Статья Консультация для педагогов «Использование оригинальных методик для развития связной речи у детей». Автор: Кочугурова Нина Федоровна

Автор: Кочугурова Нина Федоровна
В статье  описываются развивающие технологии (мнемотехника, синквейн, палочки Кюизенера), которые можно использовать на занятиях по развитию связной речи. 


Автор: Кочугурова Нина Федоровна
Консультация для педагогов
Использование оригинальных методик для развития связной речи у детей
ИСПОЛЬЗОВАНИИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Педагогика предполагает множество методик, приемов, преследующих цель – научить детей связано, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога. Правильная организация обучения детей связной речи – сложное дело. Наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако, не превышает его возможностей. Поэтому наряду с традиционными, общепринятыми приемами вполне обосновано использование творческих, оригинальных методик, эффективность которых очевидна.
Одной из таких – служат приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для домашних – дом.
Традиционно работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям:
- обогащение словарного запаса;
- обучение пересказа и придумыванию рассказов;
- заучиванию стихотворений,
- отгадыванию загадок.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы-схемы, в которые заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведение.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок, глядя на нее, знает с чего он должен начать, а также как завершить свое высказывание. Например:
- цвет – дети рисуют цветовые пятна;
- форма – квадрат, круг, овал, треугольник – называют какую форму имеет предмет или его части;
- величина – рисуют два предмета контрастной величины;
- человек – для чего данный предмет нежен человеку;
- рука – какие действия совершают с этим предметом;
- восклицательный знак – эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет.
При заучивании стихотворений применяются следующие приемы: опорные картинки, рисование (кодирование) стихотворения.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращая занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с речевой патологией. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, который сопровождается просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Рисунки должны быть узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на фланелеграф. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.
При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.
(Мнемотаблицы прилагаются).
ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН
В переводе с французкого языка пять строк, основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
1.Дает педагогу возможность оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала.
2.Развивает не только речь, но и способствует развитию высших психических функций (внимание, память, мышление).
3.Позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Ребенок, не владеющий знаниями по данной теме, не сможет составить синквейна.
К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
- первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;
- вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет;
- третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы;
- четвертая строка – предложение, состоящее из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме;
- пятая строка – слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Например:
Машина
Быстрая, мощная.
Едет, тормозит, обгоняет.
Я люблю кататься на машине.
Транспорт.
Таким образом, чтобы составить синквейн необходимо:
- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
- владеть анализом, обобщением;
- уметь подбирать синонимы;
- научиться понимать вопросы и задавать;
- уметь согласовывать слова в предложении.
Целесообразно использовать синквейн для закрепления изученной темы, как краткий пересказ текста.
ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА
Разработанные бельгийским математиком Х. Кюизенером. В одном наборе 116 цветных палочек, самая маленькая палочка белого цвета длиной 1 см. Каждая следующая длиннее предыдущей на 1см. Палочки Кюизенера доступны для работы с детьми трех лет.
Игры и упражнения с ними помогают решать следующие задачи:
- развитие мелкой моторики;
- закрепление понятий: длинный – короткий, высокий – низкий, толстый – тонкий;
- закрепление знаний о цвете;
- обучение ориентировки в пространстве;
- развитие творческого мышления.
Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания:
- название частей предмета;
- развивают навыки словообразования и словоизменения;
- заучивание потешек, стихотворений;
- автоматизация звуков в речи;
- формирование навыков произношения слов со сложной слоговой структурой.
Список литературы:
Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов-на-Дону. 2011г.
Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. М., 2007г.
Гин А. Приёмы педагогической техники. М., 2003г.
Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.//Логопед.2005, №5.
Терентьева Н. Синквейн по Котловану. //Литература. //Первое сентября. 2006, № 4.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x