Консультация для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья «Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психологического развития» | Шиян Елена Александровна. Работа №376006
Диагноз ЗПР ставится врачом-психоневрологом. Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников. Причины ЗПР могут быть следующие: медицинские (проблемы беременности, проблемы родов, перенесенные заболевания); психологические (отсутствие развивающей среды, проблемы в семье). Специалисты, которые могут Вам помочь: врач-невролог, психоневролог; учитель-дефектолог; педагог-психолог; учитель-логопед. Целесообразно получить квалифицированную помощь данных специалистов в Центре психолого-медико-социального сопровождения. Для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения. Для того, чтобы попасть в специализированное ДОУ, надо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) по месту жительства.
филиал Государственного бюджетного учреждения Запорожской области «Областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» село Константиновка
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ:
«Рекомендации родителям, имеющим детей
с задержкой психологического развития»
Подготовил:
учитель-дефектолог
Шиян Е.А.
село Константиновка, 2025
Диагноз ЗПР ставится врачом-психоневрологом. Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников. Причины ЗПР могут быть следующие: медицинские (проблемы беременности, проблемы родов, перенесенные заболевания); психологические (отсутствие развивающей среды, проблемы в семье). Специалисты, которые могут Вам помочь: врач-невролог, психоневролог; учитель-дефектолог; педагог-психолог; учитель-логопед. Целесообразно получить квалифицированную помощь данных специалистов в Центре психолого-медико-социального сопровождения. Для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения. Для того, чтобы попасть в специализированное ДОУ, надо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) по месту жительства.
Направления работы специалистов с ребенком с ЗПР
Развитие умения общения с детьми:
стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
и
збегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку;
не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;
выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;
не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.
Изменение психологического микроклимата в семье:
уделяйте ребёнку достаточно внимания;
проводите досуг всей семьёй;
не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
Организация режима дня и места для занятий:
установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
избегайте по возможности больших скоплений людей;
помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Специальная поведенческая программа:
не прибегайте к физическому наказани
ю; е
сли есть необходимость прибегнуть
к на
казанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;
чаще хвалите ребёнка
; п
орог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны
к
поощрениям;
не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап
; н
о всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.
Развитие познавательной деятельности.
у
чить запоминать несколько предметов (игрушек), находящихся перед ребенком, а также выявлять количественные изменения предметов, что добавилось, что убавилось
;
у
чить запоминать зрительные образы предметов и воспроизводить их по памяти
;
у
чить запоминать несколько предложенных предметов, а затем находить их среди других
;
у
чить запоминать как можно больше предметов, изображенных на картинках, а затем воспроизводить их по памяти (
расширение
объ
ё
м
а
памяти)
;
у
чить запоминать и выполнять ряд последовательных действий
;
у
чить замечать особенности некоторых изображений: чего не хватает на рисунке (зрительное внимание)
;
у
чить выкладывать узор (предмет) из палочек по образцу, а затем по памяти
;
у
чить выделять отличия у двух сходных предметов или изображений
;
р
азвитие зрительного гнозиса – узнавание перечеркнутого изображения, пунктирных, контурных и наложенных друг на друга изображений; буквы разного шрифта в
неправильном положении; узнавание формы, цвета, величины предметов
;
развитие з
рительного
мнезиса
(памяти)
–
предъявить ранее виденную картинку, букву; воспроизвести определенную последовательность 3-4 картинок, букв, цифр
;
р
азвитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса – рисование, конструирование фигур, сравнение картинок, ориентировка на собственном теле (право, лево)
,
ориентировка в окружающем пространстве
;
р
азвитие моторной готовности
–
упражнения на развитие мелкой моторики; хозяйственный труд; занятия по аппликации, конструированию, рисованию; музыкальные занятия.
Развитие мышления.
у
мение обобщать и классифицировать предметы
;
учить объединять предметы, принадлежащие к определенным предметным темам;
учить классифицировать предметы по темам, группам;
учить находить лишний предмет из ряда нескольких предметов
;
р
азвитие навыка анализа и синтеза:
учить составлять из частей целое (разрезную картинку с образцом и без образца);
учить определять (видеть) целый предмет по части;
учить отгадывать и загадывать загадки;
учить понимать смысл пословиц и поговорок;
учить понимать «Нелепицы» с 6-7 лет.
Взаимоотношения ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР) со сверстниками имеют свои особенности. Вот некоторые из них:
Эпизодический характер общения
–
б
ольшая часть детей с ЗПР предпочитает играть в одиночку. Даже если дети играют вдвоём, то их действия в большинстве случаев не
согласованы
.
Отсутствие явных предпочтений в общении с ровесниками. У детей с ЗПР нет устойчивых групп или пар общения.
Эмоциональная поверхностность контактов. Контакты таких детей мимолётны, ситуативны, неустойчивы.
Высокая значимость сопереживания и безопасности общения. Дети с ЗПР ценят в сверстнике с нормой развития сочувствие, сопереживание.
Чтобы помочь ребёнку с ЗПР адаптироваться в кругу сверстников, рекомендуется:
Преодолевать поверхностность контактов. Нужно учить улавливать и понимать чужие эмоции, справляться с конфликтами.
Учитывать интересы сверстников. Для этого нужно грамотно планировать совместное времяпровождение, чтобы не были ущемлены интересы ни одной из групп.
Развивать ключевые для общения навыки. К ним относятся анализ, обобщение, перенос, абстракция. Даже в элементарной игровой деятельности дети без этих навыков не могут включиться в совместную деятельность.