Статья Консультация для педагогов «Жестокое обращение с ребенком в семье». Автор: Груздева Татьяна Владимировна

Автор: Груздева Татьяна Владимировна
Социальный-педагог

Груздева Т.В.

Павлово-2018г.

 

Консультация для педагогов

«Жестокое обращение с ребенком в семье»

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.


Автор: Груздева Татьяна Владимировна

Социальный-педагог

Груздева Т.В.

Павлово-2018г.

 

Консультация для педагогов

«Жестокое обращение с ребенком в семье»

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.

Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Формы жестокого обращения с детьми:

Ф

изическое насилие (преднамеренное нанесение

физических повреждений ребенку).

С

ексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сек

суальные действия со взрослыми).

П

сихическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).

Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).

Признаки жестокого обращения с детьми

Физическое насилие:

боязнь физического контакта с взрослыми;

стремление скрыть причину травм;

плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

суицидальные попытки.

Сексуальное насилие:

ночные кошмары, страхи;

не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;

стремление полностью закрыть свое тело;

депрессия, низкая самооценка.

Психическое насилие:

постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;

различные соматические заболевания;

беспокойство, тревожность, нарушения сна;

агрессивность;

склонность к уединению, неумение общаться;

задержка физического, умственного развития;

плохая успеваемость;

нервный тик, энурез.

Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):

задержка речевого и моторного развития;

постоянный голод;

кража пищи;

требование ласки и внимания;

низкая самооценка, низкая успеваемость;

агрессивность, импульсивность;

сонный вид и утомленность;

санитарно-гигиеническая запущенность;

отставание в физическом развитии;

часто вялотекущая заболеваемость;

антиобщественное поведение, вандализм.

Профилактика жестокого обращения с детьми:

создание доверительно-делового контакта с родителями;

участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);

изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:

Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.

Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;

проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;

объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;

держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Нельзя:

— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, социальному педагогу, руководителю).

Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:

реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);

оградить ребенка от реакции других детей;

уделить ребенку максимум внимания;

дать понять, что проблему можно решить.

В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам .

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

 

 

 

 

АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПРАВА РЕБЕНКА» 
1. Ф. И. О.________________________________________________________ 
2.  Какие документы о правах ребенка Вы знаете?_______________________ 
3. Какие права детей Вы знаете?______________________________________ 
4. Как Вы считаете, где ребенок может получить знания о своих правах: на занятиях, вне занятий, предоставить это сделать родителям?______________ 
5. Учитываете ли вы индивидуальные особенности детей?________________ 
6. Какая позиция преобладает в общении? («сверху», «рядом», либеральная)_______________________________________________________
7. Чем определяется ваш стиль отношений с ребенком: (концепцией воспитания и обучения, примером воспитания детей другим воспитателем)_______________ ____________________________________
8.       Какие необходимые выражения вы используете для регулирования поведения детей?_______________________ ________________________
9.      Какие ласковые слова вы употребляете в работе с детьми?________________________________________________________
10. Как чаще всего вы обращаетесь к детям? (по фамилии или по имени)_______ ___________________________________________________
11. Всегда ли вы способны открыто признать свою ошибку в общении с ребенком? (часто, иногда, никогда)_______ __________________________
12. Как чаще всего вы воздействуете на детей? (при помощи указаний, убеждений, просьб, внушений, объяснений)___________________________
13. Опишите ваши методы наказаний_________________________________

__________________________________________________________________
14. Кто ответственен за охрану прав детей?_____________________________
15.  Что может сделать ДОУ для защиты прав детей?______________________

 

 

 

 

 


Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x