Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС.» | Хоменко Мария Васильевна. Работа №239418

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Хоменко Мария Васильевна
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС.»

Хоменко М.В

 

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми входе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель(замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе она носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и воспитатели также вовлекаются родители.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

Исследовательско-творческие

.

Ролевые с элементами игры.

Информационно-практико-ориентированные

.

Творческие

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому начиная с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты, например, «Любимые книжки», «Азбука здоровья» «Мир театра», «Наши защитники» «Мир животных и птиц»,«Осень»; «Спорт и я», «Герб моей семьи»

Для каждой группы существуют свои проекты, которые учитывают все особенности детей в группах. В зависимости от того, какую тему или сферу жизни хочет осветить педагог, проект может быть краткосрочным, долгосрочным или средней продолжительности..

Например, в средней группе в детском саду можно провести следующие проекты: «Спички детям – не игрушки!», «Полезные продукты питания», «Живая вода» и др. Так, проект «Спички детям – не игрушки!» призван объяснить дошкольникам об опасности огня, как вести себя в случае пожара и какие меры можно предпринять, чтобы не допустить возгорания.

С помощью проекта «Живая вода» можно уточнить знания детей о воде, её свойствах и агрегатных состояниях. Здесь же рассматриваются правила поведения на открытых водоёмах, и формируется эстетическое отношение к природе.

Проект «Полезные продукты питания» должен расширить знания детей о продуктах, их полезных свойствах, способах или местах их добывания, а также расскажет, какие блюда можно из них приготовить.

В старшей группе находятся дети о 5 до 6 лет. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер жизни. Проекты, реализуемые в ДОУ в старшей группе, учитывают эти особенности и направлены на их развитие. Например, проект «Наши добрые сказки» направлен на развитие интереса к книгам и чтению с помощью русских народных сказок.

В подготовительной группе в ДОУ распорядок дня малыша не отличается от того, который был ранее, но делается упор на моральную и физическую подготовку ребёнка к школе. При этом группах продолжают проводить занятия и реализовывать проекты, направленные на развитие различных качеств и навыков. Один из примеров проекта в ДОУ в подготовительной группе – это проект «Доброта спасет мир». Он направлен на развитие положительных качеств характера и призван замотивировать детей на совершение посильных им добрых дел.

Также существуют и детские проекты, в которых дошкольники получают знания самостоятельно или вместе с родителями. Например, в подготовительной группе в детском саду может быть реализован проект «Волшебные превращения молока». С его помощью дети должны узнать о различных видах молочных продуктов и способах их приготовления.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

-Проблема;

-Проектирование или планирование;

-Поиск информации;

-Продукт;

-Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

При реализации проекта в ДОУ он проходит следующие этапы:

Целеполагание

. Педагог помогает ребёнку выбрать посильную и актуальную для него задачу с учётом его возраста, способностей и интересов.

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.

Выполнение проекта – практическая часть.

Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детейроектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности

Таким образом, из всего выше сказанного и на основе практического опыта использования данного метода, можно сделать вывод, что метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.

Воспитателю всегда необходимо помнить о том, что задачи исследовательской деятельности всегда специфичны для каждого возраста. Поэтому в работе с детьми младшего дошкольного возраста воспитатели должны использовать под-сказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста можно предоставлять больше самостоятельности. Важна, также, поэтапность работы по проектному методу.

Советы
воспитателю по работе над проектом

Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. 
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

 

Список литературы

1.Веракса Н.Е, ВераксаА.Н. «Пректная деятельность дошкольников» пособие для педагогов дошкольных учреждений

2.Подкорытова Е.В. Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

3.Методическое пособие «Проектная деятельность детей и установление партнерских отношений с семьями воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для чего нужны проекты в детских садах

Ребёнок с самого раннего возраста начинает познавать мир. Задача дошкольного образовательного учреждения – дать базовые навыки и знания, которые пригодятся в дальнейшем. Например, в ДОУ детям рассказывают об алфавите, учат читать, а также выполнять простейшие математические действия – сложение и вычитание.

Внедрение проектов в детских садах призвано помочь построить эффективную образовательную программу и обучить детей различным умениям и навыкам.

Типы и виды проектов по ФГОС ДО

Существует определенная классификация проектов в детских садах. Они отличаются по срокам реализации, составу участников и тематике. В них используются различные методики и техники, направленные на развитие ребенка.

Существуют следующие типы проектов в ДОУ по ФГОС:

По доминирующему принципу.

По характеру содержания и информативности.

По роли ребенка в проекте.

По особенностям проводимых контактов.

По количеству участвующих в проекте людей.

По сроку действия.

В практике ДОУ используются следующие виды проектов:

Исследовательско-творческие

.

Ролевые с элементами игры.

Информационно-практико-ориентированные

.

Творческие.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

Большое значение имеют следующие виды проектов:

исследовательские;

индивидуальные;

групповые;

межгрупповые;

комплексные;

творческие.

Основной целью этого метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Документы, необходимые для реализации проекта

Прежде чем реализовать проект, воспитателю необходимо выполнить следующие действия:

Составить цель проекта.

Разработать план достижения цели.

Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

Составить план-схему проекта.

Собрать необходимый материал.

Включить в проект занятий разные виды деятельности.

Подготовить домашние задания для самостоятельного выполнения.

Презентовать проект в детском саду с помощью открытого занятия.

При реализации проекта в ДОУ он проходит следующие этапы:

Целеполагание

. Педагог помогает ребёнку выбрать посильную и актуальную для него задачу с учётом его возраста, способностей и интересов.

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.

Выполнение проекта – практическая часть.

Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Проекты для разных возрастных групп в ДОУ

В детских садах существует разделение на следующие группы:

ясельная

– от 1,5 до 2 лет;

младшая – от 2 до 4 лет. Может дополнительно делиться на 1-ю и 2-ю группы;

средняя

– от 4 до 5 лет;

старшая

– от 5 до 6 лет;

подготовительная

– от 6 до 7 лет.

Для каждой группы существуют свои проекты, которые учитывают все особенности детей в группах. В зависимости от того, какую тему или сферу жизни хочет осветить педагог, проект может быть краткосрочным, долгосрочным или средней продолжительности. Приведём некоторые примеры для каждой из возрастных групп.

Например, в средней группе в детском саду можно провести следующие проекты: «Спички детям – не игрушки!», «Полезные продукты питания», «Живая вода» и др. Так, проект «Спички детям – не игрушки!» призван объяснить дошкольникам об опасности огня, как вести себя в случае пожара и какие меры можно предпринять, чтобы не допустить возгорания.

С помощью проекта «Живая вода» можно уточнить знания детей о воде, её свойствах и агрегатных состояниях. Здесь же рассматриваются правила поведения на открытых водоёмах, и формируется эстетическое отношение к природе.

Проект «Полезные продукты питания» должен расширить знания детей о продуктах, их полезных свойствах, способах или местах их добывания, а также расскажет, какие блюда можно из них приготовить.

В старшей группе находятся дети о 5 до 6 лет. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер жизни. Проекты, реализуемые в ДОУ в старшей группе, учитывают эти особенности и направлены на их развитие. Например, проект «Наши добрые сказки» направлен на развитие интереса к книгам и чтению с помощью русских народных сказок.

В подготовительной группе в ДОУ распорядок дня малыша не отличается от того, который был ранее, но делается упор на моральную и физическую подготовку ребёнка к школе. При этом группах продолжают проводить занятия и реализовывать проекты, направленные на развитие различных качеств и навыков. Один из примеров проекта в ДОУ в подготовительной группе – это проект «Доброта спасет мир». Он направлен на развитие положительных качеств характера и призван замотивировать детей на совершение посильных им добрых дел.

Также существуют и детские проекты, в которых дошкольники получают знания самостоятельно или вместе с родителями. Например, в подготовительной группе в детском саду может быть реализован проект «Волшебные превращения молока». С его помощью дети должны узнать о различных видах молочных продуктов и способах их приготовления.

Образцы проектов по ФГОС

Для успешной реализации проекта необходимы следующие документы:

пояснительная записка;

паспорт проекта;

циклограмма его реализации;

этапы работы над ним;

итоги;

отзывы участников.

Одним из самых важных документов является паспорт проекта в ДОУ. На примере проекта «Детские новости в детском саду» рассмотрим, что входит в него. В документе указываются авторы проекта, его тема, тип и вид, цель, задачи, кто будет участвовать, то есть для детей какого возраста он предназначен, сроки его реализации и предполагаемые результаты. С его помощью педагоги планируют познакомить детей с работой журналиста и ведущего и дать им возможность сделать репортаж или выпуск новостей.

В проекте «Детские новости в детском саду» отдельно прописаны задачи для ребёнка и педагога. Образец паспорта проекта в ДОУ по ФГОС можно посмотреть здесь.

Рассмотрим проект «Мини-музей в детском саду. «Наследие земли русской», его цель в паспорте сформулирована следующим образом: создание мини-музея «Наследие земли русской» для обогащения воспитательно-образовательного пространства детского сада.

Реализация проекта включается в себя следующие этапы: организационный, основной и аналитический. Первый этап будет длиться 3 месяца, второй – 11, а третий – 1 месяц. В документах подробно расписаны каждый из этапов, при этом в подготовке к реализации проекта дети не участвуют. Они будут участвовать в основном и аналитическом этапах. Они будут формировать экспозицию музея, делать поделки самостоятельно и вместе с родителями.

Основная работа ложится на воспитателей и других работников дошкольного образовательного учреждения при реализации проекта. Организация образовательной программы ложится на руководителя ДОУ. 

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Мария Юрьевна Чередилина, кандидат педагогических наук, доцент МПГУ, федеральный эксперт Центра профобразования ФИРО:

– Очень важно, что, с одной стороны, мы сохраняем многообразие средств, методов работы, с другой стороны, мы формируем единое поле в понимании тех механизмов, тех закономерностей, которые лежат в современной управленческой деятельности дошкольной образовательной организации. Это имеет большое значение.

Ольга Владимировна Бережнова, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой развития образовательных систем БУ ОО ДПО «Институт развития образования»:

– Проблемой остаётся обеспечение доступности дошкольного образования, она не снята. Если мы решили вопрос обеспечения местами для детей с 3 лет, то дети до 3 лет в ряде регионов не имеют возможности посещать детский сад. Помимо доступности есть проблема качества дошкольного образования. Непонятны маркёры и индикаторы оценки качества дошкольного образования. Если в других уровнях образования есть оценки, то в ДОУ остаётся проблема оценки качества дошкольного образования без образовательных достижений. Большая проблема – разработка программ различного уровня. Как бы мы не общались на эту тему, проблема есть. У нас большое программно-методическое поле, это проблема выбора. Есть проблемы и во взаимодействии с семьями воспитанников. Они полноправные участники образовательных отношений, мы сотрудничаем с ними, но по-разному понимаем роль и значение системы. Родители видят одно, мы пропагандируем несколько другое. Поиск этих точек соприкосновения наверно тоже проблема. Надеемся на понимание со стороны родителей, что такое дошкольное образование, что это не присмотр и уход, это реализация образовательных программ. Разработка этих программ является сейчас одной из проблем. Нужно так это сделать, чтобы всем участникам образовательных отношений и родителям, и нам, педагогам, и школе, было совершенно ясно, что делает дошкольное образование.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт», которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

В настоящее время одной из главных задач современного образования является развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обучение в дошкольном образовательном учреждении должно строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение новых форм, методов осуществления образовательного процесса. Метод проектов актуален и эффективен, отвечает основным требованиям ФГОС ДО. Остановлюсь на основных целях проектной деятельности: развитие коммуникативных и исследовательских умений, навыков сотрудничества; развитие умений работать с полученной информацией, а также умений формулировать суть проблемы и навыков находить пути её решения; развитие критического мышления. Каждый ребёнок должен быть заинтересован в работе над проектом и осознавать, что же он лично может сделать для решения определённой проблемы. Поэтому в работе над проектом ребёнок выступает в роли исследователя, а педагогический работник – в роли консультанта, и он вдохновляет детей дошкольного возраста на то, что они делают.

 

Педагогическому работнику дошкольного образовательного учреждения всегда необходимо помнить о том, что задачи исследовательской деятельности всегда специфичны для каждого возраста. Поэтому в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагогические работники должны использовать под-сказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста можно предоставлять больше самостоятельности. Важна, также, поэтапность работы по проектному методу.

Первый этап разработки проекта – это всегда определённое целеполагание, когда выносится проблема на общее обсуждение детям. В результате совместного с детьми обсуждения проблемы выдвигается гипотеза. Второй шаг – это тематическое планирование по какой-либо проблеме, в ходе которого учитываются все виды деятельности детей: игровая, художественно-речевая, трудовая, познавательно-практическая, общение и т. д.

Второй этап работы над проектом заключается в разработке совместного плана действий по достижению поставленной цели. В первую очередь, проводится общее обсуждение для того, чтобы дети дошкольного возраста поняли, что они уже знают о том или ином явлении или предмете. При этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей дошкольного возраста. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, проведение экспериментов, изучение энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, тематические экскурсии.

После составления совместного плана действий начинается третий этап работы над проектом – его практическая часть. Дети дошкольного возраста исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления можно предложить решить проблемные ситуации. Необходимо соз-давать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, попробовать, придумать, догадаться. И поэтому среда вокруг ребёнка всегда должна быть как бы незавершённой, незаконченной. При этом особую роль в данном случае играют уголки познавательно-практической деятельности детей дошкольного возраста.

Заключительным, четвёртым этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах, которые зависят от возраста детей и самой темы проекта. Это могут быть итоговые мероприятия в различной форме: игры-викторины, оформление альбомов, фотогазет, тематические развлечения, организация фотовыставок, мини-музеев, показ спектаклей и т.д.

Проектная деятельность предполагает показать ребенку дошкольного возраста значимость его усилий для окружающих, а показать это можно только тем, что ребенок дошкольного возраста создает самостоятельно. Если же подобного не будет, то результаты деятельности детей дошкольного возраста не войдут в культуру дошкольного образовательного учреждения, а значит, существенно не повлияют на социальный статус ребенка дошкольного возраста, а, следовательно, и на развитие его личности. Поэтому внедрение проектной деятельности является неотъемлемой частью организации непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста на современном этапе развития образования.

< Предыдущая

 

Следующая >

 

 

 

Организация проектной деятельности в ДОУ по ФГОСС самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для неговсё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками»амостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Вдошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающиелогическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательскаядеятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.днтегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личностиребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например,давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их сролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашнихживотных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчествехудожников- иллюстраторовариативность использования интегрированного методадовольно многообразна.Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблемаереход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующимэтапам:занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;комплексные блочно-тематические занятия;интеграция:−частичная интеграция;−полная интеграция;метод проектов:−форма организации образовательного пространства;−метод развития творческого познавательного мышленияримерный план работы воспитателя по подготовке проекта1.На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.2.Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).3.Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.4.Составление плана-схемы проекта.5.Сбор, накопление материала.6.Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.7.Домашние задания для сам. выполнения.8.Презентация проекта, открытое занятиесновные этапы метода проектов1. Целеполагание:педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу наопределённый отрезок времени.

2. Разработка проекта– план деятельности по достижению цели:к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);в каких источниках можно найти информацию;какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);с какими предметами научиться работать для достижения цели.3. Выполнение проекта– практическая часть.4. Подведение итогов –определение задач для новых проектов настоящее время проекты классифицируются:a.по составу участников;b.по целевой установке;c.по тематике;d.по срокам реализации.В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:1.исследовательские-творческие проекты:дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет,драматизации, детского дизайна;2.ролево-игровые проекты(с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решаютпо-своему поставленные проблемы);3.информационно-практико-ориентированные проекты:дети собирают информацию и реализуют её,ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);4.творческие проекты в детском саду(оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна,например «Театральная неделя»).Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используютсяролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и дрначимы и другие виды проектов, в том числе:комплексные:«Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;межгрупповые:«Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;творческие:«Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;групповые:«Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;индивидуальныеЯ и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочнаяптица»;исследовательские:«Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности,долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).Основной целью проектного метода в д/у является развитиесвободной творческойличности ребёнка, котороеопределяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детейадачи развития:1.обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2.развитие познавательных способностей;3.развитие творческого воображения;4.развитие творческого мышления;5.развитие коммуникативных навыковадачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.В младшем дошкольном возрасте – это:вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).В старшем дошкольном возрасте – это:формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем исамостоятельно;формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, сиспользованием различных вариантов;развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессесовместной исследовательской деятельности.ЭтапыпроектаДеятельность педагогаДеятельность детей1 этап1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продуктпроекта.2.Вводитвигровую(сюжетную)ситуацию.3. Формулирует задачу (нежёстко).1.Вхождениевпроблему.2.Вживаниевигровуюситуацию.3.Принятиезадачи.4. Дополнение задач проекта.2 этап4.Помогаетврешениизадачи.5.Помогаетспланироватьдеятельность6. Организует деятельность.5.Объединениедетейврабочиегруппы.6. Распределение амплуа.3 этап7.Практическаяпомощь(понеобходимости).8. Направляет и контролирует осуществление проекта.7. Формирование специфических знаний, умений навыков.4 этап9.Подготовкакпрезентации.10.Презентация.8. Продукт деятельности готовят к презентации.9. Представляют (зрителям или экспертам) продуктдеятельности.Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезироватьполученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешноадаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучениянедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесьможно использовать следующие формы работыонсультации по темам:o«Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;o«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;o«Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;Семинары-практикумы:o«Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;

o«Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования ввоспитательно-образовательный процесс»;o«Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;o«Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;o«Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»римерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:1.«Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба,совет педагогов, творческая группа);2.«Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);3.«Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют всепедагоги);4.«Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);5.«Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительногообразования);6.«Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);7.проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;8.дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая,психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий пообслуживанию здания);9.социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники,социум)Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определитьзадачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии сосновными линиями развитияладший дошкольный возрастЗадачи обучения:1.пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;2.приобщать детей к процессу познания;3.формировать различные представления;4.привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;5.побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированиюовершенствование психических процессов:1.формирование эмоциональной заинтересованности;2.знакомство с предметами и действиями с ними;3.развитие мышления и воображения;4.речевое развитие.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

1.осознание поставленной цели;2.овладение различными способами решения поставленных задач;3.способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;4.поиск различных средств достижения целиинии развития личности.Физическое развитие:стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект«Азбука здоровья»);социальное развитие:формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты«Генеололгическое древо»);познавательное развитие:обогащение и расширение представлений об окружающем мире;расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи,межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любимсказки»);эстетическое развитие:развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).Старший дошкольный возрастадачи обучения:1.развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;2.развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;3.формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательнойдеятельности;4.развивать способность к прогнозированию будущих измененийормирование предпосылок учебной деятельности:1.произвольности в поведении и продуктивной деятельности;2.потребности в создании собственной картины мира;3.навыков коммуникативного общения.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:1.выявить проблему;2.самостоятельно искать нужное решение;3.выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

4.самостоятельно анализировать полученные результатыинии развития личности.Социальное развитие:развитие самопознания и положительной самооценки;овладение способами внеситуативно-личностного общения;высокий уровень коммуникативной компетентности;осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки олюбви», групповые проекты «Познай себя»);Физическое развитие:развитие осознанного отношения к своему здоровью;формирование потребности в здоровом образе жизни;совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбуказдоровья», «Секреты Ильи Муромца»)ознавательное развитие:систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическомумоделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна»рупповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект«Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);Эстетическое развитие:углублённое приобщение к искусству, многообразию худ. образов;овладение различными видами худ. деятельности;развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты«Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театр

 

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на МААМ. Копировать можно только зарегистрированным пользователям МААМ. Адрес публикации: https://www.maam.ru/detskijsad/proektnaja-dejatelnost-v-detskom-sadu-v-sotvetstvi-s-fgos-do-iz-opyta-raboty.html

Введение

Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Проект в ДОУ – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.  Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании. Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политик. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. 

Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал«проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями. «…Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «…творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В. С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания»,- писал К. Н. Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.

Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед»,«выступающий»«бросающийся в глаза». Сейчас этот термин связывается с понятием«проблема».

 

 

 

Метод проектов как педагогическая технология

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

 

 

Классификация тематических проектов в ДОУ

 

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

 

         1. По доминирующей в проекте деятельности:

        - исследовательско - творческий

         - ролево - игровой

         - творческий

          - информационный (практико-ориентированный)

         2. По предметно- содержательной области:

          - Монопроекты (одна образовательная область)

          - Интегративные (две и более образовательные области)

         3.  По характеру координации:

          - Непосредственный

          - Скрытый

        4. По характеру контактов:

         - С воспитанниками одной группы

         - С воспитанниками нескольких групп

         - С воспитанниками всего ДОУ

       5. По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):

         - Краткосрочные (1 – 3 недели)

         - Средней продолжительности (до месяца)

         - Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

6. По тематике

- творческие

- информационные

- игровые

- исследовательские

 

7. По составу участников

- индивидуальные

- групповые

- фронтальные

 

Виды проектов в ДОУ:

Творческие

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

 

Основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;

развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательскойдеятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

* обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

* развитие познавательных способностей;

* развитие творческого воображения;

* развитие творческого мышления;

* развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

* вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

* активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

* формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

* формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

* развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

* формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

* развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивнойбеседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

5. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

* занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;

* комплексные блочно-тематические занятия;

* интеграция: частичная или полная;

* метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.

План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов включают:

- Целеполаганиепедагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

- Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

* к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

* в каких источниках можно найти информацию;

* какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

* с какими предметами научиться работать для достижения цели.

- Выполнение проекта - практическая часть.

- Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать»детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ с использованием системной паутинки проекта

 

            1. Титульный лист - название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.

            2. Тема проекта и ее происхождение.

            3. Задачи проекта (образовательные, развивающие и воспитательные): для детей, для педагогов (не только для воспитателей, но, возможно, и для музыкальных руководителей, физкультурных руководителей, логопедов и т.д.), для членов семьи.

             4. Системная паутинка проекта.

             5. Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.     

             6.  Краткое содержание проекта:

            * Подготовительный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

            * Деятельностный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

            * Завершающий этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

            7. Описание продукта проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи

            8. Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (здесь уместно разместить фотографии продукта проекта).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Советы
воспитателю по работе над проектом

Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. 
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для родителей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы: 1. Заинтересованы ли Вы в совместной работе с воспитателями группы? _____________________________________________________________ 2. Что Вы считаете наиболее важным в воспитании и развитии ребенка? а) интеллектуальное развитие  б) здоровье  в) воспитание нравственных качеств личности  г) развитие творческих способностей  Дополните свой ответ:___________________________________________ 3. Готовы ли Вы принять участие в совместных с детьми мероприятиях? _____________________________________________________________ 4. Какие формы работы с семьёй Вы считаете наиболее эффективными? 5. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с народным творчеством? ____________________________________________________ 6. Обладаете ли вы достаточной информацией о сказах Бажова и природных богатствах Урала, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?________________________________________________________ Какие места нашего города вы можете предложить посетить в целях знакомства с народным творчеством? ________________________________ ____________________________________________________________________ Как часто вы вместе с ребенком: устраиваете совместные праздники? посещаете концерты? бываете в музее илибиблиотеке? какие читаете книги и обсуждаете ли прочитанное? смотрите совместно телевизор? _____________ ________________________________________________________________ Благодарим за сотрудничество! 2Дьюи Дж. Школа и

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×