Консультация для родителей "Эмоциональное благополучие ребенка" | Чернышова Наталья Александровна. Работа №206891
Автор: Чернышова Наталья Александровна
Рекомендации по обеспечению эмоционального комфорта ребенка.
Эмоциональное благополучие ребенка
В соответствии с уставом ВОЗ под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Из этого определения здоровья видно, что душевное и социальное благополучие – важная составляющая часть здоровья, наряду с физическим благополучием.
Вспоминается фраза А. Экзюпери «все мы родом из детства». Многие наши привычки, радости, как и многие наши проблемы и разочарования - из детства.
Самая важная часть в обеспечении эмоционального комфорта ребенка принадлежит, конечно, маме и всей семье, и зависит от эмоционального взаимодействия с ребенком, проявления безусловной любви и поддержки.
В отличие от взрослого человека ребенок 4 - 5 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам поступков ребенка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны. Они формируются с раннего детства и чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает, а в благоприятный для нее момент жизни ребенка, поможет ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером передаваемых из поколения в поколение установок, охраняющих человека являются пословицы и поговорки, сказки и басни, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Родители должны сделать так, чтобы положительных установок было как можно больше, и должны научиться трансформировать негативные установки в положительные.
Проанализируйте, какие оценки и установки вы даете своим детям и сравните их с таблицей.
Сказав так
подумайте о последствиях
и исправьтесь
«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…»
Замкнутость, отчужденность, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.
«Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!»
«Горе ты мое!»
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.
«Счастье ты моё, радость моя!»
«Плакса-Вакса, нытик, пискля!»
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.
«Поплачь, будет легче…»
«Вот дурашка, всё готов раздать…»
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в обращении со сверстниками, эгоизм.
«Молодец, что делишься с другими!»
«Не твоего ума дело!»
Низкая самооценка, задержки в психологическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями.
«А ты как думаешь?»
«Ты совсем, как твой папа (мама)…»
Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.
«Папа у нас замечательный человек!»; «Мама у нас умница!»
«Ничего не умеешь делать, неумейка!»
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижениям.
«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»
«Не кричи так, оглохнешь!»
Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.
«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…»
«Неряха, грязнуля!»
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.
«Как приятно на тебя посмотреть, когда ты чист и аккуратен!»
«Противная девчонка, все они капризули!»
(мальчику о девочке)
«Негодник, все мальчик забияки и драчуны!»
(девочке о мальчике)
Осложнения в меж половом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.
«Все люди равны, но в тоже время ни один не похож на другого!»
«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребенку!»
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.
«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»
«Жизнь очень трудна: вырастешь - узнаешь!»
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать трудности, подозрительность, пессимизм.
«Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!»
«Никогда не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»
Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками.
«Держи себя в руках, уважай людей!»
Составьте свой собственный список позитивных установок и используйте только их в общении с ребенком. Помните, что сказанное казалось бы невзначай и не со зла, может всплыть в будущем и отрицательно повлиять на эмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а не редко и на его жизненный сценарий. Дети от природы наделены огромным запасом чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойки.
Сделайте своих детей здоровыми и счастливыми!