Консультация для родителей: «Развитие речи ребенка - дело общее! ☼
Автор: Мажанова Елена Александровна
Основное условие нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано. Уже на начальном этапе родители должны понимать, что их роль в речевом развитии ребёнка значима, что наши усилия без их помощи будут недостаточны, они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. Мы хотим предложить вам несколько несложных форм взаимодействия, способствующих развитию речи детей.
- рассказывайте детям об увиденном, делитесь воспоминаниями своего детства;
- рассказывайте о своей работе;
- показывайте детям различные предметы, используемые в хозяйстве,
рассказывайте о их свойствах;
- рассматривайте и наблюдайте с ребенком различные объекты и
явления природы в разные времена года;
- ходите с детьми на экскурсии;
- заучивайте с ребенком стихотворения.
Мы разработали практические советы родителям –игры и упражнения на закрепление пройденного материала, для преодоления недостатков развития речи у детей.
Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время принятия пищи (про продукты питания).
«Белый камень в воде тает». (Сахар)
«В одной бочке два теста». (Яйцо)
«В воде растает, в воде любуется, а кинь в воду - испугается». (Соль)
«Без окон, без дверей, полна горница людей» (Огурец, тыква)
Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:
«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз)
«Невидимка ходит по лесу, все деревья раздевает». (Осень)
Что в мешочке?
В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты, и т.д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает.
Ребенок (вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч). Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.
Что из чего сделано?
Взрослый (говорит ребенку). В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан?
Взрослый. При обследовании некоторые дети ответили «Из досок».
Взрослый. Какой стол, если он сделан из дерева?
Ребенок. Деревянный.
Взрослый. Стакан из стекла?
Ребенок. Стеклянный. И т.д.
Что я не так сказала?
Взрослый (ребенку). Внимательно выслушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц.
Ребенок исправляет ошибки.
Придумай предложение
Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать еще несколько, сочетающихся с данным.
Взрослый. «Солнце греет».
Ребенок. «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает».
Угадай предмет
Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посреди комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» а теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать.
Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье - мама, папа, бабушка или дедушка.
Желаем вам удачи!