Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Консультация для родителей и педагогов | Лазарева Оксана Борисовна. Работа №238892

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лазарева Оксана Борисовна
В данной статье родители и педагоги знакомятся с особыми причинами, приводящими к речевым нарушеням, например, особенностями строения речевого аппарата и др. Важно вовремя обратить на это внимание и обратиться к специалистам.

Консультация логопед

Особенные причины дефектов речи

Дефекты речи у дошкольников Ваш малыш вроде бы, и развивается вполне нормально, однако говорит почему-то не очень хорошо? Овладевать звуками ребёнок начинает с самого раннего детства. Только у кого-то из малышей этот процесс проходит гладко и без эксцессов, а у кого-то долгое время никак не получается выговорить то или иное слово. В общем, давайте поговорим о причинах дефектов речи. Знакомство со звуками Для начала родителям следует запомнить, что звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. Поэтому-то дети так коверкают слова, вызывая у родителей одновременно и смех, и гордость. Кстати, смеяться не стоит, иначе ребёнок в следующий раз ни за что не скажет требуемого слова. Помните, как в фильме: «Девочка, скажи «РЫБА», а малышка в ответ: «СЕЛЕДКА!». Особенные причины

При нормальном ходе речевого развития не позднее чем к 5-6 годам малыш должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением звуков. Так что здесь уже приходится говорить о нарушениях звукопроизношения, требующих специальной помощи логопеда. Кроме того, вам следует помнить и о том, что есть некоторые причины, которые с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, поэтому тут следует не пропустить момент и как можно скорее обратиться к специалистам.

Если у вашего малыша…

1. Неправильное строение челюстей и зубов. Если у вашего малыша зубки деформированы, неправильно расположены или отсутствуют вовсе, то это вполне может стать причиной неправильного произношения звуков, слов. Также дефекты дикции могут проявляться из-за слишком выступающей вперед верхней или нижней челюсти. При дефектах в строении челюстей и зубов свистящие и шипящие звуки более всех других страдают потому, что здесь нарушается очень важное для их правильного артикулирования условие образования очень узкой (1-2 мм) щели между верхними и нижними резцами. В этом случае врачи рекомендуют поставить малышу так называемые пластинки-скобы. Они исправят прикус, вернув речи нормальное звучание.

2. Слишком большой или слишком маленький язык. Этот дефект встречается не часто, но он также затрудняет нормальное артикулирование звуков. Ведь именно язык играет самую активную роль в процессе их образования. Этот дефект в речи можно устранить лишь при помощи специальных логопедических упражнений.

3. Короткая подъязычная связка (или так называемая уздечка). Язык при этом лишается необходимой подвижности, а главное - он не может подниматься вверх. От этого более страдает звук Р, при образовании которого кончик языка должен вибрировать у верхних альвеол (бугорков над верхними резцами). При очень короткой уздечке нарушается и произношение шипящих звуков, так как язык не может приподняться к переднему краю твердого неба и приобрести форму «чашечки». Произношение же свистящих звуков, не требующих поднимания языка вверх, здесь обычно не нарушается. Избавиться от этого недуга можно при помощи несложной операции, когда ребёнку слегка подсекают уздечку.

4. Расщелина верхней губы. Она приводит к дефектам произношения губных звуков (П, Б, М), в образовании которых активно участвуют губы. Этой проблеме чаще всего сопутствуют расщелины твердого и мягкого неба, что приводит к появлению гнусавости и к дефектному произношению почти всех звуков речи. Избавиться от этой проблемы самостоятельно невозможно, поэтому при первой же возможности обратитесь к помощи врачей. Причем операцию (врачи сшивают губу) делают в основном в грудном возрасте.

5. Недостаточная подвижность речевых органов. На самом деле это не одна проблема. Слабая подвижность речевых органов состоит из нескольких нюансов. Чаще всего встречаются парезы (слабости) мышц губ и отдельных мышечных групп языка. В этих случаях язык и губы не могут выполнять движений, необходимых для правильного артикулирования звуков.

Например, при слабости мышц кончика языка он не удерживается за зубами, а просовывается между ними, что придает шипящим и свистящим звукам оттенок шепелявости. Но в этом случае межзубное произношение вызвано совсем иной причиной, чем при отмеченном выше открытом прикусе. Избавиться от этого можно только при помощи специальных логопедических упражнений.

Занимаемся самостоятельно

Упражнения для укрепления мышц речевого аппарата.

Каждое упражнение выполняется перед зеркалом 3-5 раз по 5-10 сек, весь комплекс – 3-5 раз в день по 5-6 минут.

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Как веселые лягушки

 

Тянем губки прямо к ушкам.

 

Потянули – перестали.

 

И нисколько не устали!

 

Слон. Вытягивание губ вперед трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону

 

Губы хоботком тяну.

 

А теперь их отпускаю

 

И на место возвращаю.

 

 

Лягушка – слон. Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение выполняется ритмично под счет.

Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке.

Ритмично меняем положение языка:

1) кончик языка за верхними резцами;

2) кончик языка за нижними резцами.

Двигается только язык, а не подбородок!

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочередно касается то левого, то правого угла рта.

Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживать 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пяпя.

Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий напряженный язык. Удерживать 5-10 сек. Лопаточка – иголочка. Чередование положений языка: широкий – узкий.

Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с легким нажимом проводить по спинке языка от середины к кончику.

ЛОПАТКА ИГОЛОЧКА ГОРКА

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×