Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Консультация для педагогов "Ознакомление детей с природой в играх." | Усманова Гузель Нургалиевна. Работа №207263

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Усманова Гузель Нургалиевна
Необходимо, чтобы во время экологических занятий с детьми использовались все виды игр дошкольников - как с готовым содержанием и правилами, так и требующие творческих подходов.

Ознакомление детей с природой в играх.
Одним из важнейших практических методов природоведческой деятельности детей и её основных форм необходимо рассматриватьигру.Игра- это наиболее эмоционально насыщенная деятельность, а положительный эмоциональный фон, как уже отмечалось, имеет для экологического развития дошкольников большое значение
Какова же роль игры в природоведческой деятельности дошкольников?
1) В первую очередь необходимо говорить о влиянии игр на расширение диапазона знаний, представлений о мире природы. Играя, дети познают природное окружение, их знания об объектах, предметах, явлениях природы заметно расширяются и конкретизируются.
2) Далее, игровая деятельность способствует развитию способностей ребенка видеть эстетическую красоту и неповторимость природного окружения, учит любоваться ее своеобразием.
3) Игровая деятельность оказывает также влияние на развитие у детей гуманных чувств по отношению к природе и познавательного к ней отношения.
Для успешного осуществления этой деятельности необходимо, чтобы во время экологических занятий с детьми использовались все виды игр дошкольников - как с готовым содержанием и правилами, так и требующие творческих подходов.
Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры - это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).
В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
- предметные;
- настольно-печатные;
- словесные;
- творческие.
Предметные игры.Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.):Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести --Чудесный мешочек, Вершки и корешки, С чьей ветки деткии т.д.
Предметные игры возможно использоватьво всех возрастных группах, как вколлективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Настольно-печатные игры.Это игры типа лото, домино, разрезных картинок (Ботаническое лото, Ягоды и фрукты, Грибы и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работес небольшой подгруппойдетей. Эффективны они и при организациииндивидуальной коррекционной работы.
Словесные игры.Это игры,не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы:Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?, Когда это бывает?, Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.
Творческие игры.Большое значение в системе занятий с детьми на экологическую тему имеют творческие игры (строительные с применением природного материала и сюжетно-ролевые). В нихдети излагают свои впечатления, полученные от общения с природными объектами в процессе наблюдений и экскурсий, а также знания, полученные на экологических занятиях.Специфической особенностью данных игр является то, что они организуются по инициативе самих детей. Самостоятельный характер творческих игр дошкольников помогает воспитателю выявить уровень экологических знаний и отношение детей к природе, что имеет большое значение для дальнейшей организации системы образовательной работы с детьми по вопросам экологии.
Строительные игры с природным материалом (песок, вода, глина, шишки, камешки и пр.). Они оказывают положительное влияние на процесс познания детьми специфических свойств и качеств предметов природы. В процессе этих игр у детей обогащается, совершенствуется чувственный опыт, развиваются познавательные способности.Строительные игры можно использовать и для подготовки детей к практическо-исследовательской деятельности, так как в процессе этих игр дети нередко познают проблемные ситуации,связанные с физическими свойствами материалов(например, почему сухой песок рассыпается, а из влажного можно лепить куличики). При условии создания определенной развивающей среды (песочницы маленькие и большие, формочки, совочки и пр.) строительные игры можно успешно использовать как в помещении, так и на участке.
Сюжетно-ролевые игры.Это игры, в которых дети отражают свой опыт, знания, приобретенные в процессе общения, взаимодействия с миром природы. Большое значение для оптимального влияния данного вида игр на результативность экологического образования дошкольников будет иметь расширение и обогащение опыта детей посредством проведения природоведческих экскурсий, использования диафильмов, диапозитивов, видео- и кинофильмов, отображающих не только непосредственно мир природы, но и труд людей в природных условиях. Особое влияние оказывает на игры детей рассказы взрослых о своей работе.
Необходимо создавать определенные условия для развертывания творческих игр природоведческого содержания: в группах должны быть специальные наборы игрушек - животные, овощи, фрукты, сельскохозяйственные машины и т. д.
Практические рекомендации по использованию игр природоведческого содержания.
В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение и т.д. В связи с усложнением образовательной нагрузки кардинально меняются и сами игры. Усложняется их содержание, правила, задачи, игровые действия.
Однако для того чтобы использование дидактических игр было эффективным, необходимо целенаправленно обучать детей.Методика обучения детейдидактическим играм зависит от возрастных особенностей и возможностей дошкольников.
В младшем дошкольном возрасте напервом этапевоспитатель выступает активным участником игры. Проигрывая игру вместе с детьми, он сообщает одно правило. Правило это должно быть несложным. В процессе повторения игры сообщается дополнительное правило.На втором этапевоспитатель руководит игрой уже со стороны. Не являясь активным участником игры, тем не менее он направляет игру, следит за выполнением детьми правил, помогает им.На третьем этапе, когда игровые правила и действия хорошо усвоены, дети играют самостоятельно. Воспитатель только наблюдает за действиями детей со стороны.
Начиная со среднего дошкольного возраста, когда у детей уже накоплен элементарный опыт игровой деятельности, методика обучения и руководства дидактическими играми детей несколько иная.Перед началом игры воспитатель рассказывает детям ее содержание, вычленяя при этом 1 -- 2 наиболее важных правила. Воспитатель также активно включается в игровую деятельность детей и по ходу игры еще раз проговаривает пра-вила, показывает игровые действия, говорит о дополнительных правилах. Это первый этап обучения дидактической игре.На втором этапе дети уже играют самостоятельно. Воспитатель со стороны наблюдает за ходом игры, исправляет ошибки детей, разрешает конфликтные ситуации. Когда интерес к игре у детей пропадает, воспитатель может предложить детям новый ее вариант.
К категории игр с правилами относятся и подвижные игры. Разработано достаточное количествоподвижных игр природоведческого содержания(см. Приложение №1). В основном это игры, знакомящие детей с повадками животных или с явлениями неживой природы. Дети, подражая повадкам животных, имитируя их образ жизни, отображая явления природы, глубже усваивают знания о мире природы. А положительные эмоции, которые сопутствуют этим играм, стимулируют развитие познавательных интересов детей.
В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. В дидактических предметных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты, овощи и др.). В таких играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систематизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явлениях неживой природы.
Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для закрепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы.
Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и в повседневной жизни. А игровые упражнения направлены на закрепление полученных знаний. Многие упражнения имеют сюжетный характер. Это делает их интересными для детей.
Развлечения типа игры-забавы, игры-соревнования, хороводы в условиях природы родного края помогают углублять нравственное и эстетическое чувство детей. Для того чтобы дети не переутомлялись, есть малоподвижные игры.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.
Картотека экологических игр для всех возрастных групп.
Часть 1.Игры для детей первой младшей группы
Воробушки и кот Подвижная игра
Дети-воробушки прячутся в свои гнездышки(за линию, в кружки, нарисованные на земле)на одной стороне площадки. На другой стороне площадки греется на солнышке кот. Как только кот задремлет, воробушки вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки(дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют).Но вот просыпается кот, мяукает и бежит за воробушками, которые улетают в свои гнёзда.
Сначала роль кота исполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.
Вышли дети в сад зелёныйСюжетная игра
Вышли дети в сад зеленый танцевать, танцевать. Стали гуси удивленно гоготать, гоготать.
—Га-га-га, га-га-га!—- вторят дети-гуси. Все остальные танцуют. Серый конь заржал в конюшне:
И-го-го, и-го-го!
Для чего кружиться нужно,
Для чего, для чего?.
—И-го-го, и-го-го!— подражает ребенок коню. И корова удивилась:
Му-му-му, му-му-му! Что вы так развеселились, Не пойму, не пойму?.
—Му-му-му, му-му-му!— вторит другой ребенок.
Движения, имитирующие поведение гусей, коня и коровы, может подсказать воспитатель, но могут придумать и сами дети.
Зимний хороводХороводная игра
Особенности игры и ее воспитательное значениеУчастие в хороводе сближает малышей друг с другом и дает им возможность представить красоту зимней природы. Как и в предыдущих играх, дети выполняют ритмические движения под поэтический текст. Движения должны быть очень выразительными, образными и дополнять слова, что является новым для детей.
В предлагаемом тексте есть два важных момента: описание зимнего пейзажа и того, что происходит в жизни ребенка в это время года.
Игра соответствует радостному настроению детей, которые увидели первый снег, она помогает глубже прочувствовать и осознать это событие. Описание игры и приемы ее проведения
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют хоровод. Двигаясь по кругу, они хором произносят текст и сопровождают его движениями.
Вот пришла зима-зима, Зима-зимушка, зима. Выпал беленький снежок, Выпал снег холодный.(два раза)
Хоровод движется вправо.
Дети опускают руки, медленно кружатся влево, потом вправо, слегка приседают.
Поднимаются, показывают плавным движением рук, как расстилается снег на дороге, висит на деревьях. Затем соединяют кисти рук над головой и кружатся на месте, изображая
Стоя на месте, дети изображают, как они надевают и застегивают шубки, натягивают сапожки. Кружатся, пританцовывают, хлопают в ладоши, чтобы не замерзнуть.
На дорожках снег лежит, На деревьях снег висит, Крыши побелели, Вот как побелели.(два разгО крыши домов.Надо шубки надевать И сапожки обувать, Стало холодненько, Ох как холодненько!(два раза)
Мы Осенние листочки Подвижная игра
В руках у детей веточки с осенними листочками.Мы листочки, мы листочки, Мы осенние листочки. Мы на веточках сидели, Ветер дунул — полетели. Мы летали, мы летали. Все листочки так устали. Перестал дуть ветерок, Все уселися в кружок.Ветер снова вдруг подул И листочки с веток сдулВсе листочки полетели
И на землю тихо сели.
Рыбки живые и игрушечные: сравнение внешнего видаДидактическая игра
Игра может быть использована в ясельной — средней группах.Дидактическая цель:дать детям представление о строении рыбы, основных частях ее тела. Дети рассматривают рыбок в аквариуме, воспитатель задает вопросы: какое тело у рыб? Где голова? Где хвост? Какой он? Что у рыбок на голове? Где у них спина, а где брюшко? Что еще есть у рыб?
Воспитатель раздает всем игрушечных рыб, предлагает рассмотреть их со всех сторон, обвести игрушку пальчиком по контуру. Показать и обвести по очереди все части тела.
Воспитатель уточняет: Голова спереди, хвост сзади, плавники на спине, хвосте, брюшке. Спина сверху, брюшко снизу. На голове рот, глаза, жаберные крышки. Спрашивает, чем рыбка-игрушка отличается от рыбок в аквариуме. Предлагает детям самим играть с рыбками.
Стоят кругом и держат в руках листочки.
Бегают по комнате, размахивая веточками.
Присаживаются на корточки.
Снова разбегаются, машут.
Сравнение живой и игрушечной птичек — игра, аналогичная предыдущей, проводится с детьми ясельной — средней групп.
Часть 2. Игры для детей второй младшей группы
Где спряталась матрёшка
Игровое упражнение
Цель:закрепить у детей названия растений, воспитывать любознательность, находчивость.
Описание:Растения, находящиеся в группе, располагают так, чтобы они были хорошо видны, и к ним можно было легко подойти. Одному из детей завязывают глаза платком. Воспитатель прячет плоскую матрешку под растением. Ребенка освобождают от платка, он находит матрешку и говорит название растения.
Где спряталась рыбка?
Игровое упражнение
Цель:развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материал:голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.
Описание:Детям показывают маленькую рыбку (рисунок, игрушку), которая захотела поиграть с ними в прятки. Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. Как же найти рыбку? — спрашивает воспитатель. — Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. И говорит, на что похож тот предмет, за которым спряталась рыбка. Дети отгадывают.
Где что найдешь? Дидактическая игра
Цель:закрепить у детей умение самостоятельно и свободно группировать предметы по их назначению. Учить их помогать друг другу.
Игровое задание:расставить предметы по местам.
Правила игры: найти предмету место среди близких ему по применению. Поставить предмет на место по сигналу.
Материал:предметы или картинки, изображающие' посуду, одежду, кухонные принадлежности, оборудование для игровой площадки или медицинского кабинета.
Ход игры:в комнате расставьте шкаф для посуды, шкаф для одежды, шкаф для игрушек, медицинский кабинет, игровую площадку, кухню и др. Обратите внимание детей на то, что все они пока пусты. Попросите детей помочь вам разложить предметы (или картинки) по местам. Дети разбирают предметы (картинки), внимательно рассматривают их, думают, куда что положить.
Когда все вещи разложены, разделите детей на небольшие группки (2- 3 человека), которые решают, все ли предметы (картинки) лежат на своем месте. Лишние картинки дети забирают и потом все вместе думают, куда их надо определять.
Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб
Игровое упражнение
Цель:найти дерево по названию.
Правило:бежать к названному дереву можно только по команде Беги!.
Описание:Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит детей подбежать к нему. Например:
—Кто быстрее найдет березу?
—Раз, два, три — к березе беги!
Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берез, растущих на участке, где проводится игра.
Мои друзья
Дидактическая игра
Цель:закрепить знания детей о домашних животных (как выглядят, что едят). Формировать гуманное отношение к ним.
Игровое задание:накормить своих друзей-животных. Правила игры: выбрать корм для определенного животного.
Материал:игрушки или большие картинки с изображением домашних животных. Маленькие картинки, на которых нарисован различный корм.
Ход игры:в начале игры прочитайте детям стихотворение С. Капути- кян Маша обедает. Игрушки или большие картинки расставьте так, чтобы они были хорошо видны. Под ними разложите маленькие картинки, но так, чтобы изображенный на них корм не подходил животному. Выступая в роли разных животных, попросите детей накормить их. Попробуйте вместе с детьми подражать голосам животных. Заставьте детей задуматься: Почему животные, хотя и голодны, не едят?. Оказывается, они едят строго определенный корм. Попросите детей помочь вам накормить животных. Если картинка подобрана правильно, кто-нибудь из детей, выступая от имени животного, выразит удовольствие и наоборот. При этом дети должны имитировать звуки, которые издают те или иные животные.
Вариант.
Дети делятся на группы. У каждого картинка с изображением какого- нибудь животного. Посреди стола разбросаны картинки с кормом. Дети по очереди берут их и предлагают своим животным. Выигрывает тот, кто правильно подберет корм.
Можно использовать следующие стихи, загадки:
Кони, кони, как живете?
Кони, кони, что жуете?
—Хорошо пока живем,
На лугу траву жуем.
Куры, куры, как живете
Куры, куры, что жуете?
—Хорошо пока живем,
Но, простите, не жуем!
Мы клюем проворно
На дорогах зерна.
Козы, козы, как живете?
Козы, козы, что клюете?
—Хорошо пока живем,
Но, простите, не клюем.
А дерем мы поутру
С молодых осин кору!
Как вы, кролики, живете? Что вы, кролики, дерете?
—Хорошо пока живем, Но, простите, не дерем А грызем мы ловко Свежую морковку.
Вы, котята, как живете? Вы, котята, что грызете
—Хорошо пока живем Но, простите, не грызем. Пьем мы понемножку Молоко из плошки.
Птицы, птицы, как живете? И чего из плошки пьете
—Хорошо пока живем, Но из плошки мы не пьем А поем мы песни вам
По утрам и вечерам!
В. Степанов
Найди паруДидактическая игра
Дидактическая задача:найти предмет по сходству.Игровые действия:поиски похожего предмета.
Правила:искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.
Материал:листья 3-4 деревьев в соответствии с количеством детей.Ход игры
Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: Подул ветер, все листочки полетели. Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: Раз, два, три — пару найди!. Каждый должен встать рядом с тем, у кого в руках такой же лист.
Часть 3. Игры для детей средней группы.
Берегите воду Игровое упражнение. Игра-соревнование
Педагогические задачи: научить детей не лить воду без нужды, беречь ее.Содержание и методика:игроков делят на 2 команды. Ребят каждой команды выстраивают в ряд на расстоянии вытянутых рук. Около первого игрока стоит ведро с водой — это колодец. Первые игроки черпают воду маленьким ведерком и передают его по эстафете. Последние поливают огород (можно выливать в ведро с надписью огород). Похвалы заслуживает та команда, которая меньше расплескала воды. Когда вода будет полностью использована, игрок, стоящий у колодца, сообщает:Мы носили воду, воду От колодца к огороду.
П. Воронько
Советы педагогу: знак, который бы означал, что кран следует закрывать плотно, повесьте в умывальнике. Выучите стихотворение С.Я. Маршака: Бережливым будь с водой Шевельни опять рукой И, как только воду взял, Хорошенько кран закрой!
Где чей дом?Дидактическая игра
Оборудование:картинки с изображением различных животных и их домов.Ход игры
Воспитатель читает стихотворение:Воробей живет под крышей. В теплой норке — домик мыши. У лягушки дом — в пруду. Домик пеночки — в саду Эй, цыпленок, где твой дом? — Он у мамы под крылом!
И предлагает вспомнить, кто где живет. Для этого показывает изображение животного, а дети должны выбрать изображение его дома, и наоборот.
Вариант.
Игру можно проводить с мячом
Живая или неживая природа Дидактическая игра
Цель:закрепить представления детей об объектах живой и неживой природы.
Воспитатель называет объект живой или неживой природы. Если назван объект живой природы, дети двигаются. (Например: названо дерево — поднимают руки, растут, если животное — прыгают и т.д.) Если назван объект неживой природы — дети замирают на месте.
Какая сегодня погода? Дидактическая игра
Цель:учить детей обозначать знаками разные состояния осенней погоды.
Игровые действия:придумывание условных обозначений разных состояний погоды, сообщение жителям города сведений о погоде.
Правила:сообщать сведения о погоде жителям города, используя рисунки с условными обозначениями только после того, как воспитатель даст определенные сведения.
Ход игры
Воспитатель рассказывает детям о том, что с помощью простого рисунка можно обозначать что угодно, в том числе и погоду. Объясняет, что такие рисунки используются для составления специальных карт погоды, которые вывешиваются в портах — для экипажей кораблей, уходящих в плавание, и в аэропортах — для летчиков, ведущих самолеты, и пассажиров. Затем, педагог предлагает детям придумать, как можно обозначить ясный солнечный день; когда все небо в тучах (пасмурный); дождливый день; ветреный день и т.д. Детям предоставляется возможность сначала самим выполнить задание. Если у них не будет получаться, подбираются отдельные картинки или делаются небольшие рисунки с изображениями солнца, тучи, дождя, волны, склоненного ветром дерева. Все рисунки должны быть очень простыми и легко узнаваемыми.
Когда рисунки будут готовы и дети поймут, как обозначают с их помощью погоду, можно поиграть в бюро прогнозов погоды. Воспитатель
дает сведения о погоде, а ребята сообщают их жителям города (куклам), используя рисунки с условными обозначениями. Например, педагог объявляет, что пошел дождь, а ребенок подбирает карточку с дождинками. Затем наступает его очередь, и он может сказать, что дождь перестал, выглянуло солнце, и рисунок тогда подбирает воспитатель.
Постепенно имеющиеся изображения дополняются новыми. Детям предлагается обозначить те изменения погоды, которые еще не встречались в игре.
Игру можно усложнить: изобразить 2-3 значка на одной карточке (солнце и ветер, дождь и тучи и т.д.).
Кто знает, пусть продолжает Словесная игра
Вариант 1.
Воспитатель называет обобщающее слово, а дети — слова, относящиеся к данному значению.
Воспитатель:Насекомые — это ...
. Дети:...муха, комар, ...
Воспитатель:Рыбы — это ...
Дети:.. карась, щука,...
Вариант 2.
Воспитатель называет видовое понятие, а дети обобщающее слово.
Воспитатель:Муха, комар — это ...
Дети:...насекомые.
Воспитатель:Золотая рыбка, карась — это ...
Дети:...рыбы.
Часть 4. Игры для детей старшей группы
Весной, летом, осенью Дидактическая игра
Подготовка к игре: воспитатель приготавливает три большие картинки с изображением весны, лета и осени и маленькие, на которых нарисованы растения, цветущие весной, летом, осенью.
Дидактическая задача:уточнить знания детей о времени цветения отдельных растений (например: нарцисс, тюльпан — весной, золотой шар, астры — осенью и т.д.); учить детей классифицировать по определённому признаку, развивать их память, сообразительность.
Игровое действие: игра может быть проведена так же, как и когда это бывает?, Угадай, что где растет.
Вкусная и полезная пища Дидактическая игра
Цель:учить детей распределять продукты по степени их полезности для организма человека; закреплять представления детей о разнообразной пище для человека (богатой витаминами, вкусной и полезной).
Материал:картинки с изображением разнообразных продуктов питания — овощи, фрукты, конфеты, мясо и т.д. (пособие Заходи в супермаркет), Дети выбирают из всех продуктов те, в которых много витаминов и которые полезны для здоровья человека, особенно весной (фрукты, овощи, зелень).
Где спрятано растение? Дидактическая игра
Дидактическая задача:запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.
Игровые действия:поиски изменений в расположении растений.
Правило:смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.
Оборудование:для первой игры нужно 4-5 растений, для последующих — до 7-8.
Ход игры
Вариант 1
Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем два-три). А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, — предлагает он. — Какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше.(Дети показывают.)
Вариант 2.
Одно растение можно убрать. А остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение.
Примечание
Детям, испытывающим затруднения в игре, воспитатель помогает организовать ее. Для этого предлагает 2-3 ребятам поиграть отдельно от всех. Детские стулья (4-5 штук) ставят по кругу, на каждом из них — растение. Один ребенок стоит в середине и отгадывает, другой переставляет растения (Следует обратить внимание детей, чтобы осторожно обращались с растениями).
Кто кем будет?Дидактическая игра
Ребенок отвечает на вопросы взрослого: Кем будет (или чем будет)... яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.?. При обсуждении ответов ребенка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
Вариантом этой игры является игра Кем был?. Смысл этой игры заключается в том, чтобы ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичом), сильный (слабым) и т.п. Можно давать другие слова, требующие от ребенка понимания перехода одного качества в другое. Каждому слову рекомендуется подбирать варианты ответов.
Кто летает, прыгает, плавает?Дидактическая игра
Подготовка к игре:педагог подбирает картинки с изображением знакомых детям животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, которые могут быть классифицированы по принципу: летают, прыгают, плавают. Изображение должно быть реалистичным, четким, без лишних деталей. К игре должны быть также приготовлены 3 цветных квадрата (крута, треугольника), условно обозначающих классификацию: летают — зеленый, прыгают — желтый, плавают — синий.
Дидактическая задача:уточнить знания детей о способах передвижения животных; развивать умение классифицировать по этому признаку; развивать внимание, память.
Игровое действие:дети выбирают трех звеньевых, которым воспитатель дает по одному условному знаку, например квадраты разного цвета (у кого квадрат, дети не знают). Всем остальным он раздает картинки с изображением животных. По команде ведущего дети, у которых картинки с изображением тех, кто лает, собираются вокруг звеньевого, держащего, например, зеленый квадрат; с изображением тех, кто прыгает, — вокруг звеньевого с желтым квадратом; тех, кто плавает, — вокруг звеньевого с синим квадратом.
Правила игры:дети не должны знать заранее, какого цвета квадрат у звеньевого. Звеньевой поднимает квадрат по команде ведущего.
Часть 5. Игры для детей подготовительной группы
Вырастим яблоки Дидактическая игра
Цель:учить свободно и правильно использовать знания о способах и последовательности работ в саду. Воспитывать уважение к садоводам, бережное отношение к результатам их труда.
Игровые задания:вырастить яблоки.
Правила игры:приступать к каждому виду работ своевременно. Дополнять друг друга, не повторяясь.
Материал:румяные крупные яблоки. Сюжетные картинки примерно такого содержания: садоводы сажают саженцы яблонь в заранее приготовленные ямки; белят стволы яблонь в саду; собирают яблоки и грузят на машины; обрезают ветви; цветущий сад. Ловушки для вредителей. Фишки в виде яблок. Над нижним бортиком доски нарисуйте клетки (по числу картинок).
Ход игры
Дети рассматривают и нюхают яблоки. Им не терпится полакомиться ими. Но ... их угостят, если они захотят стать садоводами.
Раздайте сюжетные картинки (по одной на двух детей). Внимательно рассмотрев их, дети решают, когда они должны включиться в общий рассказ.
Что прежде всего делает садовод? Возможно, дети поднимут несколько картинок. Пусть сообща решат, какую работу в саду надо начинать первой. Выбранную картинку выставляют на первой клетке доски. Желающие могут рассказать об этой работе, но при условии, что каждый сообщит что- то новое, не повторяя другого. За всякое новое сообщение дается фишка. Потом дети выбирают следующую картинку. Не влияйте на их выбор даже в том случае, если нарушается последовательность садовых работ. Но картинку поставьте на место в ряду, оставляя клетку для картинки, изображающей предшествующий этап работы в саду. Это послужит детям сигналом о том, что выбор ошибочен, и побудит их найти картинку, которая должна заполнить пустую клетку.
Когда картинка займет свое место, начинайте коллективный разговор о ней, как описано выше. Иногда приходится самому воспитателю начинать рассказ: Посадил садовник яблоневый сад..., а дети продолжают.
Уместно привести стихи-загадку: Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня... (весна)
Наконец урожай выращен и собран, дары садов прибыли к детям. Настало время угостить их яблоками. Но сначала загадки: Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, А откусишь — сладко, (яблоко)
Я румяную матрешку от подруг не оторву, Подожду, пока матрешка упадет сама в траву, (яблоко)
Потом вместе с детьми вспомните, сколько труда стоит вырастить эти сочные вкусные плоды.
Определяя самые интересные сообщения детей по ходу игры, награждайте их фишками. Выигрывает набравший наибольшее количество фишек.
При повторении игры используйте другие картинки, придумайте новые ситуации.
Загадывание желаний Словесная игра
Цель:помочь детям выразить свою индивидуальность, высказывая самые заветные мечты, и в то же время учить их соизмерять свои действия с окружающей природой, с действиями товарищей, как бы вписывая в общий сюжет свои элементы. Закрепить знание экологической заповеди Не навреди.
Ход игры
Детей хорошо расположить по кругу. Пусть представят себе, что здесь сбываются все желания. Каждый ребенок по очереди загадывает такие желания, например:
-Если бы я был котом, я бы...
-Если бы я был каким-нибудь зверьком, я бы...
-Если бы я стал птицей, я бы...
-Если бы я стал насекомым, я бы...
-Если бы я был цветком, я бы...
-Если бы я стал деревом, я бы...
-Если бы я был слоном, я бы...
Каждый ребенок составляет небольшой рассказ, продумывая свою жизнь в этой роли. Можно заранее договориться — реальные или фантастические рассказы составляем. Когда дети освоят эту игру, можно объединить желания. Каждый следующий загадывающий свое желание ребенок может вписываться в сюжет предыдущего рассказа и т.д.
Консервный завод Дидактическая игра
Содержание знаний:рассказать детям о том, что на консервном заводе овощи и фрукты перерабатывают для дальнейшего хранения. Из фруктов и ягод варят варенье, делают соки. Овощи идут на консервы для супов, салатов, фрукты и овощи иногда сушат для приготовления разных блюд. Прежде чем отправить на переработку, овощи и фрукты сортируют. Самые спелые отбирают для соков.
Дидактическая задача:определить спелость плодов по внешнему признаку (окраске, величине, плотности), сгруппировать овощи и фрукты по степени спелости.
Правила:разносить овощи и фрукты по цехам можно, только правильно отобрав и объяснив, какие из них зрелые, а какие нет. Определить, из чего можно приготовить соки, что законсервировать или отправить сушить.
Оборудование:на трех-четырех столах ставят вывески цехов: сухофруктов, соков, консервов, варенья. На столы вместо вывесок можно поставить готовые продукты: сухой компот, томатный сок, консервированные овощи или фрукты, варенье.
Ход игры
Дети исполняют роли заведующего и рабочих. Заведующий складом выдает продукты и распределяет их по цехам в зависимости от степени зрелости: самые спелые — на сок, спелые мягкие — на варенье, спелые плотные — на компоты, остальные — сушить. Он старается правильно отобрать продукты и дать точные объяснения рабочим, какие плоды брать, а какие нет, в какой цех их относить. Рабочие отбирают и сортируют овощи и фрукты, помня полученные указания и ориентируясь на вывеску. Остальные наблюдают и проверяют правильность выполнения заданий, оценивают работу.
Экосистемное домино Дидактическая игра
Место:групповое помещение.
Материалы:плотная бумага, цветные фломастеры, карандаши, ножницы.
Понятия и взаимосвязи:пищевая цепь, хищник — жертва, производитель — потребитель. Стабильность экосистем.
Мотивация:побеседуйте с детьми об определенной экосистеме дети должны выяснить, какие животные и растения относятся к ней. а какие бы в ней не выжили.
Задание:выберите растения и животных, проживающих в да ной экосистеме (лес, луг, поле), запишите (зарисуйте) их в заранее заготовленные таблички в форме домино.
Ход игры
Ведущий заранее готовит таблички для записи животных и растений по количеству играющих в группах. После рассказа о данной экосистеме дети называют как можно больше названий ее обитателей. Потом всей группой составляют разветвленную пищевую цеп; как минимум из 10 животных (растений). В произвольном порядке записывают их названия в заготовленную таблицу. Таблицу разрезают на карточки домино. Правила такие же, как и в обычном домино. Карточки можно прикладывать со всех сторон, учитывая реальные взаимосвязи.
Энергия Дидактическаяигра
Цель:дать детям представление о биоценозе луга, отметить различия между двумя местами обитания — лесом и лугом. Познакомить детей с пищевыми отношениями между живыми существами, ввести понятие пищевая цепь.
Реквизит:куклы, тарелка с печеньем.
Схема занятия:
1.Показать детям кукольный спектакль Кто самый важный на лугу? После спектакля обсудить важность совместного проживания разных существ, их взаимосвязь друг с другом. Особое внимание уделить рассмотрению пищевых связей.
2.Предложить поиграть в игру Пищевая цепочка, раздав детям роли персонажей кукольного спектакля.
Ход игры
Действующие лица: солнце (1 человек), трава (6 человек), мышка (3 человека), лиса (1 человек).
Перед началом игры обсудите роль солнца в спектакле.
Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает энергию траве — по две штуки каждой травинке. Одно печенье каждая травинка съедает — эта энергия расходуется на поддержание жизненных процессов травинки, а второе передает мышкам. Часть энергии (одно печенье) мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) отдает лисе. Таким образом, у лисы оказывается три печенья. Часть энергии лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет ее съесть.
После игры обязательно обсудить с детьми процесс передачи энергии. Кто получил энергию непосредственно от солнца? Только трава может получать энергию от солнца! Сколько бы лисы и мыши ни загорали, есть им все равно хочется. Кто получил энергию от травы? Мыши — травоядные животные. Кто получил энергию от мышей? Лиса — плотоядное животное.
Изготовить коллективный коллаж Луг. Разделить детей на несколько групп и раздать им наборы картинок с изображением разных растений и животных. Предложить каждой группе сделать коллективный коллаж на тему Луг, наклеив на лист бумаги изображения только тех животных и растений, которые живут на лугу постоянно. В завершение предлагается нарисовать лес таким, каким он был в начале игры (или наклеить рисунки.
Одним из важнейших практических методов природоведческой деятельности детей и её основных форм необходимо рассматриватьигру.Игра- это наиболее эмоционально насыщенная деятельность, а положительный эмоциональный фон, как уже отмечалось, имеет для экологического развития дошкольников большое значение
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×