

Рассказать детям о том, что восьмого сентября люди отмечали
праздник Натальи - Овсяницы. В этот день варили кисель овсяный
и пекли блины. Овсяный кисель был некогда повседневным
блюдом крестьянского стола: сытным и очень полезным (показать
детям колосья овса, его зерна, очищенный овес, овсяные печенья и
хлопья). Овес выращивают в поле. В конце лета убирают урожай с
полей специальными машинами - комбайном. Затем очищают от
шелухи и обмолачивают. Хранят овес в зернохранилище. На
мельнице его размельчают. Уже готовую крупу фасуют на фабрике
и отправляют в магазины. А оттуда она поступает на ваш стол в
виде геркулесовой каши. Раньше овес срезали серпом (показать
детям картинку), вязали в снопы и обмолачивали зерно цепями. Из
- внешнего вида (сходство с луной) серп называли «лунным». По
окончании жатвы почти повсеместно оставляли недожатым
последний пучок колосьев и говорили: «Христу, то есть богу, на
бородку».    Последний    сноп    называли
пожинальник    или молчальный сноп, так как жали его молча. Его   ставили   в   передний   угол   избы,    а   весной   семена перемешивали с зерном из снопа, когда выезжали сеять. А сейчас я познакомлю вас с жнивной песней (хоровод):

 Серпы золотые, жнеи молодые,

         Веселенько жали, серпочки мелькали,

         Жито пожинали - стали с пирогами.

Давайте мы с вами этот хоровод выучим и исполним.

Много было праздников в сентябре. 13 сентября отмечали праздник Куприяна. Начинали дергать корнеплоды (кроме репы) и копать картофель. Рассмотреть с детьми картинки моркови, свеклы и картофеля. Сравнить их по форме, цвету. Рассказать детям, что картофель обладает целебными свойствами: помогает при ожегах. Заживляет раны. В России он появился только в 18 веке благодаря Петру 1. Родина картофеля - Южная Америка. Сначала он был декоративным растением. В Париже модницы украшали им шляпки, а мужчины вставляли в петлицы букетики из цветков картофеля. Спросить у детей, какие блюда из картофеля и других овощей они знают.

Анализ занятия.

1. Вспомните, как назывался в старину сентябрь?

2. По    каким    народным    приметам    люди определяли, какой будет зима?

3.   С   какими   народными   праздниками   мы сегодня познакомились?

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x