Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов дошкольника" | Улякина Светлана Александровна. Работа №220442
Автор: Улякина Светлана Александровна
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Консультация для родителей
«Развитие познавательных интересов дошкольника»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками дуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А. Сухомлинский
Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе.
При подготовке ребёнка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях, другими словами говоря, в дошкольном возрасте у детей происходит выработка мотивов, побуждающих к учению.
Результаты современных исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками, показали, что определённую категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные дети», для которых характерно отрицательное отношение к активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности»детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес. Развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как оно развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию. В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые. В развитии познавательной деятельности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность. При этом дети должны иметь возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний – рассматривание картинок, экспериментирование, личный опыт и др.
Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной и практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – радость успеха, удивление – создают у ребёнка уверенность в себе. Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста происходит когда в образовательном процессе дети участвуют на равне со взрослыми. Ребенку предоставляется как можно больше самосто-ятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Л. С. Выготский.
Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создавать условия для развития такой деятельности. Например, ваш сын интересуется транспортом. Помогите развернуть игру, принимайте, время от времени, в ней участие. Приобретите ему соответствующие игрушки, смастерите вместе с ним какие-либо модели. Предложите ребёнку нарисовать то, что его интересует, поддерживайте беседы на эту тему.
Познавательный интерес заставляет ребёнка активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения своих интересов. Ребёнок часто спрашивает взрослых о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. Читая или рассказывая ребёнку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил содержание произведения. Побуждайте ребёнка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нём главным, как поступил бы на месте того или иного героя, что нового узнал и т. д. Всегда можно проконсультиро-ваться у воспитателя о том, что читать детям, как проводить беседу о прочитанном.
Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии. Для развития любознательности ребёнка целесообразно возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Предположим, вы прогуливаетесь со своим ребёнком в лесу. Предложите ему определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.
Интересы ребёнка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным. Вопросы помогают старшим дошкольникам ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нём. Если ребёнок наблюдает за явлениями природы, то его вопросы направлены на установление причины этих явлений, установление связей и отношений между ними. Например это такие вопросы: «Почему солнце светит и греет, а луна только светит?» « Отчего над рекой поднимается пар?» «Зачем люди изучают другие планеты?» К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребёнка. Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам?» - побуждает ребёнка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Взрослый должен отвечать на вопрос кратко, ясно и доступно пониманию дошкольника. Надо побуждать ребёнка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.
Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца. Внимание родителей воодушевляет ребёнка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника. Стремитесь не сообщать ребёнку новые знания, а пробуждать у него интерес к привычным для него предметам. Сколько интересных открытий он сделает!
Радость самостоятельных открытий, сопровождает умственные поиски,
укрепляет и развивает познавательные интересы и активность детей.
Понаблюдайте за своим ребёнком, в разных видах деятельности, в общении со сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:
Задаёт ли ваш ребёнок вопросы, каково их содержание и количество;
Стремится ли пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информаци
и(
книги, рассказы взрослых, самостоятельные наблюдения, иллюстрации, несложные опыты, тел
е
передачи)
Рассказывает ли взрослым и детям о своих интересах;
Участвует ли в беседе о том, что его интересует (охотно ли делится своими знаниями)
Отражает ли свои впечатления в различных видах деятельности, пр
о
являя при этом инициативу,
творчеств
о(
игры, рисунки, лепка, поделки и пр.)
Способен
ли к длительному сосредоточению внимания, умеет ли пл
а
нировать деятельность, пытается ли преодолеть
возникшие
трудности.