Конструктивно-модельная деятельность в ДОУ | Казановская Ирина Афанасьевна. Работа №209962
Автор: Казановская Ирина Афанасьевна
Задачи конструктивно-модельной деятельности соглсно возрастных особенностей дошкольников
КОНСТРУКТИВНО - МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ.
Конструктивно - модельная деятельность согласно ФГОС ДО относится к образовательной области «Художественно - эстетическое развитие». В самом стандарте задачи по данному виду деятельности представлены очень кратко, а именно, данная область предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).
В примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) задачи конструктивно - модельной деятельности следующие:
Приобщение к конструированию;
Развитие интереса к конструктивной деятельности;
Знакомство с различными видами конструкторов;
Воспитание умения работать коллективно, т.е. объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Согласно данной программе в каждой возрастной группе решаются следующие задачи конструктивно - модельной деятельности:
Возраст детей 2-3 года.
знакомить детей с деталями настольного и напольного строительного материала (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр в процессе игры);
с вариантами расположения строительных форм на плоскости;
уметь сооружать элементарные постройки по образцу;
поддерживать желание строить что-то самостоятельно;
способствовать пониманию пространственных соотношений;
уметь пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.п.);
приучать детей по окончании игры убирать все на свое место;
знакомить с простейшими пластмассовыми конструкторами;
уметь совместно
со
взрослыми конструировать башенки, домики, машины;
способствовать умению использовать в играх природный материал (песок, желуди, камешки и т.п.).
Возраст детей 3-4 года.
подводить детей к простейшему анализу созданных построек;
совершенствовать конструктивные умения (сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения, использовать в постройках детали разного цвета);
различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы);
уметь изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд и т.д.);
развивать желание строить постройки по собственному замыслу;
уметь обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома - улица; стол, стул, диван - мебель для кукол;
складывать летали аккуратно в коробки после игры.
Возраст 4-5 лет.
уметь рассматривать различные виды транспорта, выделяя их части (называть их форму и расположение по отношению к самой большой части);
развивать способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок);
использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина);
уметь устанавливать ассоциативные связи (вспомнить какие похожие сооружения дети видели);
уметь анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме;
устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, вверху - перекрытие, крыша; в автомобиле - кабина, кузов и т.д.);
уметь самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине);
соблюдать заданный воспитателем принцип конструкций («Построй такой же домик, но высокий»);
уметь сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек;
конструирование из бумаги
• уметь сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, Флажки, поздравительная открытка);
• приклеивать к основной форме детали (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колеса; к стулу - спинку);
конструирование из природного материала
приобщать к изготовлению поделок из природного и бросового материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы, катушек, коробок и т.д. (лодочки, ежики и пр.);
использовать для закрепления частей клей, пластилин.
Возраст 5-6 лет.
развивать умение устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни;
уметь создавать разнообразные постройки
и
конструкции
(дома,
спортивное и игровое оборудование и т.п.);
уметь выделять основные части и характерные детали конструкций;
проявлять самостоятельность, творчество, дружелюбие, инициативу;
помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки, на основе анализа находить конструктивные решения для планирования и создания собственной постройки;
знакомиться с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др.
уметь заменять в постройке одни детали на другие;
уметь создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта;
уметь
строить
по
рисунку
, подбирая самостоятельно
необходимый
строительный материал;
• уметь работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Возраст 6-7 лет.
поощрять желание детей передавать в конструктивной деятельности особенности и разнообразие различных зданий и сооружений;
уметь видеть конструкцию объекта и анализировать его составные части, их функциональное назначение;
предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.
уметь в коллективной работе распределять между собой обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;
уметь сооружать конструкции одного и тог же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта);
уметь определять какие детали больше всего подходят для той или иной постройки;
уметь планировать процесс возведения постройки;
сооружать постройки, объединенные общей темой.
конструирование из деталей конструкторов
уметь создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) из разнообразных пластмассовых конструкторов (
лего
) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу;
создавать конструкции, объединенные одной темой (деревня, детская площадка, город и др.).
Какие же созданы условия в ДОУ для развития конструктивно - модельной деятельности дошкольников?
В учебном плане конструктивно - модельная деятельность в непрерывно образовательной деятельности (в расписании занятий) присутствует только во второй группе раннего возраста (2-3 года). Во всех остальных возрастных группах она вынесена в совместную деятельность с детьми, кружковую работу «Ребята - мастерята» и планируется во второй половине дня согласно расписанию по времени, удобным для педагога. В этой кружковой работе сам педагог определяет тему деятельности по имеющемуся перспективному планированию (конструирование из деревянного и пластмассового конструктора, леготека, конструирование из бумаги). Многие педагоги применяют в своей работе в этом же кружке прикладное творчество: работу с бумагой и картоном, работу с тканью, бисером, природным материалом.
Для планирования использовалась методическая литература, имеющаяся в методическом кабинете: «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Л.А. Парамоновой, «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В. Куцаковой, «Строим из лего» Л.Г. Комаровой.
Для работы с детьми в методическом кабинете имеется мелкий деревянный строитель, крупные и мелкие детали лего, наборы картинок для индивидуальной работы с детьми.