Статья Консультация для родителей "Эмоциональное благополучие ребенка". Автор: Чернышова Наталья Александровна

Автор: Чернышова Наталья Александровна
Рекомендации по обеспечению эмоционального комфорта ребенка.


Автор: Чернышова Наталья Александровна

 

Эмоциональное благополучие ребенка

 

 

В соответствии с уставом ВОЗ под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Из этого определения здоровья видно, что душевное и социальное благополучие – важная составляющая часть здоровья, наряду с физическим благополучием. 

Вспоминается фраза А. Экзюпери «все мы родом из детства». Многие наши привычки, радости, как и многие наши проблемы и разочарования - из детства.

Самая важная часть в обеспечении эмоционального комфорта ребенка принадлежит, конечно, маме и всей семье, и зависит от эмоционального взаимодействия с ребенком, проявления безусловной любви и поддержки.

В отличие от взрослого человека ребенок 4 - 5 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам поступков ребенка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны. Они формируются с раннего детства и чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает,    а в благоприятный для нее момент жизни ребенка, поможет ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером передаваемых из поколения в поколение установок, охраняющих человека являются пословицы и поговорки, сказки и басни, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Родители должны сделать так, чтобы положительных установок было как можно больше, и должны научиться трансформировать негативные установки  в положительные.

 

Проанализируйте, какие оценки и установки вы даете своим детям и сравните их с таблицей.

 

Сказав так 

подумайте о последствиях 

и  исправьтесь 

«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…»

Замкнутость, отчужденность, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

«Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!»

«Горе ты мое!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

«Счастье ты моё, радость моя!»

«Плакса-Вакса, нытик, пискля!»

     Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

«Поплачь, будет легче…»

«Вот дурашка, всё готов раздать…»

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в обращении со сверстниками, эгоизм.

«Молодец, что делишься с другими!»

«Не твоего ума дело!» 

     Низкая самооценка, задержки в психологическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. 

«А ты как думаешь?»

«Ты совсем, как твой папа (мама)…»

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.

«Папа у нас замечательный человек!»; «Мама у нас умница!»

«Ничего не умеешь делать, неумейка!»

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижениям.

«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»

«Не кричи так, оглохнешь!»

     Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…»

«Неряха, грязнуля!»

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

«Как приятно на тебя посмотреть, когда ты чист и аккуратен!»

«Противная девчонка, все они капризули!»
(мальчику о девочке)
«Негодник, все мальчик забияки и драчуны!»
 (девочке о мальчике)

Осложнения в меж половом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

«Все люди равны, но в тоже время ни один не похож на другого!»

«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребенку!»

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.

«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»

«Жизнь очень трудна: вырастешь - узнаешь!»

     Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать трудности, подозрительность, пессимизм.

«Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!»

«Никогда не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»

    Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками.

«Держи себя в руках, уважай людей!»

 

Составьте свой собственный список позитивных установок и используйте только их в общении с ребенком. Помните, что сказанное казалось бы невзначай и не со зла, может всплыть в будущем и отрицательно повлиять на эмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а не редко и на его жизненный сценарий. Дети от природы наделены огромным запасом чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойки.  

 

                                                                                                       

Сделайте своих детей здоровыми и счастливыми!