Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
ВКонтакте Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Консультация для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья «Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психологического развития» | Шиян Елена Александровна. Работа №376006

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Диагноз ЗПР ставится врачом-психоневрологом. Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников. Причины ЗПР могут быть следующие: медицинские (проблемы беременности, проблемы родов, перенесенные заболевания); психологические (отсутствие развивающей среды, проблемы в семье). Специалисты, которые могут Вам помочь: врач-невролог, психоневролог; учитель-дефектолог; педагог-психолог; учитель-логопед. Целесообразно получить квалифицированную помощь данных специалистов в Центре психолого-медико-социального сопровождения. Для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения. Для того, чтобы попасть в специализированное ДОУ, надо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) по месту жительства.

филиал Государственного бюджетного учреждения Запорожской области «Областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» село Константиновка

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ:

 

 

 

«Рекомендации родителям, имеющим детей

с задержкой психологического развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

учитель-дефектолог

Шиян Е.А.

 

 

 

 

 

село Константиновка, 2025


 

Диагноз ЗПР ставится врачом-психоневрологом. Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников. Причины ЗПР могут быть следующие: медицинские (проблемы беременности, проблемы родов, перенесенные заболевания); психологические (отсутствие развивающей среды, проблемы в семье). Специалисты, которые могут Вам помочь: врач-невролог, психоневролог; учитель-дефектолог; педагог-психолог; учитель-логопед. Целесообразно получить квалифицированную помощь данных специалистов в Центре психолого-медико-социального сопровождения. Для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения. Для того, чтобы попасть в специализированное ДОУ, надо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) по месту жительства.

Направления работы специалистов с ребенком с ЗПР

Развитие умения общения с детьми:

стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;

контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;

и

збегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку;

не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;

выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;

не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.

Изменение психологического микроклимата в семье:

уделяйте ребёнку достаточно внимания;

проводите досуг всей семьёй;

не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

Организация режима дня и места для занятий:

установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;

снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

избегайте по возможности больших скоплений людей;

помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Специальная поведенческая программа:

не прибегайте к физическому наказани

ю; е

сли есть необходимость прибегнуть

к на

казанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;

чаще хвалите ребёнка

; п

орог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны

к

поощрениям;

не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап

; н

о всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.

Развитие познавательной деятельности.

у

чить запоминать несколько предметов (игрушек), находящихся перед ребенком, а также выявлять количественные изменения предметов, что добавилось, что убавилось

;

у

чить запоминать зрительные образы предметов и воспроизводить их по памяти

;

у

чить запоминать несколько предложенных предметов, а затем находить их среди других

;

у

чить запоминать как можно больше предметов, изображенных на картинках, а затем воспроизводить их по памяти (

расширение

объ

ё

м

а

памяти)

;

у

чить запоминать и выполнять ряд последовательных действий

;

у

чить замечать особенности некоторых изображений: чего не хватает на рисунке (зрительное внимание)

;

у

чить выкладывать узор (предмет) из палочек по образцу, а затем по памяти

;

у

чить выделять отличия у двух сходных предметов или изображений

;

р

азвитие зрительного гнозиса – узнавание перечеркнутого изображения, пунктирных, контурных и наложенных друг на друга изображений; буквы разного шрифта в

неправильном положении; узнавание формы, цвета, величины предметов

;

развитие з

рительного

мнезиса

(памяти)

предъявить ранее виденную картинку, букву; воспроизвести определенную последовательность 3-4 картинок, букв, цифр

;

р

азвитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса – рисование, конструирование фигур, сравнение картинок, ориентировка на собственном теле (право, лево)

,

ориентировка в окружающем пространстве

;

р

азвитие моторной готовности

упражнения на развитие мелкой моторики; хозяйственный труд; занятия по аппликации, конструированию, рисованию; музыкальные занятия.

Развитие мышления.

у

мение обобщать и классифицировать предметы

;

учить объединять предметы, принадлежащие к определенным предметным темам;

учить классифицировать предметы по темам, группам;

учить находить лишний предмет из ряда нескольких предметов

;

р

азвитие навыка анализа и синтеза:

учить составлять из частей целое (разрезную картинку с образцом и без образца);

учить определять (видеть) целый предмет по части;

учить отгадывать и загадывать загадки;

учить понимать смысл пословиц и поговорок;

учить понимать «Нелепицы» с 6-7 лет.

 

Взаимоотношения ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР) со сверстниками имеют свои особенности. Вот некоторые из них:

Эпизодический характер общения

б

ольшая часть детей с ЗПР предпочитает играть в одиночку. Даже если дети играют вдвоём, то их действия в большинстве случаев не

согласованы

.

Отсутствие явных предпочтений в общении с ровесниками. У детей с ЗПР нет устойчивых групп или пар общения.

Эмоциональная поверхностность контактов. Контакты таких детей мимолётны, ситуативны, неустойчивы.

Высокая значимость сопереживания и безопасности общения. Дети с ЗПР ценят в сверстнике с нормой развития сочувствие, сопереживание.

Чтобы помочь ребёнку с ЗПР адаптироваться в кругу сверстников, рекомендуется:

Преодолевать поверхностность контактов. Нужно учить улавливать и понимать чужие эмоции, справляться с конфликтами.

Учитывать интересы сверстников. Для этого нужно грамотно планировать совместное времяпровождение, чтобы не были ущемлены интересы ни одной из групп.

Развивать ключевые для общения навыки. К ним относятся анализ, обобщение, перенос, абстракция. Даже в элементарной игровой деятельности дети без этих навыков не могут включиться в совместную деятельность.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×