Консультация для воспитателей ☼☼ | Гаркуша Ольга Геннадьевна. Работа №210148
Автор: Гаркуша Ольга Геннадьевна
Консультация для воспитателей " Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма"
Консультация для воспитателей
«Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.»
Обеспечение здоровья детей - основная цель, главная задача цивилизованного общества. Знакомство с правилами дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят. Такая работа требует от воспитателя четкого отбора необходимого наглядного и игрового материала.
В ходе организованной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель должен дать детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин, иллюстраций, просмотр видеофильмов, наблюдения на экскурсиях, беседы, заучивание стихов, чтение рассказов. Во время ФЭМП воспитатель дает понятие: «левая, правая сторона», то есть учит ориентироваться в окружающем пространстве. Привлекать старших дошкольников к составлению планов, схем участка, дороги и др. В изобразительной деятельности воспитатель должен учить детей рисовать, лепить, изображать различные виды транспорта их форму, соотношение частей, в трудовой деятельности изготовлять атрибуты для игр (светофоры, флажки, шапочки, макеты домов и др.). В ходе конструктивно-модельной деятельности, воспитатель должен учить детей планировать процесс возведения построек (улицы, машины, дома, мосты для транспорта, для пешеходов). По физическому воспитанию необходимо учить развивать координацию движений и ориентировку в пространстве через подвижные игры и игры эстафеты на закрепление правил дорожного движения. При организации музыкальных занятий детей нужно привлекать активно, участвовать в театрализованных представлениях по теме «Дорожная азбука». То есть обучение воспитанников правилам дорожного движения необходимо проводить в течение всего образовательного процесса, при проведении разных видов занятий.
Целью работы является формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Для ее достижения необходимо решить несколько задач:
создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Решение этих задач осуществляется через следующие формы работы:
Игры (ролевые, дидактические, подвижные)
Чтение художественной литературы
Праздники, развлечения
Целевые прогулки
Экскурсии
Беседы
Наблюдения
Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий. Детей следует размещать в таком месте, где группа не мешала бы движению и могла наблюдать нужные на данной экскурсии объекты. Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно - транспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах.
В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения.
Так, организуя целевые прогулки в младшей группе (один раз в два месяца), воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые машины, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей. Примерные темы экскурсий в младшей группе:
«Знакомство с улицей (дорогой, тротуаром)»;
«Наблюдение за работой светофора»;
«Наблюдение за транспортом»;
«Пешеходный переход».
Программа целевых прогулок в средней группе становится более широкой. Проводятся они один раз в два месяца. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными правилами дорожного движения, со словами: “проезжая часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”.
Примерные темы экскурсий в средней группе:
«Знакомство с улицей»;
«Наша улица»;
«Сравнение легкового и грузового автомобилей»;
«Наблюдение за светофором»;
«Перекресток»;
«Остановка общественного транспорта»;
«Знакомство со знаком «пешеходный переход»».
В старшей группе целевые прогулки организуются один раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.
Примерные темы экскурсий в старшей группе:
« Улица» (знакомство с ближайшими к детскому саду улицами)
«Правила поведения на улице».
«Знакомство с дорожными знаками «дети», «остановка трамвая», «остановка автобуса», «пешеходный переход», «пункт первой медицинской помощи», «пункт питания», «место стоянки», «выезд запрещен», «дорожные работы», «велосипедная дорожка».
«Наблюдение за транспортом»;
«Переход»;
«Перекресток»;
«Наблюдение за работой светофора»;
«Прогулка к автобусной остановке».
На целевых прогулках в подготовительной к школе группе (один раз в месяц) дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
Примерные темы экскурсий в подготовительной к школе группе: «Улицы и перекрестки»;
«Правила дорожного движения»;
«Наблюдение за работой светофора»;
«Наблюдение за движением машин и работой водителя»;
«Значение дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные)»;
«Знакомство с местом остановки пассажирского транспорта»;
Самое ценное - здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание.