Консультация для родителей "Как мотивировать детей?" | Гладких Светлана Владимировна. Работа №240348
Автор: Гладких Светлана Владимировна
Каждый родитель мечтает о том, что бы его ребенок был счастлив и успешен.
В своем выступлении, я предоставляю родителям инструменты, которые пригодятся им в повседневной жизни для мотивации детей и себя. Это простые и легкие в применении советы, ведь все самое непопулярное-самое эффективное.
«Если ты собираешься в один прекрасный день создать что-то великое, помни – один прекрасный день – это сегодня». (Стивен Спилберг)
Для меня, как для мамы, как для психолога - это очень интересная, многогранная и актуальная тема.
Уверенна, вам приходилось слышать подобные фразы от своего ребенка: «Мне не хочется, это не интересно, я не умею, очень сложно».
Что мы можем сделать для того, чтобы нашим детям захотелось заниматься?
Сложно найти ребенка, который с удовольствием бы убирался у себя в комнате, вставал рано утром, чтобы идти в садик и делал зарядку. Когда детей заставляют делать нечто сложное или неинтересное, в лучшем случае они отказываются. Нередко такие ситуации приводят к конфликтам и ругани.
Мотивация бывает двух видов: внутренняя и внешняя.
К внешней мотивации относят кнут и «пряник», которые являются движимыми внешними воздействиями.
К внутренней — личные побуждения на действия.
Именно ввиду отсутствия внутренней мотивации родителям приходится «уговаривать» ребенка на действия, придумывая методы и способы.
Как можно помочь ребенку сформировать внутреннюю мотивацию на действия и из чего она складывается?
Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию.
Для того, чтобы у человека была внутренняя мотивация, нужны:
Мотив (потребность)
Интерес (эмоции)
Стремление к победе
Воля
Именно из этих факторов складывается тот внутренний движимый двигатель, который заставляет нас что-то активно делать, даже если процесс тяжел или труден.
То есть, мотивация держится на логике (понимании зачем нужно и почему), интересе (эмоциям от процесса или достижения), физике (ощущению или овладению результатом, физическим возможностям), воле (силы, позволяющей дойти до финала не смотря ни на что и вопреки всему)
В каждом человеке есть все 4 составляющих. Всегда.
Физика, воля, логика и эмоции.
Давайте быть честными, и в самом начале признаемся, что достаточно сложно замотивировать кого-то, когда не можешь замотивировать себя, например, разобрать балкон…
И второе, замотивировать не значит заставить.
Что мы делаем, когда нас заставляют?
Правильно, сопротивляемся, злимся, начинаем ненавидеть того, кто принуждает нас. И даже если и делаем, то делаем «спустя рукава». И уж точно не делаем это «от души и счастливо»
Мы собрали для Вас советы экспертов, которые помогут вам мотивировать ребенка.
Пересмотрите систему поощрений
Как Вы поощряете своих детей?...
Небольшие награды за выполненные задания помогают преодолеть временный кризис – например, когда ребенок начинает осваивать буквы или цифры. Вознаграждение мотивирует маленького человека что-то делать. Только со временем он начинает все больше зависеть от награды: если малыш лишается ее, он перестает стараться. То же происходит и со взрослыми людьми: пока человеку платят, он добросовестно трудится. Если человек лишится зарплаты, он просто перестанет работать, ведь у него не останется мотивации.
Это правило применимо и к той деятельности, которая приносит удовольствие. Занятный эксперимент провели ученые университета. Они собрали группу детей и предложили им порисовать маркерами. Времяпрепровождение само по себе интересное, только в этот раз за него еще и платили. Детям действительно нравилось рисовать, но, когда им переставали платить, они отказывались продолжать. Можно сделать вывод о том, что вознаграждение убивает страсть и интерес даже к приятным занятиям.
Как же формировать у ребенка положительные привычки, если не с помощью мелких взяток? Специалисты говорят, что задача родителей – воодушевлять детей.
Заостряйте внимание ребенка на том, как приятно становится, когда ты обретаешь новый навык, а мама и папа гордятся тобой. Так ребенок будет чувствовать удовлетворение от своих успехов. Чувство собственного мастерства мотивирует на то, чтобы развиваться дальше.
Разговаривайте с ребенком, как со взрослым.
Важный элемент создания у ребенка мотивации – это разговоры тет-а-тет. Все дети любопытны, поэтому нужно просто предложить им послушать, как устроено и для чего нужно то-то и то-то – подобные разговоры разжигают интерес к разным вещам и занятиям. Еще это стимулирует интеллектуальную деятельность.
Если ребенку будет трудно без вашей помощи – предложите ее.
Спрашивайте у ребенка о его чувствах и ощущениях. Ему будет приятно ваше внимание, появится приятная ассоциация. Он поймет, что родители на его стороне, а воевать с ними нет смысла.
Учитывайте возможности ребенка.
Помните одну простую вещь: если ребенок не умеет или не может что-то делать, то любые взятки и наказания будут бесполезными. Вспомните, как малыш гордился, когда впервые написал свое имя или сам надел ботинки. Он радовался, повторяя эти действия, потому что ощущение мастерства окрыляет. Проводите эту аналогию с навыками, которых у ребенка пока нет.
Избегайте критики и принуждения.
Чтобы ребенок сделал то, что ему не по душе, проявите фантазию. Если девочка обожает кукол, пусть кукла попросит ее убрать разбросанные игрушки. Давайте детям право выбора: чистить зубы до купания или после, помогать маме мыть посуду или полы. Чувство свободы и контроля над ситуацией усиливает мотивацию в то время, как принуждение вызывает только негативные реакции. Дети любят чувствовать себя самостоятельными. Так пусть они думают, что не родители заставили их сделать что-то, а они лично приняли такое решение.
Проявляйте свою благодарность.
Дочка спала всю ночь в своей постели и не прибежала к родителям? Обязательно скажите детям, что все это для вас очень важно и вы это цените.
Каждому ребенку хочется радовать родителей, а ответная реакция в виде благодарности и похвалы – лучшая мотивация. Говорите ребенку, как вы цените его успехи, но заостряйте внимание не на результате, а на приложенных усилиях и прогрессе.
Показывайте хороший пример.
Мотивация подразумевает искру. У мамы горят глаза? У ребенка загорятся.
Сложная задача? Сесть самой ее решать с азартом, и ребенок зарядится.
Надо пропылесосить? Включить музыку и делать это напевая.
Мотивация подразумевает состояние потока и желание делать. Мотивировать равно вдохновлять!
Проблема многих родителей, на мой взгляд, в том, что они хотят и на елку влезть и руки не ободрать. И замотивировать и усилий не прилагать
А так не бывает.
Поэтому, я берусь за мотивацию, когда сама в состоянии потока. Когда у меня есть силы мотивировать.
Чтобы мотивировать детей нужно, чтобы глаза горели, а мозги кипели.
Вот и весь секретный секрет моей мотивации.
Желаю Вам успехов!!!
Библиографический список
Амонашвили
Ш. А. Обучение, оценка, отметка. - М.: Просвещение,1980.
Божович
Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое
исследование). Изд-во Просвещение, -М., 1968, 464 с.
Винникот
Д.В. Разговор с родителями. -М., 2005, с.35-36.
Выготский Л.С. Психология. Изд-во ЭКСМО-Пресс, серия Мир психологии, -М., 2000, 1008 с.
Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 2006.
Запорожец А. В. Психология. М., 1953. - 245 с.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства - изд. «Питер» 2002г. - 320 с.
Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 2008.
Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 2004.
Мацковский
М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии
и методики /Под ред. Г.С.
Батыгина
. - М.: Наука, 2004. - 112 с.
Мотивация и мотивы. /Е.П. Ильин. -
СПб.:
Питер, 2003. - 512 с.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост.
Райгородский
Д.Я. - Самара, 2008.
Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 8-е изд.,
перераб
. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 2006. - 440 с.
Психология. Словарь / Под общей редакцией
А.В.Петровского
,
М.Г.Ярошенко
. - 2-е изд.,
испр
. И доп. - М.: Политиздат, 2000. - 494 с.
Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 2005.
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Мотивация учения //Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 2001
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Изд-во ЭКСМО-Пресс, -М., 2000. 512 с.
Эйдемиллер
Э.Г.,
Юстицкис
В. Психология и психотерапия семьи. ЗАО Изд-во ПИТЕР, Серия "Мастера психологии", -
спб
.,
2010, 656 с.
Эльконин
Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 2004.
Эльконин
Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред.
Д.И.Фельдштейна
, - М. - Воронеж, 2005. - 416 с.
Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 2000.
Источник:
http://postnauka.ru/video/52948 Психолог Катерина Поливанова о социальных потребностях человека, цене усилия и познавательной мотивации.