Консультация для педагогов "Игра и музыка - пути их взаимодействия"

Автор: Речкина Татьяна Валерьевна

 

    Музыка тесно связана с моторно-мышечными ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Следовательно, музыкальная игровая деятельность может быть направлена на развитие социальных качеств детей. Игровой потенциал музыкальной деятельности может быть использован для развития навыков невербального общения между детьми, воспитания у детей доброго отношения друг к другу. Именно в играх дети овладевают навыками индивидуальных и коллективных действий, умением принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру, то есть приобретают фундаментальные установки, определяющие в дальнейшем их судьбу, возможность самореализации и успешности в жизни.

 

    С помощью игры можно снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях, научить ориентироваться в пространстве и просто удовлетворить потребность ребенка в движении, в игре, в радостном эмоционально-положительном состоянии.

 

     Расскажу о двигательных играх-диалогах импровизациях. Они построены на невербальном взаимодействии двух партнеров, основанном на мимике, жестах, движениях, тактильных ощущениях, принимаемых позах. Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и ведомого. Оба участника в процессе игры или её повторения должны побывать и в той и в другой роли. Музыкальным сопровождением могут служить любимые, как взрослым, так и ребенком, композиции. Необходимо подбирать их в соответствии с игровым образом и с тем состоянием, в которое взрослый хочет погрузить своего маленького партнера по игре (спокойствие, умиротворенность или энергичность, активность и т. д.).

 

  «Тряпичная кукла». Взрослый и ребенок образуют пару. Один в паре изображает тряпичную куклу - мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй - играет с куклой: придумывает для неё танцевальные движения под музыку, управляет её руками, головой, туловищем и т. д. Музыкальное сопровождение должно настраивать на весёлый, шутливый лад и в то же время на ласковое, бережное отношение к своей «кукле». В процессе игры партнеры обязательно меняются ролями, и у взрослого есть возможность продемонстрировать оригинальные творческие решения в придумывании движений для «куклы», «задать тон». Ребенок обязательно будет копировать варианты, предложенные взрослым. Характер взаимодействия с «куклой», продемонстрированный взрослым, может без слов воспитывать ребенка в духе партнерских взаимоотношений. Ведь «кукла» должна полностью положиться на своего партнера, довериться ему. Ребенок, играющий с «куклой», подражая взрослому, будет стараться не причинить ей боль, придумать для неё удобную и эстетически выигрышную позу. Тактильные взаимодействия в этой игре создают атмосферу особой доверительности и, минуя слова, сообщают участникам игры об их доброжелательности друг к другу, готовности к поддержке и участию.

 

  «Водитель машины». Один из играющих встает впереди с закрытыми глазами, изображая согнутыми в локтях и сцепленными руками бампер машины. Второй управляет им сзади, изображая водителя машины. Тот, кто изображает машину, не должен открывать глаза, проверяя, правильно ли ведёт «водитель», то есть полностью довериться своему партнеру по игре. «Водитель» же должен вести свою «машину» аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская «аварий». Музыкальное сопровождение может настраивать «водителя» на заботливый, бережный лад, а может и провоцировать «крутые виражи» и рискованные «маневры». Важно,  чтобы ситуация у «водителя» была под контролем и «машина» оказалась в целости и сохранности. В процессе игры партнеры меняются ролями.

 

  «Бабочка и ветерок». Один из играющих – «бабочка», другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза. Звучащая музыка начинает импровизированный танец рук, в котором «ветерок» управляет руками-«крылышками» «бабочки». В процессе танца-игры партнеры меняются ролями («бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх). Если подобрать спокойное, умиротворяющее сопровождение, игра превратится в эффективное релаксационное упражнение: мягкие, плавные движения рук прекрасно снимают напряжение и успокаивают.

 

  «Зеркало». Один из играющих – «зеркало», а другой – «дама» или «кавалер», собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). «Зеркало» должно в точности копировать движения своего партнера по игре. Включается музыкальное сопровождение и ребенку предлагается «нарисовать» звучащую музыку. Ребенок в паре импровизирует движения под музыку - рисует её, а взрослый – «зеркало» воспроизводит движения. При этом руки «художника», воспроизводящие линии мелодии, не соприкасаются с руками своего «зеркального отражения», хотя и располагаются очень близко. Возникает эффект синхронного движения, требующий сосредоточенного внимания к партнеру. В процессе игры партнеры меняются ролями («теперь ты – зеркало»). Играя в эту игру, можно вставать не только друг против друга, но и рядом, в одну линию. В этом случае «зеркалу» нужно боковым зрением наблюдать за партнером, предугадывая его движения, а «художнику», рисующему музыку, в своих движениях ориентироваться на партнера. В игре могут быть использованы различные предметы: газовые шарфики, надувные шарики, цветы и т. д. Предмет будет конкретизировать музыкальный образ, делать его наглядным и тем самым стимулировать двигательное фантазирование.

 

  «Точка, точка, запятая». Играющие стоят лицом друг к другу на небольшом расстоянии. С началом звучания быстрой ритмичной музыки ведущий делает легкие похлопывающие движения руками по разным точкам своего тела: по плечам, голове, животу, коленкам, щиколоткам и т. д. (точки придумываются и меняются на ходу). Второй участник игры должен точно копировать движения ведущего. Роль ведущего передается друг другу по очереди. Учитывая быстрый темп музыки, игра оказывается прекрасным упражнением на координацию.

 

     В играх - двигательных диалогах эффективно развивается эмпатия -  сопереживание партеру по игре, умение определять эмоции другого, подстраиваться к его ритмике, пластике, настроению. Эмпатия - важное качество, необходимое в общении. Проявляя эмпатию в общении, отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние и тем самым устанавливаем с ним активную обратную связь. Чтобы лучше понять чувства собеседника, нужно следить за выражением его лица, позой, жестами, интонацией. Этот навык вырабатывается в играх-диалогах, играх-«зеркалах», условием которых является точное копирование позы партнеров.

 

    Яркий в эмоциональном отношении, интересный для детей музыкальный образ вместе с игровой ситуацией поможет вовлечь ребенка в процесс внимательного наблюдения за позой партнера по игровому общению, подстраивания к его жестам, пластике, проникновения в его эмоциональное состояние через собственные телесные ощущения в процессе копирования движений.

 

    Самый простой способ организации игры - повтор ребенком движений взрослого. Взрослый выступает ведущим в игре-импровизации, а ребенок одновременно и наблюдает за ним, и старается копировать его движения. Взрослому совершенно необязательно иметь хореографическую подготовку для двигательных импровизаций. Основой для них послужит танцевальный опыт, который имеется у каждого, и обычный набор выразительных движений: шаги, прыжки, жесты, мимика, движения корпуса, передвижения в пространстве помещения. Достаточно передать в движениях общий характер музыки, связать телесную пластику с музыкальным звучанием.

 

   Такие совместные игры-импровизации направлены, прежде всего, на развитие у ребенка ощущения его эмоционального благополучия. Это ощущение у ребенка будет связано со способностью к естественным, раскрепощенным, координированным движениям. Точность и ловкость движений, их соответствие переживаемым эмоциям, а главное, удовольствие, получаемое ребенком от движения, - верный показатель его эмоционального благополучия. При этом не надо специально выучивать с ребенком танцевальные движения, портить игру тренажом и проработкой деталей задуманной взрослым пластической композиции. Свободные, импровизированные танцевальные движения взрослого выступают здесь главным и единственным способом достижения нужного результата.

 

     Играя с ребенком в паре, взрослый может уделить внимание особенно важным с точки зрения музыкальной терапии моментам организации двигательных импровизаций. Взрослому следует своими действиями побуждать ребенка к двигательному заполнению всего пространства комнаты, в которой проходит игра. Важно, чтобы всё игровое пространство было освоено ребенком, чтобы он мог в нем ориентироваться и не бояться совершать разнообразные передвижения. Поскольку взрослый является ведущим в игре, он может продемонстрировать ребенку приемы освоения пространства, подключив выдумку, юмор и находчивость. Например, он может неожиданно сменить движение вперед на «задний ход», в конце музыкальной фразы присесть на стул, «запутать» движение в центре комнаты частыми переходами в разные ее концы и т. д. Конечно же, эти действия должны соответствовать характеру музыки, превращаться в выразительные эпизоды или мини-сюжеты. Дети же воспринимают подобные действия как забавные игровые ситуации, активизирующие их внимание и реакцию.

 

      Следует в играх развивать способность ребенка попадать в метрическую сетку, чувствовать метрическую пульсацию и телесно её воплощать. Достигнуть этого также можно с помощью игровых приёмов, укрупняя движения, связывая их с узнаваемыми образами животных или сказочных героев. Значимым для выработки способности к телесному воплощению музыкального метра является выбор точного характера шагов, подскоков или прыжков, включение в пластическую композицию звучащих жестов - хлопков, щелчков, притопов в такт музыке. Слаженные, ритмичные движения  в игре обладают колоссальным терапевтическим эффектом. Ритмическая упорядоченность движений  в игре рождает у детей положительные эмоции, доставляет им удовольствие от совместной творческой деятельности в процессе игрового общения.

 

      Важным моментом является выработка мягкости, пластичности движений у детей. Выражение в жесте протяженности и объёмности музыкального звучания само по себе является успокаивающим, терапевтическим средством. Развитие пластичности, музыкальности движений в игре способствует гармонизации эмоционального состояния ребенка.

 

     В играх - двигательных импровизациях под музыку может принимать участие и большее количество детей и взрослых. Необходимо помнить, что условием творчества детей в любых его проявлениях является свобода выбора и отсутствие авторитарного давления со стороны взрослого. Поэтому необходимо ввести в игру дополнительные правила.

 

   1. Ведущим сможет быть каждый, когда до него дойдет очередь. «Очередь» легко организовать, придав ей форму круга: дети стоят в кругу и передают роль ведущего по кругу. Общий круг может трансформироваться в несколько маленьких кружков, квадратиков, треугольников, в движение змейкой и т. д.

 

    2. Любые действия, предложенные ведущим, принимаются без обсуждения и в точности повторяются всеми. Даже если ребенок растерялся и просто стоит или топчется на месте, игра не должна останавливаться. Взрослый, принимающий участие в игре наравне со всеми, в этом случае должен взять на себя роль «дирижера» и помочь ребенку достойно выйти из создавшейся ситуации. Например, взрослый в своем варианте повтора движений может шутливо обыграть топтание незадачливого ведущего на месте и жестом, мимикой дать понять всем, что такой вариант тоже возможен.

 

   3. Каждый может оставаться ведущим столько времени, сколько захочет. Свою роль ведущего ребенок может передать следующему, когда захочет или когда иссякнет его фантазия. Это правило легко выполнимо на начальных стадиях включения детей в подобные игры, когда дети еще не привыкли быть в роли ведущего, стесняются и стараются быстрее передать эту роль следующему. В дальнейшем некоторые дети настолько осваиваются с ролью ведущего, что с нежеланием отдают её другому. В таких случаях нужно изменить правило: ведущие меняются на каждую музыкальную фразу, куплет или часть музыкального произведения.

 

   4. В игре принимают участие все присутствующие: и дети, и взрослые - на равных. В таких играх не должно быть разделения на исполнителей и зрителей. Все присутствующие являются участниками и создателями игрового действа. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет самостоятельным смыслом сам процесс его участия в игре. К тому же дети будут иметь возможность игрового общения не только со сверстниками, но и со знакомыми и незнакомыми взрослыми, что ценно с точки зрения развития коммуникативных навыков.

 

     Приведу в пример несколько игр, направленных на коллективное музыкально-двигательное творчество детей.

 

  «Тропинка». В начале игры задаётся эмоционально-образная ситуация: «Мы заблудились в сказочном лесу, в котором живут добрые и злые сказки. Мы будем выходить из этого леса по узкой извилистой тропинке друг за другом, двигаясь очень тихо, чтобы не разбудить злые сказки. А помогать нам будет звучащая музыка. Тот, кто идёт впереди, - ведущий. Ведущий будет подбирать характер шагов и делать движения руками, показывающие, что он слышит музыку-помощницу, а те, кто идут за ним, будут копировать его движения. Когда ведущий устанет, он уйдёт назад и передаст роль ведущего следующему за ним».

 

     В задачу игры входит: движение в спокойном, умеренном темпе и импровизация несложных движений, соответствующих мягким, плавным, закругленным линиям-интонациям мелодии. Соблюдение тишины и внимательное вслушивание в музыку, которая также звучит негромко; движение «по извилистой тропинке», то есть свободное определение в пространстве себя и идущего следом.

 

   «Волшебный сад». Дети сидят на корточках по кругу, закрыв голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах. С первых звуков музыки ведущий (взрослый или кто-либо из детей по собственному желанию) «оживляет» цветы «волшебной палочкой». Цветы «распускаются», качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и «волшебником» - ведущим в соответствии со звучащей музыкой. В завершении пьесы «цветы» должны снова закрыться в бутоны.

 

   «Мышки на зарядке». Дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. Взрослый рассказывает детям сказку про дружную мышиную семью, которая по утрам в полном составе обязательно делала зарядку. Детям предлагается вспомнить, какие движения делают во время зарядки, пофантазировать, как эти движения делали бы маленькие мышки. Дети делают движения зарядки под музыку, повторяя их за ведущим. Роль ведущего передаётся каждому по очереди - по кругу.

 

   «Считалочка». Дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. В центре круга - ведущий. Музыкальным сопровождением к этой игре может быть любая современная детская песенка, лучше, если с контрастными по темпу запевом и припевом. На запев песенки, ведущий, в такт музыке считает детей (указывая на каждого, как в игре в считалочку). Тот, на ком мелодия запева заканчивается, становится новым ведущим. В припеве ведущий в центре круга импровизирует танцевальные движения, а остальные копируют его. На запев снова начинается отсчет, к концу которого ведущий опять меняется.

 

     В играх - двигательных импровизациях развивается выразительность невербальных средств общения: жестов, пантомимики, мимики, интонации. Эффективность общения в большой степени зависит от его эмоционально выразительной стороны. Проведённые психологические исследования говорят о том, что слова занимают в общении лишь 7 процентов, на интонацию речи приходится 38 процентов, на жесты, мимику, моторику человеческого тела - 55 процентов. Невербальные формы поведения: жесты, мимика, интонации - исторически предшествовали появлению речи, они менее контролируемы интеллектом. Освоить их можно только практически, в живом действии. Особенно важен опыт адекватного и выразительного проявления эмоций, приобретенный в детстве. Музыкальные двигательные игры-импровизации являются эффективным средством развития выразительности мимики и пантомимики в общении.

 

 

 

 

 

    Музыка тесно связана с моторно-мышечными ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Следовательно, музыкальная игровая деятельность может быть направлена на развитие социальных качеств детей. Игровой потенциал музыкальной деятельности может быть использован для развития навыков невербального общения между детьми, воспитания у детей доброго отношения друг к другу. Именно в играх дети овладевают навыками индивидуальных и коллективных действий, умением принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру, то есть приобретают фундаментальные установки, определяющие в дальнейшем их судьбу, возможность самореализации и успешности в жизни.


    С помощью игры можно снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях, научить ориентироваться в пространстве и просто удовлетворить потребность ребенка в движении, в игре, в радостном эмоционально-положительном состоянии.


     Расскажу о двигательных играх-диалогах импровизациях. Они построены на невербальном взаимодействии двух партнеров, основанном на мимике, жестах, движениях, тактильных ощущениях, принимаемых позах. Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и ведомого. Оба участника в процессе игры или её повторения должны побывать и в той и в другой роли. Музыкальным сопровождением могут служить любимые, как взрослым, так и ребенком, композиции. Необходимо подбирать их в соответствии с игровым образом и с тем состоянием, в которое взрослый хочет погрузить своего маленького партнера по игре (спокойствие, умиротворенность или энергичность, активность и т. д.).


  «Тряпичная кукла». Взрослый и ребенок образуют пару. Один в паре изображает тряпичную куклу - мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй - играет с куклой: придумывает для неё танцевальные движения под музыку, управляет её руками, головой, туловищем и т. д. Музыкальное сопровождение должно настраивать на весёлый, шутливый лад и в то же время на ласковое, бережное отношение к своей «кукле». В процессе игры партнеры обязательно меняются ролями, и у взрослого есть возможность продемонстрировать оригинальные творческие решения в придумывании движений для «куклы», «задать тон». Ребенок обязательно будет копировать варианты, предложенные взрослым. Характер взаимодействия с «куклой», продемонстрированный взрослым, может без слов воспитывать ребенка в духе партнерских взаимоотношений. Ведь «кукла» должна полностью положиться на своего партнера, довериться ему. Ребенок, играющий с «куклой», подражая взрослому, будет стараться не причинить ей боль, придумать для неё удобную и эстетически выигрышную позу. Тактильные взаимодействия в этой игре создают атмосферу особой доверительности и, минуя слова, сообщают участникам игры об их доброжелательности друг к другу, готовности к поддержке и участию.


  «Водитель машины». Один из играющих встает впереди с закрытыми глазами, изображая согнутыми в локтях и сцепленными руками бампер машины. Второй управляет им сзади, изображая водителя машины. Тот, кто изображает машину, не должен открывать глаза, проверяя, правильно ли ведёт «водитель», то есть полностью довериться своему партнеру по игре. «Водитель» же должен вести свою «машину» аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская «аварий». Музыкальное сопровождение может настраивать «водителя» на заботливый, бережный лад, а может и провоцировать «крутые виражи» и рискованные «маневры». Важно,  чтобы ситуация у «водителя» была под контролем и «машина» оказалась в целости и сохранности. В процессе игры партнеры меняются ролями.


  «Бабочка и ветерок». Один из играющих – «бабочка», другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза. Звучащая музыка начинает импровизированный танец рук, в котором «ветерок» управляет руками-«крылышками» «бабочки». В процессе танца-игры партнеры меняются ролями («бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх). Если подобрать спокойное, умиротворяющее сопровождение, игра превратится в эффективное релаксационное упражнение: мягкие, плавные движения рук прекрасно снимают напряжение и успокаивают.


  «Зеркало». Один из играющих – «зеркало», а другой – «дама» или «кавалер», собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). «Зеркало» должно в точности копировать движения своего партнера по игре. Включается музыкальное сопровождение и ребенку предлагается «нарисовать» звучащую музыку. Ребенок в паре импровизирует движения под музыку - рисует её, а взрослый – «зеркало» воспроизводит движения. При этом руки «художника», воспроизводящие линии мелодии, не соприкасаются с руками своего «зеркального отражения», хотя и располагаются очень близко. Возникает эффект синхронного движения, требующий сосредоточенного внимания к партнеру. В процессе игры партнеры меняются ролями («теперь ты – зеркало»). Играя в эту игру, можно вставать не только друг против друга, но и рядом, в одну линию. В этом случае «зеркалу» нужно боковым зрением наблюдать за партнером, предугадывая его движения, а «художнику», рисующему музыку, в своих движениях ориентироваться на партнера. В игре могут быть использованы различные предметы: газовые шарфики, надувные шарики, цветы и т. д. Предмет будет конкретизировать музыкальный образ, делать его наглядным и тем самым стимулировать двигательное фантазирование.


  «Точка, точка, запятая». Играющие стоят лицом друг к другу на небольшом расстоянии. С началом звучания быстрой ритмичной музыки ведущий делает легкие похлопывающие движения руками по разным точкам своего тела: по плечам, голове, животу, коленкам, щиколоткам и т. д. (точки придумываются и меняются на ходу). Второй участник игры должен точно копировать движения ведущего. Роль ведущего передается друг другу по очереди. Учитывая быстрый темп музыки, игра оказывается прекрасным упражнением на координацию.


     В играх - двигательных диалогах эффективно развивается эмпатия -  сопереживание партеру по игре, умение определять эмоции другого, подстраиваться к его ритмике, пластике, настроению. Эмпатия - важное качество, необходимое в общении. Проявляя эмпатию в общении, отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние и тем самым устанавливаем с ним активную обратную связь. Чтобы лучше понять чувства собеседника, нужно следить за выражением его лица, позой, жестами, интонацией. Этот навык вырабатывается в играх-диалогах, играх-«зеркалах», условием которых является точное копирование позы партнеров.


    Яркий в эмоциональном отношении, интересный для детей музыкальный образ вместе с игровой ситуацией поможет вовлечь ребенка в процесс внимательного наблюдения за позой партнера по игровому общению, подстраивания к его жестам, пластике, проникновения в его эмоциональное состояние через собственные телесные ощущения в процессе копирования движений.


    Самый простой способ организации игры - повтор ребенком движений взрослого. Взрослый выступает ведущим в игре-импровизации, а ребенок одновременно и наблюдает за ним, и старается копировать его движения. Взрослому совершенно необязательно иметь хореографическую подготовку для двигательных импровизаций. Основой для них послужит танцевальный опыт, который имеется у каждого, и обычный набор выразительных движений: шаги, прыжки, жесты, мимика, движения корпуса, передвижения в пространстве помещения. Достаточно передать в движениях общий характер музыки, связать телесную пластику с музыкальным звучанием.


   Такие совместные игры-импровизации направлены, прежде всего, на развитие у ребенка ощущения его эмоционального благополучия. Это ощущение у ребенка будет связано со способностью к естественным, раскрепощенным, координированным движениям. Точность и ловкость движений, их соответствие переживаемым эмоциям, а главное, удовольствие, получаемое ребенком от движения, - верный показатель его эмоционального благополучия. При этом не надо специально выучивать с ребенком танцевальные движения, портить игру тренажом и проработкой деталей задуманной взрослым пластической композиции. Свободные, импровизированные танцевальные движения взрослого выступают здесь главным и единственным способом достижения нужного результата.


     Играя с ребенком в паре, взрослый может уделить внимание особенно важным с точки зрения музыкальной терапии моментам организации двигательных импровизаций. Взрослому следует своими действиями побуждать ребенка к двигательному заполнению всего пространства комнаты, в которой проходит игра. Важно, чтобы всё игровое пространство было освоено ребенком, чтобы он мог в нем ориентироваться и не бояться совершать разнообразные передвижения. Поскольку взрослый является ведущим в игре, он может продемонстрировать ребенку приемы освоения пространства, подключив выдумку, юмор и находчивость. Например, он может неожиданно сменить движение вперед на «задний ход», в конце музыкальной фразы присесть на стул, «запутать» движение в центре комнаты частыми переходами в разные ее концы и т. д. Конечно же, эти действия должны соответствовать характеру музыки, превращаться в выразительные эпизоды или мини-сюжеты. Дети же воспринимают подобные действия как забавные игровые ситуации, активизирующие их внимание и реакцию.


      Следует в играх развивать способность ребенка попадать в метрическую сетку, чувствовать метрическую пульсацию и телесно её воплощать. Достигнуть этого также можно с помощью игровых приёмов, укрупняя движения, связывая их с узнаваемыми образами животных или сказочных героев. Значимым для выработки способности к телесному воплощению музыкального метра является выбор точного характера шагов, подскоков или прыжков, включение в пластическую композицию звучащих жестов - хлопков, щелчков, притопов в такт музыке. Слаженные, ритмичные движения  в игре обладают колоссальным терапевтическим эффектом. Ритмическая упорядоченность движений  в игре рождает у детей положительные эмоции, доставляет им удовольствие от совместной творческой деятельности в процессе игрового общения.


      Важным моментом является выработка мягкости, пластичности движений у детей. Выражение в жесте протяженности и объёмности музыкального звучания само по себе является успокаивающим, терапевтическим средством. Развитие пластичности, музыкальности движений в игре способствует гармонизации эмоционального состояния ребенка.


     В играх - двигательных импровизациях под музыку может принимать участие и большее количество детей и взрослых. Необходимо помнить, что условием творчества детей в любых его проявлениях является свобода выбора и отсутствие авторитарного давления со стороны взрослого. Поэтому необходимо ввести в игру дополнительные правила.


   1. Ведущим сможет быть каждый, когда до него дойдет очередь. «Очередь» легко организовать, придав ей форму круга: дети стоят в кругу и передают роль ведущего по кругу. Общий круг может трансформироваться в несколько маленьких кружков, квадратиков, треугольников, в движение змейкой и т. д.


    2. Любые действия, предложенные ведущим, принимаются без обсуждения и в точности повторяются всеми. Даже если ребенок растерялся и просто стоит или топчется на месте, игра не должна останавливаться. Взрослый, принимающий участие в игре наравне со всеми, в этом случае должен взять на себя роль «дирижера» и помочь ребенку достойно выйти из создавшейся ситуации. Например, взрослый в своем варианте повтора движений может шутливо обыграть топтание незадачливого ведущего на месте и жестом, мимикой дать понять всем, что такой вариант тоже возможен.


   3. Каждый может оставаться ведущим столько времени, сколько захочет. Свою роль ведущего ребенок может передать следующему, когда захочет или когда иссякнет его фантазия. Это правило легко выполнимо на начальных стадиях включения детей в подобные игры, когда дети еще не привыкли быть в роли ведущего, стесняются и стараются быстрее передать эту роль следующему. В дальнейшем некоторые дети настолько осваиваются с ролью ведущего, что с нежеланием отдают её другому. В таких случаях нужно изменить правило: ведущие меняются на каждую музыкальную фразу, куплет или часть музыкального произведения.


   4. В игре принимают участие все присутствующие: и дети, и взрослые - на равных. В таких играх не должно быть разделения на исполнителей и зрителей. Все присутствующие являются участниками и создателями игрового действа. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет самостоятельным смыслом сам процесс его участия в игре. К тому же дети будут иметь возможность игрового общения не только со сверстниками, но и со знакомыми и незнакомыми взрослыми, что ценно с точки зрения развития коммуникативных навыков.


     Приведу в пример несколько игр, направленных на коллективное музыкально-двигательное творчество детей.


  «Тропинка». В начале игры задаётся эмоционально-образная ситуация: «Мы заблудились в сказочном лесу, в котором живут добрые и злые сказки. Мы будем выходить из этого леса по узкой извилистой тропинке друг за другом, двигаясь очень тихо, чтобы не разбудить злые сказки. А помогать нам будет звучащая музыка. Тот, кто идёт впереди, - ведущий. Ведущий будет подбирать характер шагов и делать движения руками, показывающие, что он слышит музыку-помощницу, а те, кто идут за ним, будут копировать его движения. Когда ведущий устанет, он уйдёт назад и передаст роль ведущего следующему за ним».


     В задачу игры входит: движение в спокойном, умеренном темпе и импровизация несложных движений, соответствующих мягким, плавным, закругленным линиям-интонациям мелодии. Соблюдение тишины и внимательное вслушивание в музыку, которая также звучит негромко; движение «по извилистой тропинке», то есть свободное определение в пространстве себя и идущего следом.


   «Волшебный сад». Дети сидят на корточках по кругу, закрыв голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах. С первых звуков музыки ведущий (взрослый или кто-либо из детей по собственному желанию) «оживляет» цветы «волшебной палочкой». Цветы «распускаются», качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и «волшебником» - ведущим в соответствии со звучащей музыкой. В завершении пьесы «цветы» должны снова закрыться в бутоны.


   «Мышки на зарядке». Дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. Взрослый рассказывает детям сказку про дружную мышиную семью, которая по утрам в полном составе обязательно делала зарядку. Детям предлагается вспомнить, какие движения делают во время зарядки, пофантазировать, как эти движения делали бы маленькие мышки. Дети делают движения зарядки под музыку, повторяя их за ведущим. Роль ведущего передаётся каждому по очереди - по кругу.


   «Считалочка». Дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. В центре круга - ведущий. Музыкальным сопровождением к этой игре может быть любая современная детская песенка, лучше, если с контрастными по темпу запевом и припевом. На запев песенки, ведущий, в такт музыке считает детей (указывая на каждого, как в игре в считалочку). Тот, на ком мелодия запева заканчивается, становится новым ведущим. В припеве ведущий в центре круга импровизирует танцевальные движения, а остальные копируют его. На запев снова начинается отсчет, к концу которого ведущий опять меняется.


     В играх - двигательных импровизациях развивается выразительность невербальных средств общения: жестов, пантомимики, мимики, интонации. Эффективность общения в большой степени зависит от его эмоционально выразительной стороны. Проведённые психологические исследования говорят о том, что слова занимают в общении лишь 7 процентов, на интонацию речи приходится 38 процентов, на жесты, мимику, моторику человеческого тела - 55 процентов. Невербальные формы поведения: жесты, мимика, интонации - исторически предшествовали появлению речи, они менее контролируемы интеллектом. Освоить их можно только практически, в живом действии. Особенно важен опыт адекватного и выразительного проявления эмоций, приобретенный в детстве. Музыкальные двигательные игры-импровизации являются эффективным средством развития выразительности мимики и пантомимики в общении.

 


    Музыка тесно связана с моторно-мышечными ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Следовательно, музыкальная игровая деятельность может быть направлена на развитие социальных качеств детей. Игровой потенциал музыкальной деятельности может быть использован для развития навыков невербального общения между детьми, воспитания у детей доброго отношения друг к другу. Именно в играх дети овладевают навыками индивидуальных и коллективных действий, умением принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру, то есть приобретают фундаментальные установки, определяющие в дальнейшем их судьбу, возможность самореализации и успешности в жизни.

 

    С помощью игры можно снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях, научить ориентироваться в пространстве и просто удовлетворить потребность ребенка в движении, в игре, в радостном эмоционально-положительном состоянии.

 

     Расскажу о двигательных играх-диалогах импровизациях. Они построены на невербальном взаимодействии двух партнеров, основанном на мимике, жестах, движениях, тактильных ощущениях, принимаемых позах. Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и ведомого. Оба участника в процессе игры или её повторения должны побывать и в той и в другой роли. Музыкальным сопровождением могут служить любимые, как взрослым, так и ребенком, композиции. Необходимо подбирать их в соответствии с игровым образом и с тем состоянием, в которое взрослый хочет погрузить своего маленького партнера по игре (спокойствие, умиротворенность или энергичность, активность и т. д.).

 

  «Тряпичная кукла». Взрослый и ребенок образуют пару. Один в паре изображает тряпичную куклу - мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй - играет с куклой: придумывает для неё танцевальные движения под музыку, управляет её руками, головой, туловищем и т. д. Музыкальное сопровождение должно настраивать на весёлый, шутливый лад и в то же время на ласковое, бережное отношение к своей «кукле». В процессе игры партнеры обязательно меняются ролями, и у взрослого есть возможность продемонстрировать оригинальные творческие решения в придумывании движений для «куклы», «задать тон». Ребенок обязательно будет копировать варианты, предложенные взрослым. Характер взаимодействия с «куклой», продемонстрированный взрослым, может без слов воспитывать ребенка в духе партнерских взаимоотношений. Ведь «кукла» должна полностью положиться на своего партнера, довериться ему. Ребенок, играющий с «куклой», подражая взрослому, будет стараться не причинить ей боль, придумать для неё удобную и эстетически выигрышную позу. Тактильные взаимодействия в этой игре создают атмосферу особой доверительности и, минуя слова, сообщают участникам игры об их доброжелательности друг к другу, готовности к поддержке и участию.

 

  «Водитель машины». Один из играющих встает впереди с закрытыми глазами, изображая согнутыми в локтях и сцепленными руками бампер машины. Второй управляет им сзади, изображая водителя машины. Тот, кто изображает машину, не должен открывать глаза, проверяя, правильно ли ведёт «водитель», то есть полностью довериться своему партнеру по игре. «Водитель» же должен вести свою «машину» аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская «аварий». Музыкальное сопровождение может настраивать «водителя» на заботливый, бережный лад, а может и провоцировать «крутые виражи» и рискованные «маневры». Важно,  чтобы ситуация у «водителя» была под контролем и «машина» оказалась в целости и сохранности. В процессе игры партнеры меняются ролями.

 

  «Бабочка и ветерок». Один из играющих – «бабочка», другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза. Звучащая музыка начинает импровизированный танец рук, в котором «ветерок» управляет руками-«крылышками» «бабочки». В процессе танца-игры партнеры меняются ролями («бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх). Если подобрать спокойное, умиротворяющее сопровождение, игра превратится в эффективное релаксационное упражнение: мягкие, плавные движения рук прекрасно снимают напряжение и успокаивают.

 

  «Зеркало». Один из играющих – «зеркало», а другой – «дама» или «кавалер», собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). «Зеркало» должно в точности копировать движения своего партнера по игре. Включается музыкальное сопровождение и ребенку предлагается «нарисовать» звучащую музыку. Ребенок в паре импровизирует движения под музыку - рисует её, а взрослый – «зеркало» воспроизводит движения. При этом руки «художника», воспроизводящие линии мелодии, не соприкасаются с руками своего «зеркального отражения», хотя и располагаются очень близко. Возникает эффект синхронного движения, требующий сосредоточенного внимания к партнеру. В процессе игры партнеры меняются ролями («теперь ты – зеркало»). Играя в эту игру, можно вставать не только друг против друга, но и рядом, в одну линию. В этом случае «зеркалу» нужно боковым зрением наблюдать за партнером, предугадывая его движения, а «художнику», рисующему музыку, в своих движениях ориентироваться на партнера. В игре могут быть использованы различные предметы: газовые шарфики, надувные шарики, цветы и т. д. Предмет будет конкретизировать музыкальный образ, делать его наглядным и тем самым стимулировать двигательное фантазирование.

 

  «Точка, точка, запятая». Играющие стоят лицом друг к другу на небольшом расстоянии. С началом звучания быстрой ритмичной музыки ведущий делает легкие похлопывающие движения руками по разным точкам своего тела: по плечам, голове, животу, коленкам, щиколоткам и т. д. (точки придумываются и меняются на ходу). Второй участник игры должен точно копировать движения ведущего. Роль ведущего передается друг другу по очереди. Учитывая быстрый темп музыки, игра оказывается прекрасным упражнением на координацию.

 

     В играх - двигательных диалогах эффективно развивается эмпатия -  сопереживание партеру по игре, умение определять эмоции другого, подстраиваться к его ритмике, пластике, настроению. Эмпатия - важное качество, необходимое в общении. Проявляя эмпатию в общении, отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние и тем самым устанавливаем с ним активную обратную связь. Чтобы лучше понять чувства собеседника, нужно следить за выражением его лица, позой, жестами, интонацией. Этот навык вырабатывается в играх-диалогах, играх-«зеркалах», условием которых является точное копирование позы партнеров.

 

    Яркий в эмоциональном отношении, интересный для детей музыкальный образ вместе с игровой ситуацией поможет вовлечь ребенка в процесс внимательного наблюдения за позой партнера по игровому общению, подстраивания к его жестам, пластике, проникновения в его эмоциональное состояние через собственные телесные ощущения в процессе копирования движений.

 

    Самый простой способ организации игры - повтор ребенком движений взрослого. Взрослый выступает ведущим в игре-импровизации, а ребенок одновременно и наблюдает за ним, и старается копировать его движения. Взрослому совершенно необязательно иметь хореографическую подготовку для двигательных импровизаций. Основой для них послужит танцевальный опыт, который имеется у каждого, и обычный набор выразительных движений: шаги, прыжки, жесты, мимика, движения корпуса, передвижения в пространстве помещения. Достаточно передать в движениях общий характер музыки, связать телесную пластику с музыкальным звучанием.

 

   Такие совместные игры-импровизации направлены, прежде всего, на развитие у ребенка ощущения его эмоционального благополучия. Это ощущение у ребенка будет связано со способностью к естественным, раскрепощенным, координированным движениям. Точность и ловкость движений, их соответствие переживаемым эмоциям, а главное, удовольствие, получаемое ребенком от движения, - верный показатель его эмоционального благополучия. При этом не надо специально выучивать с ребенком танцевальные движения, портить игру тренажом и проработкой деталей задуманной взрослым пластической композиции. Свободные, импровизированные танцевальные движения взрослого выступают здесь главным и единственным способом достижения нужного результата.

 

     Играя с ребенком в паре, взрослый может уделить внимание особенно важным с точки зрения музыкальной терапии моментам организации двигательных импровизаций. Взрослому следует своими действиями побуждать ребенка к двигательному заполнению всего пространства комнаты, в которой проходит игра. Важно, чтобы всё игровое пространство было освоено ребенком, чтобы он мог в нем ориентироваться и не бояться совершать разнообразные передвижения. Поскольку взрослый является ведущим в игре, он может продемонстрировать ребенку приемы освоения пространства, подключив выдумку, юмор и находчивость. Например, он может неожиданно сменить движение вперед на «задний ход», в конце музыкальной фразы присесть на стул, «запутать» движение в центре комнаты частыми переходами в разные ее концы и т. д. Конечно же, эти действия должны соответствовать характеру музыки, превращаться в выразительные эпизоды или мини-сюжеты. Дети же воспринимают подобные действия как забавные игровые ситуации, активизирующие их внимание и реакцию.

 

      Следует в играх развивать способность ребенка попадать в метрическую сетку, чувствовать метрическую пульсацию и телесно её воплощать. Достигнуть этого также можно с помощью игровых приёмов, укрупняя движения, связывая их с узнаваемыми образами животных или сказочных героев. Значимым для выработки способности к телесному воплощению музыкального метра является выбор точного характера шагов, подскоков или прыжков, включение в пластическую композицию звучащих жестов - хлопков, щелчков, притопов в такт музыке. Слаженные, ритмичные движения  в игре обладают колоссальным терапевтическим эффектом. Ритмическая упорядоченность движений  в игре рождает у детей положительные эмоции, доставляет им удовольствие от совместной творческой деятельности в процессе игрового общения.

 

      Важным моментом является выработка мягкости, пластичности движений у детей. Выражение в жесте протяженности и объёмности музыкального звучания само по себе является успокаивающим, терапевтическим средством. Развитие пластичности, музыкальности движений в игре способствует гармонизации эмоционального состояния ребенка.

 

     В играх - двигательных импровизациях под музыку может принимать участие и большее количество детей и взрослых. Необходимо помнить, что условием творчества детей в любых его проявлениях является свобода выбора и отсутствие авторитарного давления со стороны взрослого. Поэтому необходимо ввести в игру дополнительные правила.

 

   1. Ведущим сможет быть каждый, когда до него дойдет очередь. «Очередь» легко организовать, придав ей форму круга: дети стоят в кругу и передают роль ведущего по кругу. Общий круг может трансформироваться в несколько маленьких кружков, квадратиков, треугольников, в движение змейкой и т. д.

 

    2. Любые действия, предложенные ведущим, принимаются без обсуждения и в точности повторяются всеми. Даже если ребенок растерялся и просто стоит или топчется на месте, игра не должна останавливаться. Взрослый, принимающий участие в игре наравне со всеми, в этом случае должен взять на себя роль «дирижера» и помочь ребенку достойно выйти из создавшейся ситуации. Например, взрослый в своем варианте повтора движений может шутливо обыграть топтание незадачливого ведущего на месте и жестом, мимикой дать понять всем, что такой вариант тоже возможен.

 

   3. Каждый может оставаться ведущим столько времени, сколько захочет. Свою роль ведущего ребенок может передать следующему, когда захочет или когда иссякнет его фантазия. Это правило легко выполнимо на начальных стадиях включения детей в подобные игры, когда дети еще не привыкли быть в роли ведущего, стесняются и стараются быстрее передать эту роль следующему. В дальнейшем некоторые дети настолько осваиваются с ролью ведущего, что с нежеланием отдают её другому. В таких случаях нужно изменить правило: ведущие меняются на каждую музыкальную фразу, куплет или часть музыкального произведения.

 

   4. В игре принимают участие все присутствующие: и дети, и взрослые - на равных. В таких играх не должно быть разделения на исполнителей и зрителей. Все присутствующие являются участниками и создателями игрового действа. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет самостоятельным смыслом сам процесс его участия в игре. К тому же дети будут иметь возможность игрового общения не только со сверстниками, но и со знакомыми и незнакомыми взрослыми, что ценно с точки зрения развития коммуникативных навыков.

 

     Приведу в пример несколько игр, направленных на коллективное музыкально-двигательное творчество детей.

 

  «Тропинка». В начале игры задаётся эмоционально-образная ситуация: «Мы заблудились в сказочном лесу, в котором живут добрые и злые сказки. Мы будем выходить из этого леса по узкой извилистой тропинке друг за другом, двигаясь очень тихо, чтобы не разбудить злые сказки. А помогать нам будет звучащая музыка. Тот, кто идёт впереди, - ведущий. Ведущий будет подбирать характер шагов и делать движения руками, показывающие, что он слышит музыку-помощницу, а те, кто идут за ним, будут копировать его движения. Когда ведущий устанет, он уйдёт назад и передаст роль ведущего следующему за ним».

 

     В задачу игры входит: движение в спокойном, умеренном темпе и импровизация несложных движений, соответствующих мягким, плавным, закругленным линиям-интонациям мелодии. Соблюдение тишины и внимательное вслушивание в музыку, которая также звучит негромко; движение «по извилистой тропинке», то есть свободное определение в пространстве себя и идущего следом.

 

   «Волшебный сад». Дети сидят на корточках по кругу, закрыв голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах. С первых звуков музыки ведущий (взрослый или кто-либо из детей по собственному желанию) «оживляет» цветы «волшебной палочкой». Цветы «распускаются», качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и «волшебником» - ведущим в соответствии со звучащей музыкой. В завершении пьесы «цветы» должны снова закрыться в бутоны.

 

   «Мышки на зарядке». Дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. Взрослый рассказывает детям сказку про дружную мышиную семью, которая по утрам в полном составе обязательно делала зарядку. Детям предлагается вспомнить, какие движения делают во время зарядки, пофантазировать, как эти движения делали бы маленькие мышки. Дети делают движения зарядки под музыку, повторяя их за ведущим. Роль ведущего передаётся каждому по очереди - по кругу.

 

   «Считалочка». Дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. В центре круга - ведущий. Музыкальным сопровождением к этой игре может быть любая современная детская песенка, лучше, если с контрастными по темпу запевом и припевом. На запев песенки, ведущий, в такт музыке считает детей (указывая на каждого, как в игре в считалочку). Тот, на ком мелодия запева заканчивается, становится новым ведущим. В припеве ведущий в центре круга импровизирует танцевальные движения, а остальные копируют его. На запев снова начинается отсчет, к концу которого ведущий опять меняется.

 

     В играх - двигательных импровизациях развивается выразительность невербальных средств общения: жестов, пантомимики, мимики, интонации. Эффективность общения в большой степени зависит от его эмоционально выразительной стороны. Проведённые психологические исследования говорят о том, что слова занимают в общении лишь 7 процентов, на интонацию речи приходится 38 процентов, на жесты, мимику, моторику человеческого тела - 55 процентов. Невербальные формы поведения: жесты, мимика, интонации - исторически предшествовали появлению речи, они менее контролируемы интеллектом. Освоить их можно только практически, в живом действии. Особенно важен опыт адекватного и выразительного проявления эмоций, приобретенный в детстве. Музыкальные двигательные игры-импровизации являются эффективным средством развития выразительности мимики и пантомимики в общении.

 

 


    


 

  

 

 

 

 

    

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x