Название статьи:
Консультация для воспитателей. Особенности музыкального фольклора Симбирско-Ульяновского Поволжья. | Фитисова Елена Арнольдовна. Работа №209671
Дата публикации:
08.04.2019
Автор:
Фитисова Елена Арнольдовна
Описание:
Автор: Фитисова Елена Арнольдовна
Консультация для воспитателей, в которой даются основные аспекты музыкального фольклора Поволжья, а именно Симбирского края.
Консультация для воспитателей.
Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ № 80
Фитисова Е.А.
Особенности музыкального фольклора Симбирско-Ульяновского Поволжья.
Жанры песенного фольклора Среднего Поволжья, в том числе и Ульяновской области, изучались Т.Ананичевой, М.А.Енговатовой, Л.Сухановой и др. Исследователи отмечают, что для музыкальной культуры всех народов Среднего Поволжья характерно наличие приуроченных и неприуроченных песенных жанров. Приуроченные песни, или песни, звучащие при определенных обстоятельствах, подразделяются на песни совместного и одиночного исполнения. В русских селах к жанрам совместного пения относятся зимние поздравительные величания, весенние заклички (они могли звучать в групповом и одиночном исполнении), весенние хороводные песни, свадебные, трудовые артельные песни. Свадебные и похоронные причитания, колыбельные песни - жанры сольного исполнения.
К приуроченным песням относится обрядово-песенный цикл, где особое место занимали зимние и весенне-летние песни и обряды. Так, на зимние святки (25 декабря - 6 января) пели величально-поздравительные песни с традиционным припевом "Таусень или "Ой, коляда!". Поэтому и название таких песен- "усеньки", "таусеньки", "колядки". Для весенне-летних обрядов (пасхального, семицкого, троицкого) характерны заклички ("жаворонки", "кресты"), хороводы, сопровождавшиеся песнями. Наиболее подробно региональные особенности календарных обрядов в Симбирском Поволжье отражены в книге А.А.Коринфского "Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа", вышедшей еще в 1901г. и впервые переизданной в 1995г.
Неприуроченные песни - это песни, исполняемые в любое время, при любых обстоятельствах. К ним относятся былины, протяжные, баллады, плясовые песни и частушки, городские песни и романсы, военные песни. Наибольшей любовью в селах, по мнению М.А.Енговатовой, пользовались протяжные песни. Среди них исследователи называют семейно-бытовую, солдатскую лирику, рекрутские песни. Популярность песен с воинской тематикой, вероятно, связана с исторической судьбой края, в прошлом -границы русского государства, местом поселения солдат, казаков, стрельцов, с появлением здесь большого количества солдатских слобод, острогов. Тема волжской вольницы ярко раскрывается в песнях разинского цикла. Пели протяжные песни "в поселках" (на посиделках), на гуляньях, в ожидании стада у околицы. Исполнялись песни как небольшими группами, так и "всем миром". М.А.Енговатовой выявлены две манеры исполнения протяжных песен: "петь с подголоском", "в свой рост" и петь "важненько". Первая - манера громкого пения напряженным звуком. Вторая - камерное пение для себя. Она отличается сдержанностью, тембровой и интонационной гибкостью. Основными исполнителями таких песен являлись женщины.
Разноликость местных песенных традиций отражается в исполнительской терминологии. Термин "петь" песню в ряде сел Ульяновской области заменен словом "кричать", "вопить" песню. В Кузоватовском районе встречается понятие "зевать" (дети "зевали", закликая жаворонков). По-разному называются и сами песни. Протяжные песни певцы именуют "долгими", частушки называют "скоморошины" (в Заволжском районе этим термином называли и плясовые песни). А протяжные песни о Волге и ее притоках именовали "волушки".
Национальные особенности песенного фольклора народов Симбирско-Ульяновского Поволжья исследованы недостаточно полно. В работах Т.Ана-ничевой, Л.Суховой анализируется музыкальный фольклор Среднего Поволжья в общем и выделяются характеристики национальных песенных традиций, характерные для всей средней Волги. Так, в мордовских селах наряду с другими песнями звучали песни рождественского дома, весенние песни, песни-моления, приуроченные к календарным и семейным праздникам, песни свахи (специальной женщины на свадьбе, руководящей событиями и комментирующей их своими песнями). В мордовских селах бытовали русские хороводные песни, которые исполнялись на русском языке, но в сопровождении мордовской музыки. Наибольшее распространение получили эпические песенные жанры и жанры одиночного пения. Протяжные песни у мордвы исполнялись совместно. В мордовских селах бытовали различные виды пастушеских инструментов: трубы из ветвей березы или клена, из склеенных колец липовой коры, вставленных друг в друга, нудей (нюди) - двойной кларнет из 2-х скрепленных полых тростниковых трубок, вставленных в свернутую конусообразную бересту, продольные флейты из тростника, липы, ивового прута. Для подражания птицам служили глиняные, деревянные, берестяные свистки. На всех инструментах исполнялись песенные мелодии, а в ансамбле с другими и плясовые.
В чувашской народной музыке были популярны песни-"помочи", песни "сохи и плуга", масляничные песни, свадебные, хороводные, игровые, посиделочные, гостевые и пирушечные песни. Большое распространение в 11оволжье имели молодежные вечера, связанные с рубкой капусты, которые назывались "'капустниками". Как отражение трудового процесса - рубки капусты - возник танец, где одна из фигур называлась '"кочан". Девушки образовывали тесную фуппу и толклись на месте. Парни оставались в стороне и приплясывали. На слова "хватайся за листья" парни подбегали к девушкам и растаскивали их по углам. В центре оставалась одна девушка, которую называли "кочерыжка".
Б танцевальном фольклоре народов Поволжья много движений, связанных с изображением повадок и целых сцен из жизни животных. Мордовская пляска "Медведь"' представляет собой подражание зверю неуклюжее топание на месте, прыжки, переваливание с одной ноги на другую. "Медведь" находится в кругу пляшущих, время от времени порывается схватить одну из девушек. В русской хореографии много внимания уделяется птице - лебедю, уточке, селезню. Хореографические движения имитируют движения птицы. В женском танце это многочисленные взмахи руками, как крыльями, в мужском - согнутые руки отводятся назад так, чтобы локти были позади туловища, а ладони выведены вперед,-тыльной стороной вверх: грудь исполнителя при этом сильно выпячена.
Общими в музыкальной хореографии для всех пародов Поволжья являются хороводы и пляски в сопровождении песни (в русских танцах -частушки). По исследованию В.И.Ионова, водились хороводы на определенно установленном месте. Сбор начинался на лавочке, или у дома гармониста, или на определенном месте в конце села. Шествие до места проведения также в каждом селе особое: парами, взявшись за руки линией, цепочкой, гурьбой. Место проведения хоровода всегда обусловлено расположением деревни. Если, например, деревня находится на горе, то хоровод проводится в ущелье; если в низине, то хороводы водятся на горе; если деревня окружена лесом, то отыскиваются ровные полянки; иногда хороводы исполнялись вдоль улицы, вдоль речек, исполнялись даже на кладбищах. Придя на место, участники либо удобно располагались на траве, либо образовывали круг и под песню начинали ходить кругами, змейками, исполняли затейливые "кружевики" хоровода. Хоровод включал в себя три части: наборная, собственно хоровод, разводная. Разводная часть заканчивалась тем, что вся хороводная процессия либо переходила на другое место и продолжала ведение хоровода, либо возвращалась в деревню. У каждой деревни были свои концовки. Так, в селе Абрамовка хороводы заканчивались троекратным обходом деревни (своеобразное заклинание от нечистей - остатки георгиевских хороводов). В других местах действие переносилось на улицу села либо в кельи.
По форме построений волжские хороводы и хороводные игры подразделяются на три основных типа: хороводы-шествия, круговые хороводы и хороводы линейного построения. Участниками хороводов-шествий были либо только девушки и молодые женщины, либо вся молодежь. Во время шествия ходили гурьбой рядами поперек улицы.
Скачать работу
Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ № 80
Фитисова Е.А.
Особенности музыкального фольклора Симбирско-Ульяновского Поволжья.
Жанры песенного фольклора Среднего Поволжья, в том числе и Ульяновской области, изучались Т.Ананичевой, М.А.Енговатовой, Л.Сухановой и др. Исследователи отмечают, что для музыкальной культуры всех народов Среднего Поволжья характерно наличие приуроченных и неприуроченных песенных жанров. Приуроченные песни, или песни, звучащие при определенных обстоятельствах, подразделяются на песни совместного и одиночного исполнения. В русских селах к жанрам совместного пения относятся зимние поздравительные величания, весенние заклички (они могли звучать в групповом и одиночном исполнении), весенние хороводные песни, свадебные, трудовые артельные песни. Свадебные и похоронные причитания, колыбельные песни - жанры сольного исполнения.
К приуроченным песням относится обрядово-песенный цикл, где особое место занимали зимние и весенне-летние песни и обряды. Так, на зимние святки (25 декабря - 6 января) пели величально-поздравительные песни с традиционным припевом "Таусень или "Ой, коляда!". Поэтому и название таких песен- "усеньки", "таусеньки", "колядки". Для весенне-летних обрядов (пасхального, семицкого, троицкого) характерны заклички ("жаворонки", "кресты"), хороводы, сопровождавшиеся песнями. Наиболее подробно региональные особенности календарных обрядов в Симбирском Поволжье отражены в книге А.А.Коринфского "Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа", вышедшей еще в 1901г. и впервые переизданной в 1995г.
Неприуроченные песни - это песни, исполняемые в любое время, при любых обстоятельствах. К ним относятся былины, протяжные, баллады, плясовые песни и частушки, городские песни и романсы, военные песни. Наибольшей любовью в селах, по мнению М.А.Енговатовой, пользовались протяжные песни. Среди них исследователи называют семейно-бытовую, солдатскую лирику, рекрутские песни. Популярность песен с воинской тематикой, вероятно, связана с исторической судьбой края, в прошлом -границы русского государства, местом поселения солдат, казаков, стрельцов, с появлением здесь большого количества солдатских слобод, острогов. Тема волжской вольницы ярко раскрывается в песнях разинского цикла. Пели протяжные песни "в поселках" (на посиделках), на гуляньях, в ожидании стада у околицы. Исполнялись песни как небольшими группами, так и "всем миром". М.А.Енговатовой выявлены две манеры исполнения протяжных песен: "петь с подголоском", "в свой рост" и петь "важненько". Первая - манера громкого пения напряженным звуком. Вторая - камерное пение для себя. Она отличается сдержанностью, тембровой и интонационной гибкостью. Основными исполнителями таких песен являлись женщины.
Разноликость местных песенных традиций отражается в исполнительской терминологии. Термин "петь" песню в ряде сел Ульяновской области заменен словом "кричать", "вопить" песню. В Кузоватовском районе встречается понятие "зевать" (дети "зевали", закликая жаворонков). По-разному называются и сами песни. Протяжные песни певцы именуют "долгими", частушки называют "скоморошины" (в Заволжском районе этим термином называли и плясовые песни). А протяжные песни о Волге и ее притоках именовали "волушки".
Национальные особенности песенного фольклора народов Симбирско-Ульяновского Поволжья исследованы недостаточно полно. В работах Т.Ана-ничевой, Л.Суховой анализируется музыкальный фольклор Среднего Поволжья в общем и выделяются характеристики национальных песенных традиций, характерные для всей средней Волги. Так, в мордовских селах наряду с другими песнями звучали песни рождественского дома, весенние песни, песни-моления, приуроченные к календарным и семейным праздникам, песни свахи (специальной женщины на свадьбе, руководящей событиями и комментирующей их своими песнями). В мордовских селах бытовали русские хороводные песни, которые исполнялись на русском языке, но в сопровождении мордовской музыки. Наибольшее распространение получили эпические песенные жанры и жанры одиночного пения. Протяжные песни у мордвы исполнялись совместно. В мордовских селах бытовали различные виды пастушеских инструментов: трубы из ветвей березы или клена, из склеенных колец липовой коры, вставленных друг в друга, нудей (нюди) - двойной кларнет из 2-х скрепленных полых тростниковых трубок, вставленных в свернутую конусообразную бересту, продольные флейты из тростника, липы, ивового прута. Для подражания птицам служили глиняные, деревянные, берестяные свистки. На всех инструментах исполнялись песенные мелодии, а в ансамбле с другими и плясовые.
В чувашской народной музыке были популярны песни-"помочи", песни "сохи и плуга", масляничные песни, свадебные, хороводные, игровые, посиделочные, гостевые и пирушечные песни. Большое распространение в 11оволжье имели молодежные вечера, связанные с рубкой капусты, которые назывались "'капустниками". Как отражение трудового процесса - рубки капусты - возник танец, где одна из фигур называлась '"кочан". Девушки образовывали тесную фуппу и толклись на месте. Парни оставались в стороне и приплясывали. На слова "хватайся за листья" парни подбегали к девушкам и растаскивали их по углам. В центре оставалась одна девушка, которую называли "кочерыжка".
Б танцевальном фольклоре народов Поволжья много движений, связанных с изображением повадок и целых сцен из жизни животных. Мордовская пляска "Медведь"' представляет собой подражание зверю неуклюжее топание на месте, прыжки, переваливание с одной ноги на другую. "Медведь" находится в кругу пляшущих, время от времени порывается схватить одну из девушек. В русской хореографии много внимания уделяется птице - лебедю, уточке, селезню. Хореографические движения имитируют движения птицы. В женском танце это многочисленные взмахи руками, как крыльями, в мужском - согнутые руки отводятся назад так, чтобы локти были позади туловища, а ладони выведены вперед,-тыльной стороной вверх: грудь исполнителя при этом сильно выпячена.
Общими в музыкальной хореографии для всех пародов Поволжья являются хороводы и пляски в сопровождении песни (в русских танцах -частушки). По исследованию В.И.Ионова, водились хороводы на определенно установленном месте. Сбор начинался на лавочке, или у дома гармониста, или на определенном месте в конце села. Шествие до места проведения также в каждом селе особое: парами, взявшись за руки линией, цепочкой, гурьбой. Место проведения хоровода всегда обусловлено расположением деревни. Если, например, деревня находится на горе, то хоровод проводится в ущелье; если в низине, то хороводы водятся на горе; если деревня окружена лесом, то отыскиваются ровные полянки; иногда хороводы исполнялись вдоль улицы, вдоль речек, исполнялись даже на кладбищах. Придя на место, участники либо удобно располагались на траве, либо образовывали круг и под песню начинали ходить кругами, змейками, исполняли затейливые "кружевики" хоровода. Хоровод включал в себя три части: наборная, собственно хоровод, разводная. Разводная часть заканчивалась тем, что вся хороводная процессия либо переходила на другое место и продолжала ведение хоровода, либо возвращалась в деревню. У каждой деревни были свои концовки. Так, в селе Абрамовка хороводы заканчивались троекратным обходом деревни (своеобразное заклинание от нечистей - остатки георгиевских хороводов). В других местах действие переносилось на улицу села либо в кельи.
По форме построений волжские хороводы и хороводные игры подразделяются на три основных типа: хороводы-шествия, круговые хороводы и хороводы линейного построения. Участниками хороводов-шествий были либо только девушки и молодые женщины, либо вся молодежь. Во время шествия ходили гурьбой рядами поперек улицы.