Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов дошкольника" | Улякина Светлана Александровна. Работа №220442

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Улякина Светлана Александровна
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. 

Консультация для родителей

«Развитие познавательных интересов дошкольника»

 

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками дуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В.А. Сухомлинский

 

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе.

При подготовке ребёнка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях, другими словами говоря, в дошкольном возрасте у детей происходит выработка мотивов, побуждающих к учению.

Результаты современных исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками, показали, что определённую категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные дети», для которых характерно отрицательное отношение к активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности»детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес. Развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как оно развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию. В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые. В развитии познавательной деятельности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность. При этом дети должны иметь возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний – рассматривание картинок, экспериментирование, личный опыт и др.

Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной и практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – радость успеха, удивление – создают у ребёнка уверенность в себе. Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста происходит когда в образовательном процессе дети участвуют на равне со взрослыми. Ребенку предоставляется как можно больше самосто-ятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Л. С. Выготский.

Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создавать условия для развития такой деятельности. Например, ваш сын интересуется транспортом. Помогите развернуть игру, принимайте, время от времени, в ней участие. Приобретите ему соответствующие игрушки, смастерите вместе с ним какие-либо модели. Предложите ребёнку нарисовать то, что его интересует, поддерживайте беседы на эту тему.

Познавательный интерес заставляет ребёнка активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения своих интересов. Ребёнок часто спрашивает взрослых о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. Читая или рассказывая ребёнку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил содержание произведения. Побуждайте ребёнка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нём главным, как поступил бы на месте того или иного героя, что нового узнал и т. д. Всегда можно проконсультиро-ваться у воспитателя о том, что читать детям, как проводить беседу о прочитанном.

Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии. Для развития любознательности ребёнка целесообразно возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Предположим, вы прогуливаетесь со своим ребёнком в лесу. Предложите ему определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.

Интересы ребёнка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным. Вопросы помогают старшим дошкольникам ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нём. Если ребёнок наблюдает за явлениями природы, то его вопросы направлены на установление причины этих явлений, установление связей и отношений между ними. Например это такие вопросы: «Почему солнце светит и греет, а луна только светит?» « Отчего над рекой поднимается пар?» «Зачем люди изучают другие планеты?» К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребёнка. Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам?» - побуждает ребёнка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Взрослый должен отвечать на вопрос кратко, ясно и доступно пониманию дошкольника. Надо побуждать ребёнка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.

Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца. Внимание родителей воодушевляет ребёнка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника. Стремитесь не сообщать ребёнку новые знания, а пробуждать у него интерес к привычным для него предметам. Сколько интересных открытий он сделает!

Радость самостоятельных открытий, сопровождает умственные поиски,

укрепляет и развивает познавательные интересы и активность детей.

Понаблюдайте за своим ребёнком, в разных видах деятельности, в общении со сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:

Задаёт ли ваш ребёнок вопросы, каково их содержание и количество;

Стремится ли пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информаци

и(

книги, рассказы взрослых, самостоятельные наблюдения, иллюстрации, несложные опыты, тел

е

передачи)

Рассказывает ли взрослым и детям о своих интересах;

Участвует ли в беседе о том, что его интересует (охотно ли делится своими знаниями)

Отражает ли свои впечатления в различных видах деятельности, пр

о

являя при этом инициативу,

творчеств

о(

игры, рисунки, лепка, поделки и пр.)

Способен

ли к длительному сосредоточению внимания, умеет ли пл

а

нировать деятельность, пытается ли преодолеть

возникшие

трудности.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×