Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с календарем природы» | Мантула Елена Владимировна. Работа №209041
Автор: Мантула Елена Владимировна
Познакомить детей со страницей календаря на октябрь, условными обозначениями; учить рисовать значки, аккуратно раскрашивать квадратики дни недели; развивать интерес к наблюдениям за природой.
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с календарем природы»
Подготовла и провела
Воспитатель ст.гр. №11
Мантула Е.В.
Программное содержание:
Познакомить детей со страницей календаря на октябрь, условными обозначениями; учить рисовать значки, аккуратно раскрашивать квадратики дни недели; развивать интерес к наблюдениям за природой.
Материал:
Страница календаря на октябрь, страница календаря с условными обозначениями; белая бумага (на каждого ребенка); трафареты квадратиков дней недели, цветные карандаши.
Ход занятия
Понедельник
Воспитатель вызывает интерес у детей к осенним явлениям природы, используя стихи, загадки, музыку. Затем знакомит их со страницей календаря «Октябрь», обращает внимание на разлиновку клеточки дни недели, погоды. Рассказывает, что сегодня понедельник – начнутся наблюдения за природой на участке и что результаты наблюдений надо зарисовывать в календаре с помощью условных обозначений (значков).
Воспитатель показывает детям страницу «Условные обозначения», уточняет последовательность дней недели, цвет каждого дня, рассматривает с детьми значки, обозначающие явления природы.
Для уточнения понимания символики значков воспитатель проводит с детьми игровые упражнения:
- Я загадала день недели, который обозначается голубым (желтым и др.). Какой день? Покажите его в календаре?
- Я загадала пасмурную погоду, каким значком она обозначается? Покажите. И т.п.
Воспитатель предлагает детям «заполнить» три квадратика дней недели. Обращает внимание на тщательность закрашивания, уточняет какой день по цвету изобразил тот или иной ребенок.
Дети упражняются в изображении значков, обозначающих погодные явления, учатся рисовать фигурку человека, раскрашивать этот значок в соответствии с погодой.
Вторник
Воспитатель организует наблюдение путем сравнения: «Дети, вы, конечно помните, какая погода была вчера и как мы ее отметили в календаре. Интересно, сегодня такая же погода или другая? Посмотрите на небо? И скажите, какое оно было вчера и какое сегодня? Правильно, вчера небо было голубое, чистое, погода стояла солнечная, а сегодня небо в облаках, белесое, голубизны совсем не видно. Про такую погоду можно сказать, что она пасмурная. Теперь определите, есть ил ветер и сравните со вчерашней погодой». Дети ищут и называют признак и ветра, сравнивают погоду. Воспитатель подводит итог: «Да сегодня сильный ветер, про такую погоду говорят, что она ветреная. Теперь скажите, тепло сегодня или прохладно и как вы одеты – так как вчера или иначе. Может быть, сегодня мамы одели вас теплее, чем вчера?» Воспитатель помогает детям выяснить какие изменения произошли в их одежде. Делает общий вывод: «Ну вот мы с вами и выяснили, сегодня погода пасмурная, ветреная, прохладная. Запомните это, потому что мы будем опять отмечать погоду в календаре.»
Среда
Для того чтобы детям было интересно в наблюдении за погодой используется игровой прием: «Дети ваш любимый зайчик шепнул мне, что он тоже хотел бы погулять. Возьмем его с собой!»
На улице проводится наблюдения. Дет рассказывают зайчику, который раньше никогда не бывал на улице и ничего не знает и ничего не умеет, как по небу, ветру, одежде определять состояние погоды.
Четверг
Стремясь повысить уровень активности детей, воспитатель предлагает детям в начале прогулке самостоятельно понаблюдать за погодой, чтоб потом в группе рассказать о ней и правильно заполнить календарь.
На прогулке воспитатель с детьми внимательно рассматривает деревья и кустарники обращая внимание на красоту осенних красок и побуждал их самостоятельно находить красивое в природе.
В группе со всеми детьми проводится занятие по изодеятельности, каждый ребенок рисует дерево, которое рассматривалось особенно подробно, и покров земли. Воспитатель дает установку нарисовать как можно точнее и правдоподобнее.
Пятница
На прогулке воспитатель обсуждает с детьми самостоятельные наблюдения детей. В группе те, кто наблюдал за погодой отмечают ее в календаре. Воспитатель помогает им все сделать правильно.
Вечером все вместе рассматривают страницу календаря. Выясняется, что до конца недели осталось два дня – суббота и воскресение. Воспитатель предлагает детям самостоятельно понаблюдать в эти дни за погодой и рассказать о ней в понедельник.