Статья Конструктивно-модельная деятельность в ДОУ. Автор: Казановская Ирина Афанасьевна

Автор: Казановская Ирина Афанасьевна
Задачи конструктивно-модельной деятельности соглсно возрастных особенностей дошкольников


Автор: Казановская Ирина Афанасьевна

КОНСТРУКТИВНО - МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ.

Конструктивно - модельная деятельность согласно ФГОС ДО относится к образовательной области «Художественно - эстетическое развитие». В самом стандарте задачи по данному виду деятельности представлены очень кратко, а именно, данная область предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).

В примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) задачи конструктивно - модельной деятельности следующие:

Приобщение к конструированию;

Развитие интереса к конструктивной деятельности;

Знакомство с различными видами конструкторов;

Воспитание умения работать коллективно, т.е. объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Согласно данной программе в каждой возрастной группе решаются следующие задачи конструктивно - модельной деятельности:

Возраст детей 2-3 года.

знакомить детей с деталями настольного и напольного строительного материала (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр в процессе игры);

с вариантами расположения строительных форм на плоскости;

уметь сооружать элементарные постройки по образцу;

поддерживать желание строить что-то самостоятельно;

способствовать пониманию пространственных соотношений;

уметь пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.п.);

приучать детей по окончании игры убирать все на свое место;

знакомить с простейшими пластмассовыми конструкторами;

уметь совместно

со

взрослыми конструировать башенки, домики, машины;

способствовать умению использовать в играх природный материал (песок, желуди, камешки и т.п.).

Возраст детей 3-4 года.

подводить детей к простейшему анализу созданных построек;

совершенствовать конструктивные умения (сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения, использовать в постройках детали разного цвета);

различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы);

уметь изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд и т.д.);

развивать желание строить постройки по собственному замыслу;

уметь обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома - улица; стол, стул, диван - мебель для кукол;

складывать летали аккуратно в коробки после игры.

Возраст 4-5 лет.

уметь рассматривать различные виды транспорта, выделяя их части (называть их форму и расположение по отношению к самой большой части);

развивать способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок);

использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина);

уметь устанавливать ассоциативные связи (вспомнить какие похожие сооружения дети видели);

уметь анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме;

устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, вверху - перекрытие, крыша; в автомобиле - кабина, кузов и т.д.);

уметь самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине);

соблюдать заданный воспитателем принцип конструкций («Построй такой же домик, но высокий»);

уметь сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек;

конструирование из бумаги

уметь сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, Флажки, поздравительная открытка);

приклеивать к основной форме детали (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колеса; к стулу - спинку);

конструирование из природного материала

приобщать к изготовлению поделок из природного и бросового материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы, катушек, коробок и т.д. (лодочки, ежики и пр.);

использовать для закрепления частей клей, пластилин.

Возраст 5-6 лет.

развивать умение устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни;

уметь создавать разнообразные постройки

и

конструкции

(дома,

спортивное и игровое оборудование и т.п.);

уметь выделять основные части и характерные детали конструкций;

проявлять самостоятельность, творчество, дружелюбие, инициативу;

помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки, на основе анализа находить конструктивные решения для планирования и создания собственной постройки;

знакомиться с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др.

уметь заменять в постройке одни детали на другие;

уметь создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта;

уметь

строить

по

рисунку

, подбирая самостоятельно

необходимый

строительный материал;

уметь работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Возраст 6-7 лет.

поощрять желание детей передавать в конструктивной деятельности особенности и разнообразие различных зданий и сооружений;

уметь видеть конструкцию объекта и анализировать его составные части, их функциональное назначение;

предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.

уметь в коллективной работе распределять между собой обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;

уметь сооружать конструкции одного и тог же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта);

уметь определять какие детали больше всего подходят для той или иной постройки;

уметь планировать процесс возведения постройки;

сооружать постройки, объединенные общей темой.

 

конструирование из деталей конструкторов

уметь создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) из разнообразных пластмассовых конструкторов (

лего

) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу;

создавать конструкции, объединенные одной темой (деревня, детская площадка, город и др.).

Какие же созданы условия в ДОУ для развития конструктивно - модельной деятельности дошкольников?

В учебном плане конструктивно - модельная деятельность в непрерывно образовательной деятельности (в расписании занятий) присутствует только во второй группе раннего возраста (2-3 года). Во всех остальных возрастных группах она вынесена в совместную деятельность с детьми, кружковую работу «Ребята - мастерята» и планируется во второй половине дня согласно расписанию по времени, удобным для педагога. В этой кружковой работе сам педагог определяет тему деятельности по имеющемуся перспективному планированию (конструирование из деревянного и пластмассового конструктора, леготека, конструирование из бумаги). Многие педагоги применяют в своей работе в этом же кружке прикладное творчество: работу с бумагой и картоном, работу с тканью, бисером, природным материалом.

Для планирования использовалась методическая литература, имеющаяся в методическом кабинете: «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Л.А. Парамоновой, «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В. Куцаковой, «Строим из лего» Л.Г. Комаровой.

Для работы с детьми в методическом кабинете имеется мелкий деревянный строитель, крупные и мелкие детали лего, наборы картинок для индивидуальной работы с детьми.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x