Консультация для родителей!

Автор: Мзаева Камила Муссаевна

Игры для ребенка 3-4 лет

     В этом возрасте ведущим видом деятельности является игра, а любимым вопросом - "Почему?". Родителям остается только помочь малышу в его развитии. На этом этапе особенно важно общение ребенка со взрослыми.

     Игры, способствующие приобретению практических навыков.

       Это игры, основной целью которых является подготовка ребенка к взрослой жизни. Как правило, дети этого возраста и сами стремятся делать что-либо, как взрослые, подражая им. Но обычно такие порывы ребенка к самостоятельности не нравятся взрослым, которые вечно куда-то торопятся и не могут ждать. Постепенно малыш начинает понимать, что ему не нужно делать что-то самому, и стремление затихает. Важно не просто давать ребенку возможность самостоятельного действия, но и обучать его действовать правильно. И здесь как нельзя лучше подходит такой вид деятельности, как игра.

     Игра "Лепим пирожки"

Это занятие развивает мелкую моторику рук, способность сравнивать размеры, умение координировать свои движения и рассчитывать прилагаемую силу. Приготовьте фартуки для себя и ребенка, муку, тесто, начинку для пирожков, 2 чайные ложки, противень.

     Припудрите стол и ладони мукой, чтобы тесто не прилипало, а затем предложите сделать то же ребенку. Затем отделите от теста кусочек, необходимый для изготовления одного пирожка. После этого аккуратно растяните свой кусочек в лепешку, но так, чтобы ребенку были хорошо видны ваши движения. У него лепешка может получиться не сразу, что, возможно, огорчит малыша, поэтому подбодрите его.

     Готовые лепешки положите на стол. Дайте малышу чайную ложку и покажите, как выложить начинку в центр лепешки. После этого научите его защипывать края пирожка и укладывать готовое изделие швом вниз на смазанный маслом противень.

     Когда вы будете подавать пирожки к столу, обязательно подчеркните, что ребенок сделал их сам. Это станет для него похвалой и своеобразным стимулом.

     Игра "У каждой вещи свое место"

     Простая, но увлекательная игра поможет приучит ребенка к порядку. Начинать следует с малого, например, с уборки нескольких игрушек. Постепенно ребенок запомнит расположение всех предметов и будет убирать их на место сам. Когда ребенок не уберет какую-нибудь игрушку, спрячьте ее. Потом спросите у малыша, где его мишка. Он начнет его искать и не найдет. Тогда расскажите ребенку небольшую сказку.

     "Жили-были на свете плюшевый мишка по имени Август и игрушечный грузовичок Дыр-Дыр. Самым любимым занятием у них была игра с четырехлетним Андрюшей. Мальчик вынимал грузовичок из гаража, сделанного из картонной коробки от утюга, а медвежонка Августа снимал с полки. Целый день Андрюша катал Августа на грузовичке - они перевозили грузы. Вечером мальчик ставил Дыр-Дыра обратно в гараж, а Августа - на полку.

     Но однажды мальчик подумал, что ни к чему ставить игрушки на место, ведь на следующий день их опять нужно будет доставать. Вечером Андрюша лег спать, оставив Августа и Дыр-Дыра прямо на полу.

     В комнату зашел папа, чтобы пожелать мальчику спокойной ночи. Так как свет горевшего ночника был тусклым, папа нечаянно споткнулся о грузовичок, от чего тот отлетел под кровать. Папа сказал Андрюше, что нельзя так бросать игрушки, они ведь и обидеться могут, но мальчик только рассмеялся. Потом зашла мама и задела Августа ногой. Она подняла его и поставила на полку, сказав Андрюше, что нельзя так обращаться с игрушками. А Андрюша подумал: "Что с ними случится? Завтра возьму их и снова буду играть".

     Утром Андрюшка не смог найти грузовичок, тогда он решил играть только с Августом. Но игра не ладилась, а под кроватью в темном углу тихо плакал грузовичок Дыр-Дыр. Он был так далеко, что его никто не мог увидеть в темноте, а ездить без помощи Андрюшки он не умел.

     В ходе обсуждения сказки ребенок должен прийти к выводу о том, что все нужно убирать на место. После этого предложить ему убрать свои игрушки. При этом спрашивайте, где какая игрушка должна находиться, где ее "домик".

 

     Игра "Расставляем кастрюли"

    При помощи этого простого занятия можно развивать пространственное и логическое мышление, умение экономить пространство и соотносить предметы по размерам.

    Приготовьте для игры две или несколько кастрюль и небольшую картонную коробку, в которую поместится только одна большая кастрюля. Поставьте перед ребенком коробку и отдельно кастрюли - начинать следует с двух кастрюль одна из которых входит в другую. Скажите ему, что вынули кастрюли из этой коробки, а теперь никак не можете вспомнить, как же они были сложены.

    После того как ребенок решит данную задачу, можно предложить сложить ему три или четыре кастрюли вместе. Также можно использовать вместо кастрюль коробки разной величины или набор матрешек.

Игры, развивающие логическое мышление и математические способности

     Математика играет немаловажную роль в развитии малыша: она учит его думать, рассуждать, анализировать и обобщать. Потенциал ребенка дошкольного возраста огромен, и его необходимо использовать максимально.

    Игра "Сложи узор"

    Задание развивает логическое и пространственное мышление ребенка, тренирует мелкую моторику рук, умение концентрироваться, анализировать и сравнивать. Вам нужно приобрести или сделать эскизы узоров для кубиков, трехцветные кубики Б.П. Никитина (задняя стенка желтая, передняя белая, правая голубая, левая красная, нижняя по диагонали разделена на голубую и желтую, а верхняя - на белую и красную). Предлагайте ребенку задания по мере усложнения. Если ребенок не смог справиться с очередным заданием, то следует оставить все до следующего занятия, на котором начать играть с того места, на котором он остановился.

    Начинать осваивать игру можно уже со второго года жизни. Но перед тем, как показать ее ребенку, сложите сами несколько узоров. Самые простые из них составляются из четырех кубиков. Как правило, это одноцветные дорожки, квадратики и зигзаги. Полученный узор необходимо зарисовать в цвете. Готовые эскизы станут для малыша инструкциями, по которым он сам будет складывать узоры из кубиков. Далее переходите к составлению более сложных узоров - двухцветных. Они могут состоять из четырех и более кубиков. Постарайтесь придумать как моно больше вариантов и предлагать их ребенку по мере усложнения.

Третьим этапом станет составление трех- и четырехцветных узоров. Для этого используются стороны кубиков, разделенные по диагонали. Время от времени полезно меняться с ребенком местами, т. е. он составляет узор и по возможности зарисовывает его, а вы будете складывать кубики по его эскизу. Такие задания тоже очень полезны для его развития, поскольку малыш должен будет следить за вашей работой и сравнивать результат со своим заданием.

     Игра "Длинный и короткий"

     Это занятие развивает воображение ребенка, умение сравнивать и анализировать, развивает мелкую моторику рук, закрепляет в сознании малыша понятия "длинный" и "короткий".

Вам надо будет нарезать длинные и короткие полоски из однотонного картона. Разложите все полоски на две кучки. В одной будут лежать длинные, а в другой - короткие. Затем спросите у ребенка, чем различаются полоски в этих кучках. Когда вы получите нужный ответ, предложите малышу выложить с помощью этих полосок различные картинки. Можно рассказать историю о карлике и великане, которую вы с ребенком будете изображать полосками.

     "На опушке леса жили два друга: карлик и великан. У карлика был маленький домик, а у великана - большой (вы с ребенком обсуждаете, из каких полосок нужно строить домики, и затем выкладываете их). Около домика карлика был маленький забор, а около дома великана - большой. От домика карлика выходила короткая тропинка, а от дома великана - длинная".

     Можно придумать и другие интересные задания. Например, сделать железную дорогу, использовав для рельсов длинные полоски, а для шал - короткие.

     Когда ребенок прочно усвоит понятия "короткий" и "длинный", можно ввести еще одно - "средний". Так же можно изучить и такие понятия, как "узкий" и "широкий".

      Игра "Кубики"

     Занятие с кубиками поможет закрепить элементарные навыки сложения, сформировать умение сравнивать числа. Для игры вам понадобятся обычные игральные кубики.

     Вы с ребенком по очереди бросаете кубики на плоскую поверхность и сравниваете полученные результаты. Кубиков в игре может быть не больше двух. Если ребенок еще плохо считает, то лучше начать с одного кубика.

      Для того чтобы дошкольник запоминал результаты, после пересчета обязательно спрашивайте, сколько точек на каждом кубике (на выпавшей стороне). А после этого делайте вывод: "Значит, если к четырем прибавить пять, то получится девять". Немного позже предложите ребенку самому сделать такой вывод.

Кубики позволяют ребенку запомнить большинство операций сложения до 12.

      Игра "Сортировка"

     Занятие поможет научить ребенка выделять основные признаки предметов, тренировать навык счета, развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, усидчивость и внимание.

     Вам понадобятся различные мелкие предметы (разноцветные пуговицы, скрепки, игрушки из киндер-сюрпризов и т. д.), небольшая коробка, несколько спиче

     Поставьте перед ребенком коробку с мелкими предметами. Объясните, что ему нужно разложить предметы по спичечным коробкам так, чтобы в каждом были только одинаковые.

     После следует проверить правильность распределения предметов и предложить подсчитать их количество в каждой коробочке. При этом на коробках можно написать соответствующее число.

      Игры, развивающие речь и артикуляцию

     Для устранения нечленораздельности речи необходимо работать над дикцией малыша. Лучшими помощниками в этом деле станут разнообразные скороговорки и чистоговорки, каждая из которых содержит определенную группу звуков. Можно также применять упражнения на произношение по звучанию слов (например, рот - род). Предлагаем вам несколько игр и занятий для улучшения артикуляции и речи ребенка.

     Игра "Разноголосый зверинец"

    Эта игра помогает развивать артикуляционный аппарат ребенка, научить его различать животных по голосам. Вам потребуются картинки с изображением животных и их детенышей. Начинайте игру с хорошо знакомых ребенку животных.

    Покажите ребенку картинку с изображением какого-либо зверя и спросите, как это животное кричит, какой у него голос. В ответ малыш должен голосом изобразить крик животного. После этого спросите, как называется детеныш этого животного и как он разговаривает. Как правило, крик детеныша отличается только высотой голоса. Однако нередко речь идет о разных криках. Например, курочка кричит "ко-ко-ко", а цыпленок - "пи-пи-пи".

     Эту игру можно немного изменить: положить на стол перевернутую картинку и сказать ребенку, что там спряталось животное, которое кричит так-то. Малыш должен угадать это животное и назвать его детеныша.

      Игра "Сравним"

      Вы можете обогащать словарный запас малыша, развивать его логическое мышление, учить сравнивать различные предметы при помощи данной игры. Вам понадобятся два предмета для сравнивания (кубики разного размера, цвета и из разного материала, куклы и т. д.). Имейте в виду, что следует выбирать такие предметы, которые можно было бы сравнить минимум по трем признакам.

Вы показываете ребенку два предмета и спрашиваете, чем они различаются, а затем - чем схожи.

      Игра "Одним словом"

     Научить ребенка обобщать признаки предметов, обогатить словарный запас, развивать мышление и внимание можно с помощью данного задания. Нежелательно проводить игру дольше 7-9 минут, т. к. ребенок утомится.

     Вы даете краткое описание предмета или его функции, а ребенок должен назвать предмет. Например, "В этом предмете мама варит суп" - "Кастрюля".

      Игра "С какого звука начинается?"

     Цель данной игры - познакомить ребенка с понятием "звук", развить умение выделять первый звук в слове, внимание, тренировать дикцию и артикуляцию, слух. Не проводите игру дольше 5-7 минут, чтобы не утомить ребенка.

     Вы называете слово, а ребенок должен сказать, с какого звука это слово начинается. Но пред этим, если ребенок еще не знает, что такое "звук", необходимо познакомить его с этим понятием и показать на примерах вычленение первого звука.

      Игра "Выделяем звуки"

     Это упражнение помогает научить ребенка выделять из слова отдельные звуки, развивает дикцию и артикуляцию, слух. Начинайте работу с 2-3 слов, а затем постепенно увеличивайте их количество.

Ребенку предлагается несколько слов. В них он на слух должен определить одинаковые звуки. Например, "коза", "кукла", карусель" - одинаковый звук во всех словах - "к".

      Игра "Собираем оркестр"

    Эта игра поможет разнообразить речь ребенка, научить словообразованию, развивать логическое мышление и смекалку, тренировать дикцию и артикуляцию. Для игры будут необходимы карточки с изображением барабана, звоночка, дудочки.

Вы показываете ребенку карточку с музыкальным инструментом и спрашиваете, как тот играет, что можно на этом инструменте делать. Когда ребенок ответит, попросите его изобразить звук голосом.

       Игра "Скороговорщики"

       Скороговорки всегда помогали развивать дикцию и артикуляцию. В любое удобное время предложите ребенку выучит скороговорку. При этом вам и самим придется потренироваться.

      Игра для ребенка интересна тем, что порой получаются очень смешные оговорки. Предлагаем три скороговорки для игры.

Ткач ткет ткани на платок Тане.

Как у горки, на пригорке, жили тридцать три Егорки.

Орел на горе, перо на орле.

      Игра "Найди все буквы"

     Эта игра предназначена для ребенка, который уже знает буквы. Она способствует закреплению знания алфавита, развитию внимания ребенка. Вам понадобится книга с крупным шрифтом текста.

     Возьмите азбуку или другую книгу и покажите ее малышу. Скажите, что сейчас вы будете искать буквы. Ребенок должен найти все буквы по порядку в книге. Конечно, он может допустить ошибки в последовательности букв в алфавите. Но гораздо важнее, чтобы он знал начертания всех букв.

      Игры, развивающие усидчивость, внимание, наблюдательность и творческие способности.

    Возраст 3-6 лет является наиболее продуктивным для развития внимания и наблюдательности. Родителям необходимо учитывать возраст ребенка. Например, малыш 3-4 лет способен удерживать внимание на игре около 14-20 минут, а затем он устает. Время игры для ребенка 4-5 лет увеличивается до 30 минут, а для младших школьников это время равно длительности урока, т. е. 45 минут. Малыш не должен переутомляться, иначе у него появится неприязнь к подобным занятиям.

      Игра "Рисуем и разглядываем кляксы"

     Эта игра учит малыша навыкам первоначальной работы с красками, способствует развитию творческого интереса, развивает воображение и мышление ребенка. Для игры вам понадобятся акварельные краски, мягкая кисточка и чистый лист бумаги.

      Игра состоит из трех этапов. Сначала устройтесь с малышом за столом, возьмите чистый лист белой бумаги. Пусть ваш ребенок возьмет в руки кисточку. Обмакните кисточку в краску и перенесите кисть на бумагу так, чтобы краска капнула на бумагу и оставила кляксу. Попробуйте вместе с ребенком разные цвета краски, разный наклон кисти. На этом первый этап игры завершен.

     Затем ребенок может разглядывать получившиеся кляксы и пытаться в них увидеть различные предметы, детали окружающего мира, людей и животных. Можно задавать наводящие вопросы: "На что похожа эта клякса?", "Почему эта клякса похожа на дерево?" и т. д.

      Наконец, когда все кляксы рассмотрены внимательно, можно перейти к заключительному этапу игры. Ведь бесформенные кляксы можно дорисовать, разыгрывая целые истории на белом листе бумаги. Естественно, что в возрасте 3-4 лет ребенок не сможет самостоятельно придумать сюжет, а иногда даже угадать в разноцветных кляксах знакомые предметы. Вы должны ему в этом помочь, не принуждая ребенка, а показывая и подсказывая возможные ответы.

       Игра "Чудеса на виражах"

      Игра "ставит руку" ребенку, т. е. подготавливает к рисованию и письму, а также развивает координацию и точность движений, усидчивость.

     Вам понадобятся бумага и карандаш. Лучше сделать заготовки игры заранее. На бумаге нарисуйте извилистые дорожки. В начале дорожки изобразите велосипед, а в конце домик. Затем объясните вашему ребенку цель игры: "Тебе нужно проехать на велосипеде к дому по дорожке. Помни, что ездить по траве нельзя, а поэтому будь внимателен: дорожка очень кривая". Ребенок должен "проехать" на велосипеде до дома по нарисованной дороге, "не выезжая" за ее пределы и не отрывая карандаша от бумаги. Начинать можно и нужно с простых дорог, но затем задачу можно усложнить, сужая или расширяя дорожки, изменяя число и форму виражей.

       Игру эту также можно использовать и на детских праздниках, внеся в нее соревновательный момент: кто из детей быстрее и правильнее проедет по бумажной дорожке, тот получит приз.

        Игра "Обводилки"

      Любое занятие по рисованию развивает усидчивость, творческие способности ребенка, мелкую моторику рук. Для этого занятия вам потребуются шаблоны в виде фигур животных, фруктов и иное, бумага, карандаш. Проводите занятие только за письменным столом.

      Предложите ребенку нарисовать картинку при помощи шаблонов, которые нужно обводить. Сначала следует разместить шаблоны на бумаге так, как впоследствии малыш будет их обводить. Затем вы показываете ребенку, как нужно держать шаблон и как вести карандашом линию. Обведенные контуры ребенок может дорисовать или раскрасить.

       Игра "Повторялки"

     Игра может использоваться в качестве зарядки. Она развивает внимание и наблюдательность, координацию движений, тренирует мышцы ребенка.

      Вы становитесь напротив малыша и под ритмичную музыку выполняете простейшие движения (хлопки, притопы, кивки и т. д.). Ребенок должен все повторять. Если малыш справляется со всеми движениями, то становится ведущим.

       Игра "Что я вижу?"

      В эту игру можно играть на прогулке или в любом общественном месте. Она развивает внимание и наблюдательность ребенка.

      Вы и ребенок по очереди выступаете в роли ведущего. Вы говорите: "Я вижу..." и называете предмет, находящийся в поле зрения. Малыш должен быстро найти этот предмет и указать на него.

      Коммуникативные игры и игры для детских праздников

    Детей необходимо учить общаться. До трехлетнего возраста ребенок не осознает себя как часть общества. Примерно в возрасте трех лет малыш начинает перестраиваться и оценивать себя. Он еще не может полноценно общаться со своими сверстниками, но уже начинает понимать, что их мнение так же важно, как и его.

     Рассмотрим несколько вариантов таких занятий и игр, которые вы можете занять малышей во время дня рождения или любого другого праздника.

      Игра "Познакомимся"

     Эта игра хорошо подходит для детского дня рождения. Она помогает развивать коммуникативные умения детей, познакомить их друг с другом.

      Заранее приготовьте карточки с именами участников игры. Пока детей нет в комнате, спрячьте в ней карточки с именами. Когда малыши зайдут, предложите им найти эти карточки и раздать согласно написанным именам. Как правило, даже нечитающие дети знают начертание своего имени.

      Если ребенок находит карточку с чужим именем, то должен будет найти того, кому принадлежит это имя. Таким образом дети познакомятся друг с другом.

       Игра "У кого есть такой цвет?"

      Играть лучше с 3-4 детьми в большой комнате или на улице. Веселая игра развивает внимание детей, поможет им преодолеть стеснительность, закрепляет знания цветов.

      Разметьте дорожку, т. е. проведите две параллельные линии на некотором расстоянии друг от друга. Вы встаете сбоку и отворачиваетесь. Затем называете любой цвет. Игроки, у которых этот цвет присутствует в одежде, могут спокойно перейти дорогу, их водящий не может осалить. А те, у кого нет названного цвета, перебегают. Ведущий должен осалить бегущих. Тот, кого он поймает, становится ведущим.

       Игра "Волчок"

      Эта интересная игра поможет развить у детей умение общаться и справляться с застенчивостью. Вам понадобится толстая веревка длиной около 2-2,5 м с привязанной на середине ленточкой. Игра проводится в парах.

Каждый из двух участников берет в руку конец веревки. Игроки встают так, чтобы веревка между ними натянулась. По команде они начинают вертеться, как волчки, наматывая на себя веревку. Тот, на ком окажется середина веревки с ленточкой, считается победителем.

        Игра "Не зевай"

      Эта игра поможет развить внимание, память, быстроту реакции ребенка. Для упражнения вам потребуется мяч. Желательно, чтобы играло 3-4 ребенка.

       Сначала, выберите тему для игры. Например, животные. Далее необходимо представить, что каждый игрок является каким-либо животным, но точно не помнит, каким. Далее тема разбивается на несколько составляющих частей, и каждый загадывает их про себя. В нашем случае это может выглядеть так: Название животного. Покрытие кожи(шерсть, волосы, чешуя). Цвет. Местожительство. Чем питается. После этого ведущий бросает мяч в сторону игрока, называя какое-либо животное. Если игрока оно устраивает, то он может поймать мяч, а если нет, то отбить. Выбранное название необходимо запомнить.

      В конце игры нужно назвать все выбранное. Порой получаются очень смешные варианты. Например, пингвин, покрытый зелеными перьями, живущий в Мексике и питающийся копировальной бумагой.

      Игра "Замиралки"

     Эта игра помогает развивать слуховое восприятие и внимание ребенка, координацию движений. Если есть возможность, то лучше играть на улице, чтобы не стеснять движений детей.

      Игроки непринужденно ходят или бегают. В какой-то момент звучит команда ведущего: "Замри!" В это время игроки должны застыть на месте в том положении, в котором их застала команда ведущего. Тот, кто пошевелится, считается проигравшим.

      Игра "Кукольный дом"

     Игра больше подходит для девочек, мальчикам можно предложить строительство улицы с домами.. В любом варианте эта игра развивает творческие способности ребенка, логическое мышление, умение действовать сообща и прислушиваться к мнению другого человека.

     Вам потребуется большая картонная коробка, маленькие коробки, кусочки ткани, карандаши, клей, бумага и т. д. Из большой картонной коробки смастерите домик для маленькой куколки. Для этого достаточно вырезать отверстия для двери и окон. А уж дальше можно вволю пофантазировать. Вместе с детьми придумывайте, из чего сделать мебель для куклы, как украсить дом. Можно перед началом игры собрать в другую коробку все ненужное, что есть в доме. Например, пустые коробочки спичек будут ящичками для хранения кукольного белья, если их приклеить друг на друга. Игра хороша тем, что рассчитана на длительное время. Малыши будут постоянно выискивать предметы и материалы, из которых можно смастерить что-нибудь для кукольного домика.

 

 

 

 

 

 

Развивающие игры для детей 3-4 лет. Логика

Возраст 3-х – 4-х лет – это возраст познания, когда у ребенка вырабатывается своеобразное собственное логическое мышление, которое необходимо поддерживать и

 развивать. Поэтому кроме игр, описанных в статьях «Развивающие игры для детей 3-4 лет. Образное мышление» и «Развивающие игры для детей 3-4 лет. Моторика» специалисты «Дома Советов» дают советы и рекомендации, как именно развить детскую логику.

 

Собрать правильно.

Это очень простая игра, которая у взрослого не отнимет много времени, так как ее можно проводить параллельно с работой на кухне. Достаньте и поставьте на детский низкий стол или на пол кастрюли и положите рядом с ними вперемежку крышки. Попросите ребенка подобрать к каждой кастрюльке свою собственную крышку, чтобы она подошла по размеру и цвету. Можно кроме кастрюль поставить небьющиеся пластиковые или металлические банки, и тогда игра удлинится.

Игра с воздушными шариками.   

Покажите ребенку, что, если надуть шарик, и его не завязать, то он выпустит весь воздух и сдуется. Спросите у малыша, как он думает, почему это произошло. Если он выдвигает какие-то версии, внимательно выслушайте его и поправьте, если он не прав, и постарайтесь похвалить, если в его рассуждениях есть определенная логика (пусть даже и неверная). Расскажите истинную причину (доступную детскому пониманию), почему шарик сдувается, и почему его нужно завязать ниткой, чтобы надутый воздух остался внутри. Чтобы закрепить знания, нарисуйте на бумаге шарики, вместе с ребенком изобразите, как выходит воздух из незавязанного шарика – в виде тонких штрихов, клубочков и т.п. Подрисуйте к нарисованным шарикам ниточки. А потом можно поиграть с настоящим шариком, показывая, какой он легкий, и как красиво летает.

Обрисовка контура.

Нарисуйте на листе контуры листьев разных деревьев и попросите малыша указать контур, который принадлежит определенному листку. Для этого возьмите несколько листков с разных деревьев, как с характерным профилем – дуб, рябина, так и со схожими листками – липа, береза и т.д., положите их рядом с нарисованными контурами. Если ребенок затрудняется выбрать, подскажите ему, как можно точно подобрать – приложить листик к нарисованному контуру и посмотреть, совпадают ли все линии. Потом можно порисовать листья от руки, глядя на них, или обвести их контуры. Потом можно обвести контур руки ребенка, контур карандаша, чашки, других фигурных предметов.

Подбери подходящую вещь.

В эту игру можно играть дома, она не отнимет время у взрослого, зато даст возможность ребенку научиться сопоставлять предметы и требования к ним. Например, попросите малыша найти среди кастрюль на кухне такую, которая была бы больше какого-то предмета (покажите этот предмет), но меньше другого предмета (покажите этот предмет). Задайте дополнительные условия: например, чтобы эта кастрюля не имела зеленых рисунков, но имела красные. Это задание может касаться чашек, различных банок или других предметов, - тут главное, чтобы были похожие вещи, но отличающиеся тем или иным свойством – размером, цветом, формой и т.п. Можно попросить по такому же принципу подобрать книгу на полке – чтобы она была меньше такой-то книги, но больше такой-то, тоньше этого размера, но толще вот этого, чтобы на обложке были нарисованы звери, но не было людей и так далее.

Сколько по сколько.

Задайте ребенку задачу – как разделить на всех членов семьи имеющиеся фрукты или конфеты. Если в семье много людей, или должны прийти гости, можно расставить стулья по количеству гостей и сказать: тут будет сидеть тот-то, тут – тот-то. Предложите отложить в тарелку столько конфет или других угощений, сколько будет гостей. Когда ребенок будет откладывать угощение на тарелку, предложите ему называть по имени каждого гостя, а сами добавляйте цифры по порядку: бабушка – один, папа – два, дедушка - три, сестренка – четыре, братик - пять и так далее. Не страшно, если число гостей будет больше десяти, цифры называть можно, тем более, что их можно часто повторять и по другому поводу – например, считать кошек во дворе или голубей на крыше.

Спросите, как думает малыш, как распределить между всеми одну луковицу или одну морковку, похвалите за остроумный ответ, а если малыш затруднится ответить, подскажите ему сами и посмейтесь вместе с ним.

Развивающие игры для детей 3-4 лет. Моторика

Этот возраст является возрастом движения, поэтому рекомендации и советы специалистов от «Дома Советов» гласят, что чем больше развита моторика рук, тем большей степени развития может достигнуть ребенок в процессе своего взросления. Игры по моторике лучше всего сочетать с играми на развитие других психических процессов ребёнка, которые приведены в статьях «Развивающие игры для детей 3-4 лет. Образное мышление» и «Развивающие игры для детей 3-4 лет. Логика». В этой же статье вы познакомитесь с развивающими играми, которые улучшат моторику рук у малышей.

Лепка.

Для лепки подойдет мягкий пластилин, мокрая глина, кусочек теста. Для начала можно показать малышу, как можно слепить из пластилина колобок, кулич, разные другие фигурки: грибы, деревья, овощи. Если работа пойдет легко, и ребенку понравится, сделайте вместе с ним более сложные предметы, которые бы состояли из нескольких деталей – например, машинку, самолетик и так далее. Интересно будет малышу, если он вылепит из теста маленькие фигурки, особенно эта игра развлекает детей, если взрослые что-то готовят на кухне. Тогда малыш будет приобщаться к домашней работе и с удовольствием готовить вместе с другими членами семьи.

Можно взять в равных пропорциях соль и муку, смешать их вместе и добавить несколько капель воды, чтобы получилось тугое тесто, и из него вылепить забавную мордочку или фигурку животного, например, бегемотика. Потом фигурку запекают в духовке. После того, как она остынет, ее красят красками – так может получиться забавная настольная статуэтка. Сделайте вместе с ребенком, и он будет очень гордиться своей работой.

Массаж рук.

Если в доме есть орехи со скорлупой, положите их на стол или пол и предложите ребенку покатать их ладошкой все вместе. Потом можно положить один орех на одну ладонь, а другую положить сверху и покатать орех на ладошке. Можно предложить спрятать орех в руке, а потом «найти». Можно покатать орешек по наружной стороне кисти, положив одну руку на стол, а другой сверху покатать орешком. Дети любят играть с мелкими деталями – поэтому спрячьте орешек среди гороха в миске, и пусть ребенок его найдет.

 

Рисование на песке.

Насыпьте на плотный лист бумаги, на грифельную плоскую доску или на стекло горстку муки, песка или манки – то есть любой мелкодисперсный (не строительный) материал. Ладонью выровняйте его в плоскость тонким слоем. Предложите ребенку порисовать пальцем на нем. Покажите пример, затем снова засыпьте это место. Также можно использовать готовые специальные двойные доски с сыпучим материалом между ними и экраном. Но там рисовать гораздо сложнее, чем просто пальцем.

 

Работа, как игра.

Моторика детей может развиваться и в процессе помощи по хозяйству. А чтобы малышу не было скучно, превратите уборку в игру.

1. Например, часто во время домашних работ появляются лужицы от воды – во время готовки пищи, полива цветов, уборки и так далее. Научите ребенка пользовать губкой. Сначала налейте немножко воды в одну тарелку, предложите опустить в нее сухую губку и посмотреть, что из этого получится. Когда губка впитает воду, попросите ребенка аккуратно, не выжимая, перенести ее в другую тарелку и потом уже выжать воду. Когда у него будет хорошо получаться, предложите малышу следить, не появилась ли вода на полу или столе, предложите ему побыть главным над лужицами, и пусть у вас под рукой будет сухая губка, которой мог бы воспользоваться малыш, чтобы убрать воду.

2. Малыш может поиграть и в другую игру – собрать мелкие предметы на совок щеткой. Для этого понадобится маленькая щетка с недлинной рукояткой, чтобы ребенку было удобно ее держать, и небольшой совок, в который он мог бы сметать мелкий мусор. Нужно показать малышу, как лучше это делать, и несколько раз попробовать собрать мусор вместе с ним.

3. Некоторые дети любят играть с маленькими предметами. Попросите малыша выбрать из крупы черные камешки и зернышки. Насыпайте горки маленькими, чтобы ребенку с самого начала не стало скучно. А потом, по мере того, как будет заканчиваться «объем работ», добавляйте понемногу еще крупы. Если у ребенка пропал интерес, не настаивайте, а предложите ему поиграть в другой раз.

4. Поручите малышу быть главным по вытиранию посуды. Для начала поручите ему вытирать пластмассовые тарелки, ложки и другую не опасную посуду.

5. Можно объяснить ребенку, особенно мальчику, что можно накачать силу и при помощи обыкновенной мясорубки (если вы пользуетесь ручной), он может немного покрутить рукоятку, когда вы перекручиваете маленькие куски мяса, картофеля, помидоры и другие не очень плотные продукты.

6. Поручите ребенку пересыпать крупу из одной посуды в другую. Для начала возьмите пустую чистую сухую чашку, поставьте ее рядом с чашкой, наполненной крупой. Покажите малышу, как можно пользоваться ложкой, чтобы постепенно пересыпать крупу в пустую чашку. Постарайтесь подобрать удобную, нетяжелую, но достаточно глубокую ложку, которой было бы удобно набирать крупу. Также нужно показать, как набрать крупу, когда ее остается мало, и она на дне посуды – наклоните чашку, и покажите, как зачерпнуть оставшуюся крупу.

 

Разложи по формочкам.

Дайте ребенку миску с фасолью, пластиковые формы для яиц и плоский пинцет с округлым краем. Предложите ему брать пинцетом из миски фасоль и складывать ее в формочки. Малышу также интересно будет поиграть с пипеткой. Он может набирать пипеткой из стакана воду и капать в разные формочки. Хорошо, если формочки будут разного цвета, тогда можно обратить внимание ребенка, что вода кажется такого же цвета, что и формочка, объяснить, почему нам так кажется: вода прозрачная, и через нее мы видим стенки формочки, а саму воду почти не видим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x