Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ. Игры на развитие воображения и словесного творчества для детей дошкольного возраста» | Железнова Ирина Сергеевна. Работа №273935
Автор: Железнова Ирина Сергеевна
Предлагаю познакомиться с опытом применения ТРИЗ для развития воображения и словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.
1 слайд Консультация для педагогов:
«Использование технологии ТРИЗ. Игры на развитие воображения и словесного творчества для детей дошкольного возраста»
2 слайд- Добрый день уважаемые коллеги.
Предлагаю вам, уважаемые коллеги, отправиться со мной в увлекательное, сказочное путешествие.
В некотором царстве, очень давно, жил гениальный человек, изобретатель, сделавший великое открытие в педагогике. Он говорил: «Уровень, который мы называем гениальным - это и есть нормальный уровень работы человеческого мозга». Дорогие друзья, вы не догадываетесь кто это? (Генрих Саулович Альтшуллер)
3 слайд – это автор ТРИЗ
- Как расшифровывается абривиатура ТРИЗ? (теории решения изобретательских задач) . Отличительной особенностью данной педагогической системы является то, что ребенок устанавливает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Вообще, ТРИЗ, адаптированная для дошкольного возраста, является универсальной технологией, она позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». ТРИЗ даёт детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая тем самым все компоненты устной речи, логическое мышление, творческое воображение, фантазию.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и столом? и др.
Цель второго этапа - учить детей фантазировать и изобретать.
Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, вы попали в гости к Морозу Ивановичу и он хочет вас заморозить. Что делать?".
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из сложной ситуации.
Альберт Эйнштейн считал, что: «Без воображения нет соображения». Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления. Дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети "изобретают свои велосипеды". Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений. Их много, но я познакомлю вас с теми, в которые играем мы с детьми.
Я предлагаю вам всем стать изобретателями, и отправиться вместе со мной в чудесную страну ТРИЗ. Но сначала, мы изобретем чудесное, волшебное транспортное средство. Как же мы его назовем? (грузо-авто-тракто-лет).
Итак, первая игра называется «Увеличение, уменьшение»
Она начинается с таких слов: Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (Предложить педагогам ответить на эти вопросы)
А вот как отвечали мои дети:
-Увеличила бы обувь, чтобы не покупать новую. Не тратить деньги. Увеличила бы мячик, чтобы он не потерялся
Увеличил бы банку, чтоб положить в нее много огурцов и засолить на зиму
Уменьшил бы дерево, чтобы было легко достать яблоки
Уменьшил бы крапиву, чтоб она стала маленькой и не обжигала.
- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
- Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.
Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.
Следующая игра «Оживи предмет»
Эта игра предполагает придание объектам неживой природы и окружающим предметам способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
Например, мои дети отвечали так: Оживила бы чайник, чтобы он сам наливал воды в чашку; Оживила бы ручку, чтобы она сама писала за меня уроки.
Следующая игра называется «Подарок»
Дети встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: «Я дарю тебе коробку конфет, потому что знаю, что ты любишь сладкое», или «Я дарю тебе котёнка, о котором ты мечтал»
Игра «Измени характер персонажа»
Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (Родители Педагоги приводят свои ответы).
Как играть в эту игру. Прочитайте ребенку сказку, лучше начинать со сказок о животных. Выберите одного персонажа из сказки, у которого вы измените характер. Обратите внимание на то, что изменение характера одного персонажа изменит привычные отношения между героями сказки.
Игра «Угадай, кто ты»
Перед ребенком раскладывается небольшое количество картинок, он запоминает их, надевает ободок, закрывает глаза, другой ребенок кладет картинку в ободок и просит угадать кем он стал. Водящий задает наводящие вопросы: Я игрушка, животное, насекомое? Я мягкий? Съедобный? И т.д, пока не угадает.
Игра «Как мне повезло»
Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.
Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.
Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.
Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.
(Предложить поиграть педагогам)
Игра «Найди общее»
На столе выкладываются в две стопки перевернутые картинки. Ребенок переворачивает две, кладет на стол и ищет похожие признаки предметов.
Следующая игра «Я еду на … и беру с собой….»
На столе кладется стопка перевернутых карточек. Игра начинается со слов : Я, например, еду на море и беру с собой…Далее берется первая карточка переворачивается и ребенок договаривает, что он берет с собой называя предмет на карточке и придумывает, зачем он ему нужен. (Игра с педагогами)
Игра «Представь себе» Игра начинается со слов: «Представь себе, что люди могли бы ходить только на руках. Что бы тогда было?» Перечень тем может быть самым разнообразным и касаться человека, его привычек и характера, явлении природы, животных, предметов быта. Например: что было бы, если бы...:
... вместо дождя с неба падали конфеты?
... снег лежал круглый год?
... тридцать три дня шел дождь не переставая?
... в водопроводе водились крокодилы?
... по небу можно было ходить пешком?
... люди умели летать?
... медведи жили в гнездах?
... на деревьях росли батоны?
... по реке плавали арбузы?
... на небе вместо Луны висел воздушный шарик?
... дома были сделаны из ваты?
... вилки были сделаны из шоколада?
... у человека глаза были на затылке?
«Автобиография»
Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.
«Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)».
Игра «Веселые рифмы»
Подберите к словам рифмы.
Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги - пироги и т.д.
Игра «Карусель».
Она больше на закрепление имен признаков предметов, детям она очень нравится. Хочу ее вам продемонстрировать. На полу раскладывается круг из ткани, я сделала из клеенки, на кружочки раскладываются карточки, посередине любой предмет. Вызываются трое детей, они бегут вокруг круга после слов: Раз, два, три беги. После слов: Раз два, три замри останавливаются напротив трех карточек и по очереди задают предмету вопросы, сами на них и отвечают. Например: Мячик, какой ты по форме? Какой температуры? (Ребенок трогает и определяет). Что ты умеешь делать? И так далее.
Игра «Теремок»
(проводится со средней группы)
Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.
Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»
В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня».Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня».
- Тук-тук. Кто в теремочке живет?
- Это я, лиса. А ты кто?
- А я волк, пусти меня к себе!
-Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.
- И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т. д.
Все выше указанные игры помогают:
- развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей дошкольного возраста;
- обогатить словарный запас;
- сделать речь ребёнка более красочной, эмоциональной.
Вывод:
В результате использования в работе методов ТРИЗ, у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, они проявляют большую активность в принятии самостоятельных решений. Помимо этого у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; обогащается речь, становиться наиболее образной, увеличивается точность суждений.
Надеюсь, игры вам понравились, и вы будете использовать их в своей работе.